МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. ПЫТЬ-ЯХА
Урок математики в 6 классе: « Положительные и отрицательные числа»
Автор:
Фатхрахманова
Роза Гатаулловна,
учитель математики
«Цифры (числа) не управляют миром,
но они показывают,
как управляется мир»
(И. ГЁТЕ)
Цели урока:
образовательные : повторить и систематизировать изученный материал по теме «Положительные и отрицательные числа»; закрепить знания, умения, навыки учащихся в ходе выполнения устных, письменных упражнений и заданий по данной теме. Подготовить учащихся к контрольной работе.
Цели урока:
развивающие : способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; обобщить и систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма.
Цели урока:
воспитательные : создать условия для воспитания чувства ответственности, толерантности, навыков делового общения; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам и учителю; воспитывать дисциплинарные навыки; интерес к предмету.
Задачи урока:
предметные : повторить, обобщить изученный материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Проверить умения и навыки учащихся при нахождении чисел, противоположных данным и изображении их на координатной прямой; закрепить знания в сравнении чисел и нахождении модуля чисел.
Задачи урока:
межпредметные: транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования; учить учащихся видеть важность изучения математики для понимания окружающего мира.
Задачи урока:
личностные: создать условия для развития личностных качеств ученика, логического мышления; способствовать умению точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, проектор, ручки, карандаши, линейки, тетради.
Тип урока:
урок повторения и обобщения.
История возникновения отрицательных чисел
Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н.э. Положительные числа тогда толковались как имущество , а отрицательные – как долг , недостача.
Математики Древней Греции не признавали отрицательных чисел, они не могли им дать конкретное истолкование. Лишь в работах Диофанта ( III в. н. э.) встречаются преобразования, которые приводят к необходимости выполнения операций над отрицательными числами, и отрицательные числа начинают появляться в некоторых математических трудах.
Диофант Александрийский
( III век)
Довольно широкое использование получили отрицательные числа в работах индийских ученых .
В их трудах встречается решение уравнений, где данные и ответы – числа положительные, известные числа, а в промежуточных вычислениях получаются отрицательные числа.
Положительные числа они называли настоящими , а отрицательные - ненастоящими, ложными .
Немецкий математик Михаил Штифель дал в 1544 году новое определение отрицательных чисел, как чисел, «меньших, чем ничто», то есть меньших нуля.
Сам Штифель писал: «Нуль находится между истинными и абсурдными числами…»
Рене Декарт (французский математик) предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637 г.)
Рене Декарт (1596-1650)
Актуализация знаний учащихся:
- Что такое координатная прямая?
- Что называют координатой точки на прямой?
- Какие числа называют противоположными?
- Какое число противоположно самому себе?
- Какие числа называют целыми?
- Что называют модулем числа?
- Какое число больше: положительное или отрицательное?
- На каких уроках вы встретились с положительными и отрицательными числами?
Актуализация знаний учащихся:
Найдите по шкале высоты гор и глубины морей и океанов.
Устные упражнения
Задание №1.
Определение наибольшего и наименьшего модуля.
Задание №2.
Сравнение целых чисел.
(из учебного интерактивного пособия к учебнику Математика 6; задания 40, 41)
Проверочная работа в двух уровнях сложности
I уровень
Дано число -14 .
Какое это число?
Его модуль?
Соседние с ним целые числа?
Напишите число, которое больше его.
Напишите число, которое меньше его.
Противоположное число?
Проверочная работа в двух уровнях сложности
II уровень
Даны числа -11 и -4 .
Модули этих чисел?
Какое из этих чисел больше?
Целые числа, расположенные между ними?
Напишите число, которое меньше данных чисел.
Напишите число, которое больше данных чисел.
Из двух чисел выберите то, у которого модуль больше.
Найдите расстояние между этими точками.
Физкультминутка («истинно» – ученики сидят, «ложно» – ученики встают)
- Два числа, имеющие одинаковые знаки называют противоположными.
- Число 0 противоположно самому себе.
- Модуль может быть отрицательным числом.
- -5 -8
- Температура изменилась на 5С°. Это означает, что температура понизилась на 5 градусов.
Письменные упражнения
1. Постройте координатную прямую.
Единичный отрезок равен длине двух клеток тетради. Отметьте на координатной прямой точку А (-4). Отметьте на этой прямой точку М правее точки А на 7 клеток, точку N правее точки А на 11 клеток. Точка С- середина отрезка М N и точка В правее точки С на 6 клеток.
Найдите координаты точек В, С, М, N .
Письменные упражнения
2. Найдите значение выражения:
а) б)
в) г)
д) е)
Дополнительное задание
По учебнику: № 986, задача с рубрики, где помещены задачи, помогающие учиться думать.
В старинной задаче имеются такие сведения: «Один купец имел 730 рублей и был должен другому 380 рублей. Второй купец имел 970 рублей и был должен первому 460 рублей». Сколько денег останется у каждого купца после взаимных расчётов? Попробуйте сформулировать задачу, используя понятие отрицательного числа.
Рефлексия
- Какая цель была у нас сегодня на уроке?
- Была ли она достигнута?
- Какие понятия вспомнили?
- Что нового узнали о положительных и отрицательных числах?
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что вам больше понравилось?
Итоги урока
- Сообщение учителя о достижении целей урока;
- Оценка результатов труда учащихся на уроке.
Домашнее задание
повторить п. 26-30,
письменная работа по индивидуальным карточкам.
Домашнее задание (I уровень)
Отметьте на координатной прямой точки D (5); Е (-3); М (4,5); N (-4,5). Какие из отмеченных точек имеют противоположные координаты?
Сравните числа: а) 0 и .
б) 2,8 и – 2,5. в) и 0.
Найдите значение выражения:
а) б) в)
Домашнее задание (I I уровень)
Отметьте на координатной прямой точки А (-5); С(3);
Е (4,5); К(-3), N (-0,5), S (6).
а) Какие из точек имеют противоположные координаты?
б) В какую точку перейдет точка С при перемещении по координатной прямой на -8? На +3?
Сравните числа: а) -7,6 и – 7,06.
б) -5,3 и 5,2. в) и .
Найдите значение выражения:
а) . б) в)
Домашнее задание (дополнительные задания)
По учебнику: № 986, №987, №988.
В старинной задаче имеются такие сведения: «Один купец имел 730 рублей и был должен другому 380 рублей. Второй купец имел 970 рублей и был должен первому 460 рублей». Сколько денег останется у каждого купца после взаимных расчетов? Попробуйте сформулировать задачу, используя понятие отрицательного числа.
При каких значениях а верно равенство а + = 0 и при каких неверно?
Возраст Москвы около 850 лет, Новгорода -1100 лет, Рима – 2700 лет, Александрии- 2300лет, Киева – более 1400 лет. В каком веке возник каждый из городов?