1) Чем является центр, вписанной в треугольник окружности? (точкой пересечения биссектрис);
2) Чем является центр описанной около треугольника окружности? (точкой пересечения, срединных перпендикуляров);
3) Чем является ортоцентр? (точкой пересечения средних перпендикуляров);
4) Чем является центроид? (точкой пересечения медиан);
5) Как называется точка внутри треугольника, из которой его стороны видны под углом 120°, т.е. АОВ = ВОС = 120° (Ответ: точкой Торричелли).
6) В треугольнике центр описанной окружности, точка пересечения медиан, точка пересечения высот лежат на одной прямой, называемой … (Ответ: прямой Эйлера).
7) Для произвольного треугольника основания перпендикуляров, опущенных из любой точки окружности, описанной около него, лежат на одной прямой называемой … (Ответ: прямой Симсона).
8) Прямые, проходящие через вершины треугольника и точки касания, вписанной окружности, пересекаются в одной точке, называемой … (Ответ: точкой Жергонна)
Тест с выбором ответа.
Может ли точка пересечения биссектрис треугольника находиться вне этого треугольника? Ответ: да, нет.
Может ли точка пересечения медиан находиться вне этого треугольника? Ответ: да, нет.
Может ли точка пересечения высот находиться вне этого треугольника? Ответ: да, нет.
Где находится точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам:
прямоугольного треугольника ……(ответ: в средине гипотенузы)
остроугольного треугольника ……..(ответ: внутри треугольника)
тупоугольного треугольника …….. (ответ: вне треугольника).
3.Задания в группах.
(Для экономии времени, группы получают заготовленные на альбомных листах изображения треугольников; все построения выполняются фломастерами, циркуль –также с фломастером).
Индивидуальное задание для I группы:
1) Постройте остроугольный треугольник АВС
2) Постройте серединные перпендикуляры к сторонам АВ и АС. Точку пересечения обозначьте М. Чем является эта точка? (центром описанной окружности)
3) Постройте высоты к сторонам ВС и АС. Точку пересечения обозначьте К. Как называется эта точка? (ортоцентром треугольника).
4) Постройте медианы к сторонам АВ и ВС. Точку пересечения обозначьте Е. Как называется эта точка? (центр тяжести треугольника).
5) Каково взаимное расположение точек М, К, Е. Сделайте вывод.
Индивидуальное задание для II группы:
1) Постройте остроугольный треугольник АВС.
2) Постройте центр описанной окружности и проведете эту окружность.
3) Пусть Р – произвольная точка окружности. Проведите перпендикуляры РМ, РК, РЕ к прямым АВ, АС, ВС.
4) Каково взаимное расположение точек М, К, Е. Сделайте вывод.
Индивидуальное задание для III группы:
1) Постройте остроугольный треугольник АВС.
2) На сторонах данного треугольника постройте равносторонние треугольники.
3) В каждом равностороннем треугольнике найдите центр и постройте окружности, описанные около данных треугольников.
4) Точку пресечения обозначьте М и измерьте углы АМВ, СМВ, АМС. Сформулируйте вывод.
После выполнения каждая группа демонстрирует свои результаты и комментирует построения.
4. Физминутка. Упражнение для глаз.
Плотно закрыли глаза и широко открыли глаза. Повторите это упражнение 5-6 раз с интервалом 30 сек.
Посмотрите вверх, вниз, влево не поворачивая головы.
Вращения глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратном направлении.
5. Самостоятельная работа.
Биссектрисы АА1 и ВВ1 треугольника АВС пересекаются в точке О.
Найдите углы АСО ВСО, если АОС = 136°
К какой из сторон треугольника ближе расположен центр описанной окружности.
6. Итог урока.
Сообщение, комментарии оценок.
Пояснение к оцениванию заданий математического диктанта:
за верное выполнение 8 заданий диктанта оценка «отлично»;
за верное выполнение 6-7 заданий диктанта оценка «хорошо»;
за верное выполнение 5-4 заданий диктанта оценка «удовлетворительно»;
за выполнение менее 4 заданий диктанта оценка не выставляется.
Пояснение к оцениванию заданий теста:
за выполнение 4 задания без ошибок «отлично»;
за выполнение 3 задания без ошибок «хорошо»;
за выполнение менее 2 заданий оценка не выставляется.
7. Домашнее задание:
Выясните, как расположены точки, симметричные ортоцентру относительно середин сторон треугольника. Сформулируйте теорему и докажите ее.
2. Подготовьте экспресс-сообщение об ученом, чьим именем была названа точка или линия, свойство которой вы сегодня доказывали (Торричелли, Симпсон, Эйлер).