1. | Организационный момент | Проверка готовности суворовцев к уроку. Создать благоприятный психологический настрой на работу. Метод стимулирования отношений долга и ответственности | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками |
2 | Мотивация учебной деятельности | Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД | Обращается к учащимся со словами: Сегодня у нас заключительный урок в этой учебной четверти. Мы завершили изучение одной из важных тем в курсе математики 5 класса. Давайте подведем итоги пройденного. Вопросы: Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? А что нового узнали? Чему посвятим сегодняшний урок? Но этот урок будет немного необычным. Мы сегодня поговорим о значении математики. Очень часто можно услышать «а зачем нам изучать математику, зачем нам эта тема и где она пригодиться? Математика является тем инструментом, без которого невозможно полноценное развитие никакой науки. В настоящее время существует более 6 тысяч профессий, владение которыми требует хорошего знания математики, устойчивых навыков ее применения. При различных видах работ требуется производить различного рода расчеты, читать чертежи и многое другое Так как вы обучаетесь в военном суворовском училище, то сегодня мы поговорим о применении математики в военном деле. С какими задачами может столкнуться солдат или офицер в армии? Какие знания ему нужно применить для решения тех или иных задач? Сегодня мы с вами попробуем представить себя военными и пройдем по этапам урока, решая математические задачи. Взвод разделен на три команды, капитанами команд назначены достойные суворовцы. Вы должны понимать, что для того, чтобы команда победила, все без исключения должны работать четко и слажено, уметь слушать и слышать друг друга. Озвучиваются правила игры, порядок выставления баллов, команды получают бланки для записи ответов. На доске представлена сводная таблица. Название конкурса | Мак. балл. | Танкисты | Артиллеристы | Снайперы | «Разминка» | 4 | | | | «Попади в цель» | 8 | | | | «Конкурс знатоков боевой техники» | 2 | | | | «Эстафета» | 6 | | | | ИТОГО | 20 | | | |
| Слушают, оценивают предложение учителя, определяют смысл предстоящего поиска. | Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности. (личностные) |
4 | Основной этап игры 1.Разминка
2. Попади в цель
Физкультминутка
3.Знатоки боевой техники
4.Эстафета | Применение теоретических знаний при решении практических задач: нахождение скорости, времени, расстояния; логических задач. Совершенствование навыков решения уравнений. Совершенствование навыков работы в группах. Расширение кругозора.
| Предлагает вспомнить: Основные понятия по данной теме. Внимание на экран. Представьте, что видите мишень. Поочередно каждая команда производит выстрел (называя любое число из своего сектора) в результате отвечают на вопрос, который соответствует данному числу. Максимальное количество баллов этого конкурса равно 4. С нами сегодня работает эксперт – преподаватель математики Иноземцева И.Ю, которая будет осуществлять подсчет баллов и проверку ваших решений. Что называется, уравнением? Что такое корень уравнения? Что значит решить уравнение? Как называются компоненты при сложении? Как найти неизвестное слагаемое? Как называются компоненты при вычитании? Как найти неизвестное уменьшаемое? Как найти неизвестное вычитаемое? Как называются компоненты при умножении? Как найти неизвестный множитель? Как найти неизвестный делитель? Как найти неизвестное делимое? Капитаны команд подходят для получения секретного пакета Команды должны за кратчайшее время выполнить задание и сдать эксперту (один экземпляр оставляют себе для самоконтроля). Максимальное количество баллов -8 1. Решить уравнения: 1. x + 54 = 95 2. y–67 = 41 3. 25 · z = 125 4. 121: a = 11 5. a: 12 = 12 6. b + 0 = 0 7. c: 5 = 0 2. Найди ошибку: По одному суворовцу из каждой команды выходят к доске. А) (x – 24) +37= 49 х – 24 = 49 +37 х – 24 = 86 х = 86 – 24 х =72 Ответ: 72. Б) (x + 39) – 43 = 95 x + 39 = 95 – 43 x + 39 =52 x = 52 – 39 x =13 Ответ: В) 56-(х+21) = 34 ( 56+21) -х=34 77-х=34 х=77-34 х=43 Перейдем к более серьезному конкурсу. Так как вы обучаетесь в военном суворовском училище, то и будем говорить о применении математики в военном деле. Математика широко применяется на военной службе. Вы должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии. С какими задачами может столкнуться солдат или офицер в армии? Какие задания ему нужно применить для решения тех или иных задач? Сегодня мы попробуем представить себя в роли военных, решая математические задачи. На экране появляются поочередно появляются два слайда с зенитно-ракетной системой С-500 и танком Т-14 АРМАТА Вопрос: Знакома ли вам данная боевая техника? Преподаватель кратко знакомит суворовцев с новейшей техникой. Командам необходимо решить задачи на нахождение недостающих характеристик 1.Решив данное задание вы узнаете какова мощность зенитно-ракетной системы С-500. Упростите выражение 740-(х+117) и найдите его значение при х=73 2.Решив задачу вы найдете скорость танка Т-14. Если мощность двигателя Т-14 разделить на число, соответствующее диаметру пушки, затем к полученному результату добавите его массу и последнюю цифру сегодняшнего числа, то получите скорость. Чему равна скорость Т-14? (По одному разведчику отправляют к слайду за секретными данными) Эстафета проходит среди трех команд. Максимальное число баллов за конкурс равно 6. Учитывается скорость завершения задания, что приносит дополнительный балл. x – 182 =165 (24 + x) – 21 = 10 3) (x + 14) +16 – (11 + 8) = 40 4) Через 25 лет суворовцу Мите будет 36 лет. Сколько лет Мите сейчас? 5) Взвод их 19 человек готовится к марш-броску. Сколько четырехместных палаток необходимо взять с собой, чтобы разместить всех на ночлег? 6) Самолет Т- 160 и самолет –дозаправщик Ил -78 двигаются навстречу друг другу, находясь в небе на расстоянии 3300км, через сколько они встретятся, если Т- 160 движется со скоростью 850км/ч, а дозаправщик Ил- 78 со скоростью 800км/ч. | Актуализируют необходимые установки Вспоминают основные понятия, касающиеся уравнений и аргументируют нахождение неизвестного компонента в уравнении Предлагают: Свои способы решения уравнений Рассмотреть тексты заданий с уравнениями различного вида; Обеспечить условие, что способы их приведения к стандартному виду могут быть типичными. Необходимость свободного обмена мнениями и работы в группах. Выполняют зарядку для глаз Выполняют задания, сравнивают полученные результаты с вариантами возможных ответов, указывают правильные | Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям (регулятивные)
Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей. (познавательные) Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование
|
5 | Заключительный этап игры | Подведение итогов урока.
| Окончательное заполнение таблицы, подведение итога, выявление победителей. Все этапы завершены. Поздравляю команду победителей. Остальным не стоит огорчаться. Это вовсе не означает, что вы не способны. В целом вы все большие МОЛОДЦЫ. Для того чтобы успешно учиться, нужно развивать память, внимание, воображение, больше читать и решать задачи. И успех обязательно придет.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
6 | Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с преподавателем и другими детьми в классе. | Достигли мы цели урока? Что нового вы узнали? Поднимают смайлики. И сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением М.Борзаковского: Как воздух математика нужна. Одной отваги офицеру мало. Расчеты! Залп! И цель поражена Могучими ударами металла. И воину припомнилось на миг, Как школьником мечтал в часы ученья О подвигах, о шквалах огневых, О яростном порыве наступленья. Но строг учитель был. И каждый раз Он обрывал мальчишку резковато. «Мечтать довольно! Повтори рассказ О свойствах круга и углах квадрата». И воином любовь сбережена К учителю далекому, седому. Как воздух математика нужна Сегодня офицеру молодому! | Выполняют инструкции учителя | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |