Спиридонова Наталья Дмитриевна, учитель математики
МБОУ «Чихачевская СШ», Бежаницкий район, Псковская область
Урок математики в 6 классе по теме «Положительные и отрицательные числа» (с использованием блочного метода)
Настрой на работу.
Посмотрите на эту стенку, на окно, вперед, поднимите левую руку, правую, помашите мне, дотроньтесь до коленок, повернитесь к соседу, скажите ему: «Привет»
Даже при выполнении этого незамысловатого упражнения у вас происходила борьба между двумя сторонами нашего внутреннего «Я»: плюсов и минусов.
СЛАЙД 2
Назовите свои лучшие качества, т.е. плюсы и что-то, над чем еще надо поработать, т.е. минусы.
Итак, в жизни плюсы и минусы живут рядом. И постоянно друг с другом борются. Математика неразрывно связана с жизнью людей и возникла из их практической деятельности.
3. Как вы думаете, какие арифметические действия возникли у людей первыми?
Давайте посчитаем и мы.
СЛАЙД 3
В чем возникло затруднение?
Что мы знаем о таких числах? Что хотим узнать?
Если мы не знаем человека, но очень хотим узнать о нем больше, как поступаем?
Так вот и мы с вами давайте познакомимся с числами, имеющими спереди знак плюс или минус
СЛАЙД 4
Как бы вы предложили их назвать?
Итак, тема сегодняшнего урока «Положительные и отрицательные числа». Цель урока – познакомиться с такими числами.
Откройте тетради, запишите тему урока «Положительные и отрицательные числа»
Издревле люди считали положительные числа прибылью, отрицательные – убылью, долгом. А мы с вами встречались с такими числами? По следующим слайдам запишите в левый столбец отрицательные числа, а в правый столбец – положительные числа
СЛАЙДЫ 5 -11
СЛАЙД 12
Как определить, когда температура больше (меньше)? (выше – больше, ниже - меньше). Сравните и сделайте выводы: любое положительное число больше любого отрицательного; любое положительное число больше нуля, любое отрицательное число меньше нуля. Из двух положительных чисел больше то, которое выше по шкале термометра; из двух отрицательных чисел меньше то, которое ниже по шкале.
СЛАЙДЫ 13 – 14
Где можно отметить положительные числа и нуль? (на координатном луче) Чем задается координатный луч? А где можно отметить отрицательные числа?
СЛАЙД 15
Перевернутый горизонтально термометр может служить прообразом координатной прямой.
СЛАЙДЫ 16 – 17
Запишите координаты отмеченных точек.
Корректировка правил сравнения чисел с помощью координатной прямой. ЭОР»Сравнение положительных и отрицательных чисел»
Самостоятельная работа с самопроверкой
СЛАЙД 18
Среди положительных и отрицательных чисел встречаются похожие, но имеющие разные знаки. Как бы вы назвали такие числа? Такие числа называются противоположными. Приведите примеры противоположных чисел.
СЛАЙД 19
Кто важнее?
СЛАЙД 20
Мультфильм «Кто важнее?»
Вывод!
О взаимоотношениях положительных и отрицательных чисел мы поговорим после физкультминутки. Физорг Миша нас уже ждет. СЛАЙД 21
Прошу вас помогать мне в сочинении сказки «Жили – были»
(Жили – были положительные и отрицательные числа. Жили они в различных государствах, которые враждовали между собой, как все плюсы и минусы в каждом человеке. Разделял их ноль, который занимал нейтральную позицию. И когда встречались положительное и отрицательное числа, то они начинали воевать друг с другом. Более сильное число теряло свои силы ровно на столько, каков был его враг. Победитель обязательно поднимал флаг своего государства «Плюс» или «Минус). Если же встречались числа из одного государства, то они дружили, объединяли свои силы и, конечно же, тоже поднимали флаг своего государства.)
(идея сказки от учителя математики Басаргиной Н.А.- прим.авт.)
СЛАЙД 22
СЛАЙД 23 + ЭОР «Положительные и отрицательные числа»
Сложение чисел с помощью координатной прямой СЛАЙД3
А теперь повторим то, о чем сегодня говорили Слайды 24,25,26 +
ЭОР «Положительные и отрицательные числа»
Рефлексия «Плюс, минус, интересно»
СЛАЙД 27
Оценивание себя
СЛАЙД 28
Домашнее задание по уровням
СЛАЙД 29