Урок по теме « Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
( с применением case-технологий).
8 класс.
Предмет: геометрия
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учебные материалы урока: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев и др. Геометрия, 7-9 классы, – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Раздаточные материалы:
Информационные кейсы, материалы, необходимые для оформления готового продукта.
Техническое оснащение: компьютер, интерактивная презентация к уроку.
Цели урока:
В направлении личностного развития.
Воспитание качеств личности, обеспечивающих культуру речи, социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения. Развитие способности к умственному эксперименту, необходимой для адаптации в современном информационном обществе.
В метапредметном направлении.
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер деятельности человека. Развитие умений учебно-познавательной деятельности.
В предметном направлении.
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи урока:
1. В направлении личностного развития.
Воспитывать у учащихся интерес к геометрии и познанию. Формировать положительный мотив обучения. Способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся, умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, быть объективными в оценке деятельности как своей, так и других. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, умение ставить проблему и искать пути ее разрешения. Формировать ответственное отношение к учебному труду.
2. В метапредметном направлении.
Расширить представления учащихся о геометрической фигуре – треугольник, как о неотъемлемой части окружающего нас мира, путем введения тригонометрических соотношений в прямоугольном треугольнике, о различном использовании в быту и жизни введённых тригонометрических соотношений. Показать учащимся способы описания практической жизненной задачи на математическом языке, возможность поиска и дальнейшего применения на уроках математики знаний, полученных в других предметных областях.
В предметном направлении.
Подвести учащихся к необходимости введения новых соотношений в прямоугольном треугольнике для решения проблемы, которую учащиеся формулируют при работе с case. Поставить перед ними задачу: самостоятельно при помощи теоретического case выделить понятие, которое помогло бы им решить проблемную задачу, оформить решение в виде алгоритма. Подвести учащихся к формулированию вопросов, связанных с вновь введёнными понятиями. Предложить учащимся закрепить полученные знания на примере решения практической задачи.
План урока
1. Организационный момент. – 1 минута.
2. Актуализация опорных знаний (теоретический опрос). – 5 минут.
3. Работа с case№ 1 - 5 минут.
3. Презентация результатов работы с case № 1, формулирование проблемы– 7 минут.
4.Формулирование темы и цели урока – 3 минуты.
5.Работа с case № 2, оформление результатов деятельности – 7 минут.
6. Презентация результатов работы с case№ 2 – 5 минут.
7.Формулировка вопросов, возникших в связи с введением новых понятий. – 3 минуты.
8. Решение практической задачи. – 5 минут.
9. Рефлексия. – 2 минуты.
10. Домашнее задание-1 мин
Учитель (1 мин): Эпиграф: Один мудрец сказал: « Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная».
Орг.вопросы: Сегодняшний наш урок мы посвятим работе с прямоугольным треугольником.
Работать мы будем в группах.Тьютор 1 группы.., 2 группы…, 3 группы…Спикерами будут: 1 группы … 2 группы… 3 группы…. У каждого лист самооценки, на всех этапах урока вы ставите себе отметки. В тетради вызаписываете число, а для темы оставьте место, мы попробуем ее сформулировать вместе в процессе работы.
1. Теоретический опрос проводят сами учащиеся (5 мин) геометрическая «пикировка». (ошибки в вопросах и ответах корректирует тьютор)
2. Работа с первымcasом(каждая группа получает свой) (5 мин).
1 группа:
2 группа:
3 группа:
Работа с кейсом заключается в следующем: 1) Знакомство
2) решение задач
3) нахождение проблемы
4) анализ проблемы и поиск путей решения
Так же попытайтесь сформулировать тему и цель нашего урока.
Представление каждой группы тех задач, которые решены и обозначение проблемы (проблемная задача на презентации выделяется другим цветом), (7 мин)
5. Учитель выдает второй case(одинаковый) и предлагает найти понятие с помощью которого решится их проблема. Решение задачи учащиеся оформляют на отдельном листе в виде блок-схемы(7 мин).
6. Формулировка темы («Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике» и цели урока познакомиться с новыми понятиями и научиться их применять…)
7. Представление решений задач с новыми понятиями. (5мин)
8. Учитель: Работая с casом высоздали универсальный инструмент , алгоритм, для решения данного типа задач. Познакомившись с тригонометрическими соотношениями в прямоугольном треугольнике, у вас возникли вопросы. Давай сформулируем их для дальнейшей работы потеме (1 мин).
- практическое применение
- история возникновения
- как найти sin350
- зависят ли от длин сторон тригонометрические соотношения
8. Сейчас мы ответим на вопрос о практическом применении (задача о пожарной машине). Первая решившая команда представляет на доске. (5мин)
9. Рефлексия.
Учитель: ребята, на самом деле, сегодня, работая с кейсом, вы проделали огромную работу по новым понятиям, которые будете изучать не только в геометрии, но и в 10-11 классе в разделе математики, который называется « тригонометрия». И повторю, что тригонометрические соотношения играют огромную роль в математике, так как являются универсальным инструментом для решения большого класса задач.
10. Домашнее задание. Выбирают один из трехуровневых case.
1 уровень: Историческая справка. Оформить с применением инфографики.
2 уровень: Историческая, археологическая задача.
3 уровень: Вывести значение тригонометрических соотношений для углов 300 , 450, 600.