Урок-путешествие
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели и задачи урока:
1. Образовательные: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», повысить уровень осмысления учащимися изученного материала.
2. Развивающие: создать условия для развития у школьников вычислительных навыков, внимания, мышления, памяти.
3. Воспитательные: содействовать развитию у учащихся учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Наглядность:1). Математика: Учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений/ М 34 - Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2014. – 304 с.: ил. 2). Рисунки. 3). Математическое лото.
Дидактический материал: карточки, тесты.
Технические средства: ПК, проектор.
Ход урока
1.Организационный этап. (Слайд 1)
Задача: психологически подготовить учащихся к обобщению на учебном занятии
- Друзья мои, здравствуйте! Прошу вас присесть. Я рада вас видеть, и очень хочу работать с вами! Удобно ли вам?
Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока, урока-путешествия в страну положительных и отрицательных чисел.
- Какое сейчас время года? Назовите первые признаки весны?
- Какая сегодня температура воздуха на улице? ( +4°С )
- Повышение температуры выражается положительным или отрицательным числом? А понижение температуры?
- Я позволю себе вас спросить, если сегодня температура воздуха равна +4°, то какой будет температура воздуха через двое суток, если каждые последующие сутки она будет повышаться на два градуса?
- Пожалуйста, ответит …
- Кто согласен с ответом?
2 этап. Актуализация субъектного опыта учащихся
Задачи: обеспечить мотивацию учения школьников; обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия и плана.
- Попробуем предположить, чему же посвящен сегодняшний урок?
Прочитайте, пожалуйста, тему урока, записанную на доске.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а где мы в практической деятельности еще можем использовать знания по нашей теме урока?
(при решении задач на определение уровня воды в реке за несколько суток, задачи на движение в положительном и отрицательном направлении, в играх, когда штрафные очки выражаются отрицательными числами, а заработанные очки – положительными числами)
- Чему же мы будем учиться на уроке? (дети отвечают)
- Спасибо за ваши ответы. Да, сегодня мы обобщим и систематизируем знания по сложению, вычитанию, умножению и делению положительных и отрицательных чисел.
- Давайте составим план нашего урока, исходя из предложенной цели.
(учитель дополняет план, написанный на доске заранее)
1) Проверка …(д/з)
2).Повторение …(правил)
3).Путешествие по стране… (положительных и отрицательных чисел)
4). Подведение. (итога урока)
-Спасибо. Ребята, а что у нас принято на уроке? (дети отвечают).
- Да, конечно же, нам сегодня на уроке пригодятся: хорошее настроение; уважение друг к другу; знание материала; желание открыть истину; добросовестная работа; осмысление произведенной деятельности.
Проверка д/з. (дети сдают тетради с дом. заданием на проверку)
- Запишем в тетрадях число., классная работа и тему урока. (проверить посадку при письме).
- Какой вид транспорта мы выберем для нашего путешествия? (Слайд 2)
Это мы узнаем, ответив на несколько вопросов. Отвечаем на поставленный мною вопрос, записывая в тетради лишь первую букву ответа. Из записанных букв составим слово, которое определит вид транспорта
1. Как называются два числа, которые отличаются только знаками?
2. С какого числа начинается счет натуральных чисел?
3. Если -48 : (-8),то получится …
4. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют …
5. Числа, записываемые со знаком минус, называются …
6. Расстояние в единичных отрезках от начала координат до заданной точки – это…
- Какой вид транспорта получился? (пешком)
Чтобы быть физически здоровыми, сильными нужно больше двигаться, а в наши рюкзаки мы берем хорошее настроение и знания.
3 Этап. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Образовательные задачи: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний ; обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.
- Внимание, свое путешествие мы начинаем со станции «Сигнальная» (Слайд 3)
(На доске прикреплены карточки-лепестки, на них записаны два числа, у учителя в руках сигнальные карты со знаками «+», «–», «•», «:».
Проверка. Отвечаем «цепочкой».
- Продолжаем наше путешествие. Ребята, давайте встанем, выйдем из-за парт и пойдем к следующей станции ( шаг на месте под музыку)
- Прошу вас присесть. Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется поскорее узнать задания следующей станции.
- А следующая станция «Вычислительная» большая, она состоит из нескольких улиц и, чтобы успешно выполнить задания, будем работать в парах.
- Первая улица, на которой мы побываем, называется «Художественной», сюда отправляются ребята 1 пары. (Слайд 4)
– вам необходимо раскрасить гномика, выполнив предварительно задания одного из предложенных вариантов. (Приложение 1)
1 вариант- задание на воспроизведение изученных правил
2 вариант – задания в измененных ситуациях
- Ваше право выбрать любой вариант, решить его и полученный ответ поможет определить цвет для раскраски отдельных частей гнома. При возникновении вопросов обращайтесь к учителю.
- 2 пара переходит на улицу «Строительную» (Слайд 5)
Предлагается наборное полотно и карточки из пяти заданий. Каждое задание содержит четыре варианта ответов, один из которых – верный. В результате выполнения действий на наборном полотне мы построим «заборчик» из верных ответов. Будем строить «заборчик». (Приложение 2)
- 3 пара побывает на улице «Реставрационной» (Слайд 6). Вам необходимо заполнить математическое лото. (Приложение 3)
- Вы имеете право выбрать любой из предложенных вам вариантов, найти значение выражений и закрыть карточкой число на клеточке лото, соответствующее вашему ответу, перевернув ее. При правильно выполненном задании у вас получится красивый рисунок. Будем реставрировать рисунок.
- Внимание! Все три группы встречаются через 6 минут на площади «Домашнего задания».
4 этап. Контроля и самоконтроля (Слайды 7-9)
Образовательные задачи: выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий; установить причины выявленных недостатков; обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
- Ребята, поднимите руку у кого получились такие же рисунки?
- А кто допустил ошибки? На какое правило?
Повторить еще раз необходимые правила.
(Поблагодарить детей за выполненную работу.)
- А сейчас, ребята, проведем минуту отдыха для наших глаз.
Сидя, поставьте руки на пояс. Поверните голову направо и посмотрите глазками на локоть правой руки, затем поверните голову прямо, потом налево и посмотрите на локоть левой руки и снова прямо.
Выполняем упражнение под счет.
- Итак, ребята, мы на площади «Домашнее задание» (Слайд 10)
. Нам предлагаются задания по уровням. Из ряда чисел 8/9; -5/1; -¾; 3; - 15; ¼; 24 нужно составить с помощью математических знаков всевозможное количество
а) равенств (это на «удовлетворительно»)
б) равенств и сложных уравнений; (на «хорошо»)
в) равенства, сложные уравнения и две задачи в несколько действий( на «отлично»)
Условие: использовать только один раз предложенное число.
- Что необходимо знать для выполнения домашнего задания?
- Если забудете какое-то правило, то вам на помощь придет учебник. Откроем математику на с.304 – это оглавление, какие темы включены в параграф 7 и на каких страницах мы можем найти необходимые нам правила.
5 этап. Занимательная математика (Слайд 11)
Образовательная задача: Развивать интерес к предмету, внимание. - Продолжаем наше путешествие, выйдем из-за парт и весело пошагаем.
- Прошу всех присесть. Мы на привале, давайте немного отдохнем.
- Милые знатоки математики, попробуйте решить задачи:
1.«Три человека ждали поезд три часа. Сколько времени ждал каждый?»
1. «Ты пилот, твой самолет летит из Белгорода в Москву. Сколько лет пилоту?»
3) «Что тяжелее, один килограмм железа или один килограмм ваты?»
6 этап. Связь с жизнью предмета математики. (Слайд 12)
Образовательная задача:
-показать практическую значимость изучаемого материала .
- Итак, перед нами станция «Загадочная», чтобы попасть на нее нам нужно решить задачу.
Известно, что уровень воды в реке изменяется за каждый час на a дм. Как
изменится уровень воды в реке за 2 суток? Решите задачу при а =1/4 , = -1, 6.
- Прочитаем задачу, написанную на карточке. Вслух читает …
Анализ задачи: 1) что известно в задаче?
- чему равно значение а?
- положительное число показывает повышение или понижение уровня воды в реке?
- а что показывает отрицательное число?
- что необходимо узнать в задаче?
- зная, что уровень воды изменяется за каждый час на 1/4 дм или на -1,6 дм можно ли узнать, как изменится уровень воды в реке за 2 суток?
- как перевести сутки в часы? Какое действие необходимо выполнить?
(2 · 24).
- А можно составить выражение к этой задаче?
а ? (2 · 24) (записать на доске)
Решение задачи у доски
- Кто хотел бы поработать у доски? 2·24 = 56 (ч)
1/4 ? 56= 14 (дм) – повысится уровень воды в реке на 14 дм;
-1,6 ? 56 = - 89,6 (дм) – понизится уровень воды в реке на 89,6 дм.
Запишем ответ.
Решите задачу «Что это значит?». (Слайд 13)
Нужно расставить знаки действий вместо звездочек, чтобы получилось верное равенство.
а) -3, 2*5= -16; б) -9, 1*(-10)=0, 91; в)-73*73=0
( а) умножение; б) деление; в) сложение )
7 этап. Подведение итогов учебного занятия.
Образовательные задачи: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
- Наше путешествие подошло к концу. Позвольте спросить, реализовали ли мы цели урока?
- Выполнили ли мы план урока? Учились ли мы общаться друг с другом?
А кто из вас научился выбирать задания в соответствии со своим уровнем знаний?
- Я благодарю вас за сотрудничество на уроке, мне было приятно с вами работать, потому что у вас хорошие знания по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», ответы грамотные, логичные, вы уважаете друг друга, умеете работать в парах, формулировать цели урока и составлять план деятельности на уроке, внимательны, выполняете самоконтроль, проявляете интерес к предложенным заданиям и умеете их выполнять.
8 этап. Рефлексия
Образовательные задачи этапа:
- Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
- Сегодня вместо оценок за вашу хорошую работу я дарю вам закладки для учебников. Они помогут нам бережно обращаться с книгой и быстро находить необходимый материал.
( раздавать закладки и мобилизовать учащихся на рефлексию)
- А кому из вас понравилось путешествовать?
- Какие затруднения возникли и как вы их преодолевали? А сейчас давайте, ребята, попробуем заполнить «Рефлексивную карту». (Приложение 4) (Слайд 14)
- Спасибо за работу, мне очень понравилось, как вы серьезно относитесь к отрицательным числам. Думаю, что вам и в дальнейшем будут открываться интересные страницы загадочной страны «Математика». До свидания! (Слайд 15)