3. Воспитывающая: воспитывать заинтересованность и пытливость в процессе учения, воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм.
Оборудование: шкатулки с цифрами, рисунки с изображением камня, Змея Горыныча, Бабы – Яги.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в сказку.
Урок математики у вас проведу я, Юлия Сергеевна.
Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: листик, ручка, простой карандаш, сигнальные карточки. Прежде чем мы с вами начнём наш урок, я хочу, чтобы мы улыбнулись: вы мне, а я вам; и вы друг другу и нашим гостям. Ну что, готовы начать урок? Ну вот и отлично.
Вы хороший дружный класс.
Всё получиться у нас.
2. Чистописание.
Сейчас мы с вами проведём минутку чистописания.
У: Ребята, любите ли вы сказки?
Сегодня на уроке мы попадём с вами в сказку. Попадём с помощью волшебного числа. Какое число в сказках встречается особенно часто?
Д: Число 3.
У: Где оно встречается?
Д: Три желания у рыбки, тридцать три богатыря, три надписи на камне, три сестры и так далее.
У: Назовите мне двузначные числа, в которых есть 3 единицы.
А сейчас поработаем на листках.
Сели правильно, пишем красиво.
Д: 13,53,73,83 и т.д.
У: Из ряда чисел назовите мне наименьшее число и подчеркните одной чертой, и назовите наибольшее число, подчеркните двумя чертами.
У: Давайте сформулируем тему урока.
С какими числами мы с вами сейчас работали?
Д: С двузначными.
У:Какие действия вы умеете выполнять с двузначными числами?
Д: Складывать и вычитать.
Слайд №1 (тема)
3.Сообщение темы урока.
У: Поскольку сказка у нас не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но ещё повторим способ сложения и вычитания двузначных чисел, сразимся с хитрыми задачами. Давайте прочитаем тему урока – хром. Молодцы! Тема нашего урока – «Сложение и вычитание двузначных чисел».
4. Устный счёт.
А сейчас давайте проведём разминку. Не забывайте про сигнальные карточки, которые лежат у вас на партах. Если вы согласны с ответом ученика, вы поднимаете зелёную карточку, если не согласны, то красную.
Слайд №2
№1 Баба-Яга загадала Ивану –царевичу 10 лёгких загадок, а трудных – на 5 больше. Сколько трудных загадок загадала Баба-Яга Ивану-Царевичу? ( 15)
Слайд №3
№2 Белка подарила Ёжику 18 больших грибов, а маленьких – на 5 меньше. Сколько маленьких грибов подарила Белка Ёжику?
Слайд №4
№3 В мешке у Деда Мороза 8 игрушечных мишек и 20 зайчиков. На сколько меньше мишек, чем зайчиков, в мешке Деда Мороза?
5.Работа по теме урока.
Слайд №5
У: Было когда-то на свете большое сильное царство. Жили в нём красивые смелые люди. Никого они не боялись, но и сами никогда ни с кем не ссорились. А всё потому, что правила ими Елена Премудрая. Очень завидовала их счастью злая колдунья Карчена. Вот и решила она погубить Елену. Заманила её к себе,
заколдовала.
Слайд №6
А слугам её верным шкатулки подбросила, а над ними - знаки таинственные.
Что это за знаки? ( это числа)
У: – Какие это числа?
Д: Двузначные числа.
У: Придётся нам устно поработать с двузначными числами и помочь открыть нужную шкатулку. Прочитайте числа, записанные над крышками
Д: 35, 33, 73, 40, 13, 23. (хором)
У: Какое число лишнее? Почему?
Д: Число 40, так как в этом числе только круглые десятки. Во всех остальных числах есть десятки и единицы.
У: Открылась шкатулка с числом 40, а там письмо.
Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь!
Расколдовать её может, волшебный цветок,
А у кого я его спрятала, вы поймёте, коли от большого к меньшему пойдете. Баба – Яга.
Слайд №7
Нужно попробовать расположить числа, которые записаны над шкатулками в порядке убывания и соответственно записать буквы, которые даны с этими числами.
Запишите числа в тетрадь в строчку через клеточку.
Посадка.
На доске: 73, 35,33,23,13. (выходит ученик)
Прочитайте слово, которое получилось.
У кого же спрятан волшебный цветок?
Д: Получилось слово « Кощей», значит, цветок у него.
Давайте немножко отдохнём и дальше в путь отправимся.
Смотрите какой сказочный гость у нас в гостях. Давайте проследим глазками за снеговиком.
Слайд №8
У: Собрался верный слуга Елены Премудрой Илья – Муромец в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли, ехал, приехал к лесу. Обратите какое время года изображено на картинке? Скажите а у нас какое сейчас время года? У нас бывает такая зима, чтобы было столько снега? Да но очень редко. Но мы всё равно всегда рады снегу.
У: Ребята скажите пожалуйста каких зверей мог встретить Илья, когда через зимний лес ехал?
Слайд №9
Д: Лису, Зайца, Волка, Кабана, Белку.
У: Хорошо. Скажите а у нас все эти звери водятся? А каких можно встретить в нашем лесу?
А какие птицы не улетают в тёплые края? Кто знает?
Слайд №10
Д: Дятел, Снегири, Сойка, Сова.
Слайд №11
Выехал Илья из лесу и попал на развилку трёх дорог, а там камень лежит и надпись:
« Три дороги пройдёшь - путь к Кощею найдёшь.»
Задумался Илья:
« По каждой дороге пройти - время потеряешь, а тут каждая минута дорога – пропадут без Елены на земле мудрость и красота».
6. Закрепление пройденного материала.
У: Вот сейчас нам пригодится все ваши знания, умения, чему вы учились на последних уроках. Проверим, как хорошо вы умеете складывать и вычитать двузначные числа.
Перед Ильёй три дороги. У нас в классе парты стоят в три ряда.
Поможем Илье – Муромцу пройти сразу по всем дорогам.
Посадка.
Слайд №12
Первый ряд по первой дороге пойдёт, все камушки соберёт, примеры записанные на них сосчитает.
Запишите примеры в тетрадь в строчку, а потом проверьте друг у друга. (Один работает у доски, поставить оценку)
У третьего ряда тропинка непростая - извилистая да крутая. Смотрите не ошибитесь в пропасть не свалитесь. ( Один у доски работает оценку)
А мы со вторым рядом по средней дорожке проследуем, своё задание сделаем.
Внимательно рассмотрите запись.
Найдите закономерность, по которой располагаются числа в ряду от камня.
Д: Числа убывают, уменьшаются на 3
У: Запишите ряд чисел полностью. ( один у доски)
Дети выполняют задания. – Что у вас получилось?
Д: 20, 17, 14, 11, 8, 5.
У: А можем мы ещё уменьшить ряд чисел на 3?
Д: Да.
У: Какое число получиться? (2) допишите.
А я посмотрю, как дела у первого и третьего ряда. Проверим, не споткнулся ли кто на тропинке.
Открываются записи учеников, работавших у доски.
Проверяем, все дороги прошли.
Молодцы, ребята, справились все с заданием.
И я предлагаю вам немного отдохнуть.
6. Физминутка.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём.
Мы выходим из речушке, Направляемся к опушке,
Там садимся на пенёк,
И опять у нас урок.
Слайд №13
У: А вот и Кощей со своим другом Змеем Горынычем нас встречают, от злости хором шипят. Говорит Кощей: « Раз ты смог до меня добраться, Илья, сможешь и задачу мою решить.
Прочитаем задачу.
На доске: В моём саду яблоня растёт с золотыми и серебряными яблоками. Золотых 25, а серебряных на 12 меньше. Сколько всего яблок?
Давайте поможем Илье решить эту задачу.
Решение записывается у доски с комментированием.
З. – 25яб.
С. - ? на 12 меньше.
Всего - ?
25-12=13 (яб) – серебряных
25+13=38 ( яб)- всего
Ответ: 38 яблок. Оценка ученику
А в жизни бывают золотые и серебряные яблоки? Какие яблоки едим мы? (красные, зелёные, жёлтые).
Какую пользу приносят яблоки в реальной жизни?
Слайд №15
Мы ещё не все задачи решили. Три головы Змея Горыныча приготовили нам задания.
Задание №1. В услужении у Бабы – Яги 28 летучих мышей, а змей на 8 меньше. Сколько змей у Бабы – Яги?
Задание №2. По дороге от Бабы – Яги к Кощею бежали 9 верных её слуг карликов. Сколько карликов бежали к Кощею?
Задание №3. А третья голова предлагает примеры решить в столбик:
У доски по одному из ряда. Затем проверка. Сигнальные карточки.
Слайд №16
Молодцы со всеми заданиями справились и добыли мы волшебный цветок для спасения Елены Премудрой, а заодно повторили математические операции.
7. Итог урока:
Спасибо большое ребята за вашу активность. Новый год не за горами. И в преддверии его Я хочу подарить вам вот такие сказочные открытки с пожеланиями. На парте у вас лежит солнышко и тучка. Если вам понравился урок – сказка покажите мне солнышко, если нет, то тучку.