"Сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 100"
"Сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 100"
Урок математики, 2 класс
Автор: Мажарская Елена Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Перевальненская начальная школа»
Описание работы: Конспект урока математики на тему «Сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 100» разработан для учителей, работающих по программе «Школа России» . Урок составлен в виде путешествия с использованием групповой формы работы.
Задачи урока:
Образовательные.
Закрепление умения учащихся прибавлять и вычитать в пределах 100.
Совершенствование умения решать задачи, сравнивать выражения, решать выражения удобным способом и ориентироваться в геометрическом материале.
Формирование умения работать самостоятельно.
Развивающие
Развитие логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти, познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся.
Воспитательные.
Воспитывать положительное отношение к учебному процессу, интерес к предмету.
Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 100"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Перевальненская начальная школа»
Симферопольского района Республики Крым
Конспект открытого урока математики
во 2 – Б классе
Тема: «Закрепление пройденного по теме сложение и вычитание в пределах 100 . Решение задач».
Учителя начальных классов
Мажарской Елены Леонидовны
2015г.
Тема: Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» .Решение задач.
Вид урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Тип урока: урок – путешествие
Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, карточки .
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
-знать название и последовательность чисел от 1до 100;
- разрядный состав числа;
-формировать навыки счёта, вычислительные навыки;
-совершенствовать умение решать задачи;
Формируемые УУД:
Познавательные:
-формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
-строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
-формировать умение работать в паре, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
-уметь выполнять взаимопроверку;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата;
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Задачи урока:
Образовательные.
Закрепление умения учащихся прибавлять и вычитать в пределах 100.
Совершенствование умения решать задачи, сравнивать выражения, решать выражения удобным способом и ориентироваться в геометрическом материале.
Формирование умения работать самостоятельно.
Развивающие
Развитие логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти, познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся.
Воспитательные.
Воспитывать положительное отношение к учебному процессу, интерес к предмету.
Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
Время реализации занятия: 40 минут.
Ход урока:
Организационный момент
– Прозвенел уже звонок Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Сядьте ровно, ножки вместе, Ручки полочкой на стол, Начинаем разговор.
II. Актуализация опорных знаний.
Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Математика сложна, но скажу с почтением,
Математика нужна всем без исключения.
Мы сегодня с вами отправляемся в какое царство?(Тридевятое)
- Из каких цифр состоит тридевятое? (3 и 9)
Открываем тетради запишем число классная работа. Сегодня у нас 9 декабря это дата нашего путешествия.
И пропишем число 39 (каллиграфическая минутка.)
Что можете сказать про это число.
Запишите в виде разрядных слагаемых.
И так , начинаем наше путешествие. В некотором царстве, в тридевятом государстве жили -были Иван Царевич и Василиса Прекрасная. Жили они вместе вот уже сколько лет...Посчитайте пожалуйста.
40+50-70=20 30+30-40=20
Но однажды Василиса исчезла. Иван Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Поможем ему?
III. Сообщение темы и цели урока.
-Целью нашего путешествия будут испытания, которые ждут наших героев и нас, так как мы должны будем им помогать своими знаниями . Сегодня мы закрепим полученные раннее знания для дальнейшего изучения математики. Будем решать задачи .Находить значения выражений сравнивать числа.
Приготовились? (Ответы ребят)
VI. Актуализация,повторение, закрепление и отработка полученных знаний.
Куда же идти, где искать Василису? Кто похитил ее? Мы узнаем это, когда
найдем «лишнее» число:
13,35,40,33,75,23
Запишите в тетради эти числа в порядке убывания
-что значит в порядке убывания? Поменяетесь тетрадями проверьте как выполнил задание ваш сосед если правильно записали ставите на полях знак +,если есть ошибки исправляете ставите +-
Прочитайте числа.
75,35,33,23,13
перевернем карточки и прочитаем: КОЩЕЙ
Понял Иван Царевич что Василису надо искать у Кощея. И отправился в путь
Первая поджидает его у леса Баба Яга. Которая взяла ваш учебник математики открыла его на странице 74 и приготовила вам задание. Что нарисовано у вас на полях учебника?(Домик Бабы Яги).
Какое число надо набрать.В парах составьте как можно больше примеров чтобы в ответе было 17.
Проверка (чтение получившихся примеров,если пример повторяется не читаем)
Что мы делали? (Мы набирали числа чтобы получилось число 17).
Молодцы.
Иван Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Нужно победить все три головы Змея.
Решите примеры:
1 ряд 2 ряд 3 ряд (ответ 20 30 40).
Что повторяли (Приемы сложения и вычитания).Но ему этого мало , он приготовил для вас еще одно задание по рядам. Докажите Змею Горынычу что вы умеете решать примеры(каждому ряду задание с примерами).
1 ряд 2 ряд 3 ряд
30+6= 32-4= 48-9=
40+2= 46-5= 27-7=
38+2= 20+6= 50+6=
18+1= 40-6= 66-5=
16-3= 56-8= 23+20=
Пришел Иван Царевич на распутье. На придорожном камне надпись:
«верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький». По какой дороге идти Ивану?
Молодцы, а теперь давайте отдахнем.
V.Физминутка.
VI. Работа над задачей.
-Попал наш Иван Царевич в дремучий лес.Чтобы выбраться из него ему необходимо решить задачу от Кощея.
-Это задача?(докажите)
-Посмотрите на два чертежа. Кощей хочет нас запутать , чтобы не возвращать Василису. Какой чертеж подходит к нашей задаче. Почему?
-Начертите его в тетрадь.
-Каким способом можем решить задачу?(можем по действиям, можем выражением).
-Запишем решение по действиям себе в тетрадь.
Запишите самостоятельно ответ (проверка )
- Итак, меч в руках Ивана, путь в царство Кощея свободен. Замок Кощея находится на огромной высокой скале. Поможем Ивану преодолеть скалу, выполнив это задание (самостоятельная работа).
Прочитайте примеры, запишите и верно посчитайте
Проверка решенных примеров (кто согласен показывает +, кто не согласен -)
Вот Иван царевич уже на территории замка, но Кощей не успокаивается, не хочет отдавать Василису. Предлагает выполнить еще одно задание.
Геометрический материал.
У меня 4 башни. Первая – пустая. Василиса не в самой высокой и не в самой широкой. Где она? Но отдавать нам ее он не спешит. Просит найти периметр стен этой башни.
Вот мы и спасли Василису Прекрасную. Последнее задание поработать в парах. Даю вам карточки у вас должно получиться волшебное слово.(Спасибо).
-Кто мог сказать вам «спасибо».
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?
-Какие темы повторили?
– Всё ли было понятно?
– Какова ваша роль на уроке?
– Что бы хотели выполнить ещё?
Вот наш урок подошел к концу.
-Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно,
Я похвалю вас всех сейчас!
Я хочу раздать вам смайлики. Если для вас было все понятно нарисуйте смайлику улыбку,если возникали трудности при выполнении заданий нарисуйте обычный смайлик и если совсем ничего не понятно нарисуйте печального смайлика.
VIII. Домашнее задание.Стр.74,№ 23,№18.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
Горы и озёра нужно ей пройти, Но на счастье девочки, печка на пути (показ иллюстрации к сказке слайд №2)
- Печка, моя матушка, милая, скажи: Куда же гуси- лебеди, братца унесли?
-А давайте, ребята, вспомним, как печка помогла девочке? (Ответы учеников)
-Правильно, печка не указала ей путь, потому что девочка не стала кушать пирожка. А наша сказка математическая мы должны выполнить задание.
И сказала печка, важно ей в ответ: - Выполнишь задания, и найдёшь ответ.
Поможем девочке, не будем поступать, как она сделала? (Ответы учеников)
III. Актуализация,повторение, закрепление и отработка полученных знаний.
1. Устный счёт.
Решение неравенств из диска в приложении к учебнику математики (М. И Моро) для 2 класса.
Печенка довольная похвалила нас. И в дорогу дальнюю проводила вас (похвалить ребят)
2. Нахождение значения выражений:
-А с кем же дальше встретилась девочка? (Ответы учеников : с яблонькой)
- Яблонька, зелёная, милая, скажи (Слайд №3) Куда же гуси – лебеди братца унесли?
Значение выражений ты скорей найди ,
А помочь в решении, ребят попроси.!
-Поможем дальше спасать братца? (Ответы учеников
Перед вами яблоки, нужно сорвать яблоко, найти значение выражения
Иди Антон, А яблочки не простые, математические, и к вам они попадут, если вы правильно решите нам пример на доске, а вы, ребята, - в тетради.
3. Физминутка.
Гуси- лебеди летели, братца Ванюшку несли, (поднять руки и помахать) То взлетали, то взмывали, то спускали до земли (потянуться высоко и присесть).
Побежим и их догоним, братца Ванюшку спасём,(бег на месте) Сядем тихо, все вздохнём, и опять считать начнём (глубокий вдох, выдох, сесть за парты).
-Продолжаем путь, с кем же дальше в сказке встретилась девочка? (Ответы учеников: с речкой)
Карта перед нами. Итак, отправимся в путь. (слайд№6)
_-Куда мы попали? (Ответы детей в лес)
-Что было дальше? (Ответы детей: девочка заблудилась в лесу и набрела на избушку на курьих ножках)
-Все правильно. А в нашей сказке немного по – другому. Давайте посмотрим на экран.
5. Решение числовых выражение и нахождение их значений:
-Повернув направо, заглянем мы под ель, В избе на курьих ножках Яга прядёт кудель (показ иллюстрации к сказке, слайд №7)
По цепочки каждый ряд начинает движение по своей тропинке.
Если мы правильно решим примеры, выйдем на одну общую дорогу.
5 +5 +20 +5 _20 _10 (5)
15+5 _20 +10 +15 _20 (5)
Проверка: хлопни, если правильно.
При помощи этого числа мы откроем замок, под которым Баба- Яга держит мальчика.
- Молодцы, ребята! Откроем дверцу в домик, и Ванюшку возьмём!
6.Физминутка . Гимнастика для глаз. (Слайд №8, диск CD-электронные физминутки для глаз, автор И. А. Галкина),
-Глазки отдохнули, продолжаем наш урок.
-Теперь нам нужно торопиться возвратиться быстрее домой, потому что скоро должны вернуться родители ребят.
-А куда они уехали в сказке? ( Ответы детей: на работу)
С кем дальше повстречалась девочка и как она поступила в этот раз?
( Ответы детей: она встретилась с речкой, попила киселя и даже спасибо сказала) .
-Оставляя горы, реки позади, бежит, спешит та девочка,
Но речка на пути (показ иллюстрации к сказке, слайд №9)
- Речка, моя реченька, крутые берега, Спрячь меня и братца, как спасла тогда!
Задачку ты скорей решай, и друзей на помощь своих призывай! (Слайд №10)
7. Решение задачи
(задача демонстрируется на слайде № 11)
Баба-Яга приготовила 35 литров волшебного зелья. В 1 бочку она налила 20 литров. Сколько литров волшебного зелья налила Баба-Яга во 2 бочку?
-Давайте, ребята, разберём задачу.
-О чём в ней говориться? (Ответы учеников)
Назовите условие. А что такое условие? (Ответы учеников: это то, что в задаче известно)
Назовите вопрос. А что такое вопрос? (Ответы учеников: это то, что в задаче неизвестно)
Каким действием решим задачу? (Ответы учеников : )
Почему? (Ответы учеников)
-Запишите решение и ответ в тетрадь.
(На слайде №7 демонстрируется краткая запись задачи. А решение и ответ дети самостоятельно записывают в тетрадь)
А теперь составим обратную задачу, что значит обратная задачу
-Молодцы! Продолжаем урок.
8. Геометрический материал.
– Яблонька кустистая, ветви опусти, Спрячь детей, ветвистая, от гусей спаси!
(показ иллюстрации к сказке, слайд №12)
-Посмотрите на экран и выполните следующее задание: ( слайд №13)
как называются эти фигуры? (Ответы детей: многоугольники)
на какие две группы их можно разделить? (Ответы детей)
Какие ещё фигуры вы знаете? (Ответы детей)
Как они называются в математике? (Ответы детей: геометрические фигуры)
На стр. 73 № 13 (1) измерьте длины сторон красного треугольника и найдите периметр.
9. Самостоятельная работа учащихся.
– Ваш путь к концу подходит, но печка на пути,
Не можем мы, естественно, мимо здесь пройти (показ иллюстрации к сказке).
- Отведайте, ребята, печного пирожка, (Слайд №14)
А я за это время, отдохну пока.
Откинемся на спинку стула и закроем глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат пирожков с яблоками…. А теперь считаем пирожки двойками до 20.(2,4,6,8,10,12,14,16,18,20). Открыли глаза. Вот мы и снова в классе!
(Каждому учащемуся раздаются карточки в форме пирожка, на которых записано числа, нужно представить их в виде суммы разрядных слагаемых и выполнить взаимопроверку в парах ).
-Все сейчас получите пирожки с яблоками , вы выполняете задание и проверяете друг у друга, если найдёте ошибку, то нужно её исправить, доказав правильный ответ.
( проверка: индивидуально у каждого ученика)
V.Рефлексия урока.
-Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно,
Я похвалю вас всех сейчас! (Слайд №15,, учитель даёт качественную оценку работы учащихся на уроке)
-Вот и закончился наш урок. Понравилось ли вам сегодня работать на уроке?(Ответы детей).
-Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
Вспомните, как вы ощущали себя на уроке:
Оценим свои достижения при помощи сигнальных карточек
- Если было интересно и понятно на уроке – то поднимите зелёную сигнальную карточку.
-Если было интересно, но некоторые задания казались непонятными, то поднимите жёлтую сигнальную карточку
-Если было трудно на уроке, то поднимите красную сигнальную карточку.
VI. Домашнее задание: (стр73 №12,14)
Задачи урока:
1. Для учителя: показать, чему научены дети, каков уровень их знаний, умений и вычислительных навыков в пределах 100;
для учащихся: показать, как учащиеся научились применять полученные знания по данной теме.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание.
3. Сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.
4. Воспитывать аккуратность.
Задание 1.
Нужно решить круговые примеры и прочитать по какой теме мы будем выполнять задания.
9 + 7 -с 30 + 4
16 + 20-л 70 – 1
12 – 7 28 – 20
96 + 1 8 + 6
16,36,
Сложение и вычитание чисел
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
-Сегодня на уроке математики вас ожидают необычные приключения, потому что мы отправимся с вами в лес. Да и лес, ребята, в который мы попадем, тоже необычный – математический.
Путешествуя по нему, вы покажите, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100, как умеете решать задачи, правильно строить отрезки, логически мыслить.
Поэтому я вас попрошу, ребята, быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь – это ваше участие на уроке.
-Сегодня мы с вами пропишем цифру, а какую вы узнаете, когда отгадаете загадку.
К этой цифре ты привык
Это цифра – снеговик
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру….( 8 )
-Взяли ручки и написали эту цифру.
-Вы знаете, ко мне в руки попало письмо, которое написал один сказочный герой. Как же его зовут? Это мы сейчас узнаем. Я вам буду называть числовые выражения, а вы мне будете называть значения этих выражений. Правильно вычислив эти значения, мы сможем открыть букву имени сказочного героя.
А оценивать ваши ответы мне помогут солнышки. Если ответ правильный, то солнце ярко светит на небосклоне. Если вы ошиблись, но сами исправились, то солнышко спрячется за тучку. Но если ответ неправильный, то на небе появится грозная туча. Но я надеюсь, что этого не случится.
Чему равна сумма чисел 20 и 40?
Чему равна разность чисел 54 и 4?
Подумайте, какое число на 2 меньше, чем 40?
Какое число на 3 больше, чем 12?
Увеличьте число 50 на 40.
19 минус 9
На сколько 30 больше 11?
Из какого числа надо вычесть 4, чтобы получилось 10?
9.К какому числу надо прибавить7, чтобы получилось16.
Итак, открываем имя сказочного героя.
Ответ: ЛЕСОВИЧОК.
Лесовичок пригласил нас в гости и в своём письме передал нам карту, как его найти, но прежде на почту карту принёс неуклюжий медвежонок, и она разорвалась на части. Нам предстоит её правильно сложить, а для этого нужно будет заполнить пропуски так, чтобы равенства стали верными.
62 + = 70 - 6 = 9 8 + 7 - = 15
+ = 38 12 + =20 6 + 6 - = 2
Карта перед нами. Итак, отправимся в путь.
Давайте потихоньку встанем. Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения (Звучит музыка.)
Здравствуй, лес, необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Начинаем наш путь по тропинкам. 2 ряда – 2 математические тропинки.
По цепочки каждый ряд начинает движение по своей тропинке.
Если мы правильно решим примеры, выйдем на одну общую дорогу.
10 --- 30 --- 25 --- 5 --- 5
20 --- 0 --- 8 --- 39 --- 5
(Устная проверка с использованием сигнальных карточек.)
Мы получили один ответ, значит, мы пришли в единую точку на карте, которая обозначает дорогу, ведущую к Лесовичку.
А по дороге мы вышли с вами на поляну, где растёт дикая яблонька. Ребята, посмотрите, а рядом с яблонькой ёжик, которому так хочется спелых яблочек, только ёжик не может их достать. А мы ему поможем!
Иди Дима, сорви яблочко. А яблочко не простое, математическое, и к ёжику оно попадёт, если Дима правильно решит нам пример на доске, а вы, ребята, - в тетради.
32 – 8 20 - 5 13 – 6 40 + 8 28 + 7 16 + 4
Ёжику помогли, пойдём дальше.
А кто это у нас на пути? Сейчас посмотрим. Повторяйте мои движения, внимательно следя за ними. (Пальчиковая гимнастика.)
На изогнутый сучок
Сломанной осинки
Опустился паучок
С крестиком на спинке.
Свил уютный гамачок,
Сам в сторонку - и молчок.
Паучок приготовил для вас задачу № 10, стр.62
-Прочитайте задачу. О ком эта задача? (О гусях, лебедях и утках.)
-Что говорится о лебедях? (Их было 6.)
-О гусях? (Их было 12.)
-Об утках? (Мы не знаем, сколько было уток, но сказано, что на 3 меньше, чем лебедей и гусей вместе.)
-Что надо узнать? (Сколько было уток.)
-Запишите задачу кратко.
Лебедей – 6 шт.
Гусей – 12 шт.
Уток - ?, на 3 меньше, чем гусей и лебедей
-Можно узнать сразу количество уток в пруду? (Нет, мы не знаем, сколько в пруду лебедей и гусей.)
-А можно узнать, сколько лебедей и гусей? (Да, сложить их.)
-Теперь можно ответить на вопрос задачи? (Да.)
-Каким действием? (Вычитанием.)
Андрей запишет решение задачи на доске, а вы, ребята, - в тетради.
1) 6 + 12 = 18 (шт.) – плавало лебедей и гусей.
2)18 – 3 = 16 (шт.) – уток плавало в пруду.
или
(6 + 12) -3 = 16 (шт.)- уток плавало в пруду.
Ответ: уток было 16 штук.
Молодцы!
Идём по дороге дальше.
Ребята, посмотрите, а вот белочка с бельчатами собирает грибы.
-Посмотрите на краткую запись и составьте задачу.
Белка – 25 грибов
Бельчата – 15 грибов
Всего -?
Запишите решение задачи и ответ задачи самостоятельно.
Ребята, вы сейчас посмотрите решение задачи и сравните со своим решением. Тем, у кого задача решена правильно, наша белочка дарит грибочек. Нарисуйте его рядом с ответом. (Анализ решения.)
Молодцы!
Ребята, вы много работали, писали и у вас устали глазки, поэтому мы сейчас проведём небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, по кругу, влево и вправо. Итак, начнём.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
По дороге мы вышли с вами к домику Лесовичка. А посмотрите, ребята, рядом с домиком необычная ёлочка. Если внимательно к ней присмотреться, то можно заметить, что состоит она из геометрических фигур. А как называются эти геометрические фигуры? (Отрезки.)
Вопрос: А что такое отрезок?
Посчитайте, сколько здесь отрезков.(12.)
Давайте их покажем.
Итог урока.
-А вот и Лесовичок.
Лесовичок. Трудна была ко мне дорога,
Но вы с ней справились, друзья,
Каких талантливых детишек
В своём лесу встречаю я!
-Ребята, а что нужно вам знать и уметь, чтобы прийти в гости к Лесовичку?
-А теперь давайте поднимем все солнышки, которые вы получили за правильные ответы на уроке.