kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Формула пути" для учащихся 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для учащихся 5 класса. Прект "Российское село" от всероссийской политической партии "Единая Россия". Урок с использованием местного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Формула пути" для учащихся 5 класса»

Урок по теме: «Формула пути». 5 класс. Учитель математики: Щекина Н.А.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели:

  • Предметные: разъяснить учащимся, что такое формула, формула пути; научить решать задачи, используя формулу пути и её производные.

  • Личностные: формироватьответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  • Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в окружающей жизни; умение моделировать реальные ситуации на язык математики;точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, интерпретировать полученный результат; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.



1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания и включение в деловой режим.

Лабиринт вопросов трудных

Разгадать помогут нам

Наши знанья и уменья

Со смекалкой пополам


2. Постановка цели и задач урока.


№1.Разгадайте ребус:



-Ребята, а вы слышали это слово? Знаете, что оно означает? (Ответы учащихся)

- «У математиков существует язык – это формулы» - это слова женщины-математика Софьи Ковалевской.

-Что такое формула? Какие вы знаете формулы? (ответы учащихся)

(Формула это запись какого-нибудь правила с помощью букв;

Формула периметра прямоугольника Р= а+а+в+в, Р=2а+2в;

Формула периметра квадрата Р=4а.)

-В математике существует ещё много формул. Об одной из них мы узнаем сегодня на уроке и научимся решать задачи с её помощью.


3. Актуализация знаний


№2. Решите задачи устно (слайды презентации):

  1. Пчела летит со скоростью 35 км/ч. Какое расстояние пролетит пчела в поисках нектара за 2 часа?

  2. Волк решил проведать собаку в деревне. Скорость волка 20 км/ч. Какое расстояние следует пробежать волку до встречи за 2 часа?

  3. В Антарктиде живут удивительные животные- пингвины. Летать они не умеют, но очень быстро передвигаются под водой со скоростью 8м/с. Какое расстояние проплывет пингвин за 5с?

  4. Самая маленькая птичка на земле - колибри. Несмотря на маленькие размеры колибри способны пролетать Мексиканский залив за 20 часов без остановки со скоростью 40км/ч. Какое расстояние без остановки способна пролетать колибри?

3. Изучение нового материала


-С какими величинами мы решали задачи?

-Вспомните, как найти расстояние, если известны скорость и время (Ответы учащихся).

-Это правило вы знаете из курса начальной школы, а сегодня на уроке мы запишем это правило в виде формулы, ведь формула – это правило, записанное с помощью букв.


-Расстояние, путь в математике обозначают буквой s, скорость – буквой v, а время движения – буквой t.

-Попробуйте записать это правило, о котором мы говорили с помощью букв. s=vt.

-Сформулируйте, что мы записали этой формулой (Правило, по которому находится расстояние, путь)


-Это равенство, это правило в математике называется формулой пути. Откройте учебник на стр. 64 и проверьте правильность нашей формулы.


-Запишите число и тему урока: «Формула пути».


-Используя формулы удобно решать различные задачи. Среди множества задач, которые приходится решать, нередко встречаются задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, машины, поезда, самолёты и т.д. Неважно, кто или что движется, ведь план решения от этого не зависит. И сегодня мы будем заниматься задачами на движение.

-Итак, как найти пройденный путь, если известны скорость и время движения? (Ответы учащихся)

На доске и в тетрадях сделать записи: s – путь, v – скорость, t – время

путь = скорость × время s = v ∙ t формула пути

№3. Решите устно задачи (работа в парах) (слайды презентации). Решают задачи, проговаривая правила и записывая формулы.


  1. Какую формулу нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?


Задача. Машина едет со скоростью 90 км/ч. Какое расстояние она проедет за 3 часа?


Таким образом, чтобы найти пройденное расстояние, надо скорость движения умножить на время движения.

Исходя из решения нашей задачи, запишем формулу пути, подставляя вместо чисел буквы: s = v ∙ t 


  1. Какую формулу нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?


Задача. Кошка пробегает расстояние 300 см за 5 секунд. С какой скоростью бежит кошка?


Таким образом, чтобы найти скорость движения, надо пройденное расстояние разделить на время движения.

Исходя из решения задачи, давайте с помощью букв запишем формулу скорости:v = s : t.


  1. Какую формулу нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Задача. Самолёт пролетел расстояние 5000 км со скоростью 200 км/мин. За какое время самолёт пролетел это расстояние?


Таким образом, чтобы найти время движения, надо пройденное расстояние разделить на скорость движения.

Используя буквы это правило можно записать так: t = s: v.

-Сейчас на уроке мы с вами решали задачи на движение, используя при этом формулу пути.


Работая в парах, получают следующие формулы (слайды презентации):

путь = скорость × время s = v ∙ t 

скорость = путь : время v = s : t

время = путь : скорость t = s: v


-Правило, записанное на математическом языке – это формула. Формулы применяют в алгебре, геометрии, физике, биологии, химии.… Без формул не может обойтись ни одна наука.


4. Первичное закрепление нового материала. Работа в парах.


-Ребята, помогите своему другу-однокласснику Ивану Петрову. Поможете? («Да» - ответы детей)


№ 1. У Ивана на уроке очень сильно заболела голова. Что нужно ему сделать?

(«Сказать учителю», «классному руководителю», «сходить в ФАП(фельдшерско-акушерский пункт)»,«к фельдшеру» - ответы детей)

-Всё это ребята правильно, молодцы! Но классный руководитель решил отправить кого-то из вас в качестве сопровождающего. Узнайте, кто из вас быстрее доведет больного Ивана Петрова до ФАПа.

Я даю таблицу с вашими данными. Помните, я вас спрашивала – какое расстояние от вашего дома до школы? Сколько времени вы тратите на дорогу? Используя эти данные, узнайте скорость каждого ученика 5 класса и выясните, кто же быстрее доведет Ивана.

Имя ученика

Расстояние от дома до школы, s

Время, затраченное на дорогу, t

Скорость ученика, v

Настя

300 м

10 минут


Алёна

1000 м

8 минут


Аня

51 м

3 минуты


Максим

500 м

5 минут


скорость = путь : время v = s : t

(Алёна – 125 м/мин).

№2. В ФАПе фельдшера не оказалось (она уехала получать лекарства в город Кольчугино) и необходимо было доставить больного Ивана Петрова к детскому врачу в поселок Бавлены. Рейсового автобуса ждать очень долго, а у Ивана очень болит голова. Чей папа сможет быстрей приехать с работы и довезти Ивана до ближайшего детского врача, до поселка Бавлены, если он будет ехать со скоростью 60 км/ч = 1000 м/мин. Используя данные таблицы, определите чей папа поможет нашему больному. Но сначала, ребята, переведите расстояние из километров в метры.

Имя ученика

Расстояние от работы до дома, s

Скорость, v

Времядвижения, t

Настя

150 км

1000 м/мин


Алёна

1 км

1000 м/мин


Аня

2 км

1000 м/мин


время = путь : скорость t = s: v

(Алёна – 1 минута).

№3. Детский врач, Ирина Викторовна, осмотрела больного Ивана и направила его в детскую больницу, в город Кольчугино. Папу Алёны срочно вызвали на работу, и ребятам пришлось добираться до детской больницы на рейсовом автобусе. Узнайте, какое расстояние Алёна и Ваня проедут на автобусе, если известно, что скорость автобуса 45 км/ч = 750 м/мин и до города Кольчугино автобус едет 30 минут.


Скорость автобуса, v

Время движения, t

Расстояние, s

750 м/мин

30 мин


путь = скорость × время s = v ∙ t 

( s=750х30=22 500(м), 22 500 м = 22 км 500 м)


№4. Компьютерное тестирование (индивидуальное задание). Задание 45. Формула пути. Контроль знаний. Количество заданий – 5. Система оценивания – 5 баллов. (ДИСК. Учебное интерактивное пособие к учебнику «Математика. 5 класс» авторов Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда. Программа TUTOR, «ИМЦ Арсенал образования», 2013.)


-Итак, Алёна благополучно доставила больного Ивана Петрова в детскую больницу, где ему оказали помощь и за ребятами приехал Алёнин папа и все вместе они добрались до дома.


ВЫВОД:

Общее время, которое затрачено на оказание помощи больному Ивану Петрову составило более 30 минут. А если бы у мальчика случился перелом или сотрясение…


Что нужно сделать, чтобы медицинская помощь детям в школе и жителям нашего села оказывалась быстрее? (Ответы учащихся).

  1. Открыть в школе медицинский кабинет.

  2. Привлечь специалистов в Большекузьминский ФАП (педиатра).

  3. Увеличить количество автобусных рейсов город Кольчугино – село Большое Кузьминское.


Дорогие ребята, сейчас ваша главная задача – это учёба, а в дальнейшем…

Кто-то из вас станет учителем или детским врачом, поваром или дояркой, водителем автобуса или работником торговли, предпринимателем… Не забывайте родное село, помогайте ему расти и развиваться, любите свой родной край… И не забывайте наши «сегодняшние» проблемы.

5. Итоги урока. Рефлексия


- Какое новое знание вы сегодня приобрели на уроке?(Ответы учащихся)

-Правильно, сегодня мы с вами говорили о формулах и активно использовали формулу пути.

- А что же такое формула?(Ответы учащихся)

-Расскажите правила и запишите формулы, по которым нам предстоит работать, если нам встретятся задачи на движение.

-Определите, что необходимо повторить для успешного выполнения данных задач (на следующий урок намечается выполнение самостоятельной работы по данной теме).


-Оцените своё настроение смайликом и оцените свою работу на уроке одним из предложений«(я узнал...»,«мне понравилось…», « у меня не получилось…» и т.д.).


6. Информация о домашнем задании.


§ 9. № 248, 250. Прочитать текст на стр.68-69 - «Язык, понятный всем» (из цикла – «Когда сделаны уроки»).


7. Дополнительное задание.

Устно – Математический тренажёр.5 кл. В.И.Жохов, В.Н.Погодин.

№16 стр.16. Используя формулу пути, найдите неизвестную величину.













Литература:

  1. Учебник - Математика: 5 класс/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.

  2. Буцко Е.В. Математика: 5 класс: методическое пособие/Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский и др. – М.: Вентана-Граф, 2016.

  3. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.

  4. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажёр: 5 класс: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2007.

  5. ДИСК. Видеоуроки. Математика. 5 класс. ООО «КОМПЭДУ», 2014.

  6. ДИСК. Учебное интерактивное пособие к учебнику «Математика. 5 класс» авторов Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда. Программа TUTOR, «ИМЦ Арсенал образования», 2013.

  7. Интернет-ресурсы:https://infourok.ru/.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок по теме "Формула пути" для учащихся 5 класса

Автор: Щекина Наталья Александровна

Дата: 16.02.2020

Номер свидетельства: 539953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Статья по теме:Формирование самостоятельной деятельности учащихся в рамках технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-ramkakh-tiekhnologhii-chtieniie-i-pis-mo-dlia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149833"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420321347"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Разработка интерактивного урока математики в 5 классе "Повторение формул" "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-intieraktivnogho-uroka-matiematiki-v-5-klassie-povtorieniie-formul"
    ["file_id"] => string(6) "144168"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418662460"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок алгебры в 7 классе на тему: "Формулы сокращённого умножения" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-alghiebry-v-7-klassie-na-tiemu-formuly-sokrashchionnogho-umnozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "163538"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422509765"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Формулы" "
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-5-klassie-po-tiemie-formuly"
    ["file_id"] => string(6) "200567"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428856189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "урок - соревнование на тему "Основные классы неорганических соединений" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-sorievnovaniie-na-tiemu-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "158604"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421767556"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1690 руб.
2420 руб.
1230 руб.
1760 руб.
1590 руб.
2270 руб.
1530 руб.
2180 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства