Просмотр содержимого документа
«Урок по математике "Переместительное свойство умножения"»
Конспект открытого урока по математике во 2 классе, проведённого в рамках методической панорамы на тему: «Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы с использованием различных УМК» .
Учитель: Голуб Ирина Ивановна.
Конспект урока по математике во 2 г классе.
Система обучения, УМК: традиционная, «Школа России»
Автор программы, учебника: авторская программа М.И.Моро по учебнику «Математика 2 класс» М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой.
Оборудование: учебник, карточки со слогами и числами, веер цифр, карточки с заданиями, картинки с изображениями настроения, компьютер, экран, проектор.
Тема программы: «Числа от 1 до 100.Умножение и деление».
Цели урока: познакомиться с переместительным свойством умножения, закрепить навыки устных и письменных вычислений, закрепить умение заменять сложение умножением.
Описание хода урока:
1.Оргмомент. Создание эмоционального настроя.
Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке Ручка, книжка и тетрадка? Все ли внимательно глядят? Все ли правильно сидят? - Ребята, какое у вас настроение? На доске картинки с изображениями настроения.. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение? Выберите ее и покажите. (Веером цифр )
Сегодня мы с вами будем изучать новую тему : «Переместительное свойство умножения». Цели нашего урока : познакомиться с переместительным свойством умножения, закрепить навыки устных и письменных вычислений, закрепить умение заменять сложение умножением.. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся на экскурсию. Хотите узнать куда мы отправляемся? Для этого нужно решить устно примеры и задачи.
2. Устный счёт.
1.(Задание на слайде + карточки)
Проверка веером цифр.
35 + … = 40
36 – 12 = …
… + 5 = 48
1 • 52 = …
32 • 2 = …
2.Запишите только ответы задач.
- У паука 4 пары лапок. Сколько всего лапок у паука?
- В одном аквариуме 10 рыбок. Сколько всего рыбок в 7 таких аквариумах?
- Обезьяна за завтраком съедает 3 банана. Сколько бананов съест обезьяна в течение дня, если её будут кормить бананами 4 раза в день?
Расположите полученные числа в порядке возрастания. На доске карточки – каждому числу соответствует свой слог. ( зо – 8, над – 10, лес – 17, 0 – 12, парк – 70)
Подпишите соответствующие вашим числам слоги. Какое слово получилось? ( Зооопарк)
- Что такое зоопарк? ( Место где живут звери, о которых заботятся люди. ) - Кто из вас был в зоопарке? ( ответы детей) - Как нужно вести себя в зоопарке? ( Не дразнить животных, не кормить с рук, где опасно не подходить близко к клетке, слушаться взрослых) - А теперь отправляемся на экскурсию. Подходим к первому вольеру. Отгадайте, ребята, кто здесь живет: Посмотрите – ка, вот какая- Вся горит, как золотая. Ходит в шубе дорогой, Хвост пушистый и большой. - Кто это, ребята? (лиса) А ну-ка узнаем, какое задание нам приготовила лиса. На карточках. Замените сложение умножением и найдите значения:
25 + 25 + 25 =
0 + 0 + 0 + 0 + 0 =
а + а + а + а + а + а + а =
а + а + в =
Взаимопроверка.
3.Работа над новым материалом..
Подходим к следующему вольеру. Кто здесь живет? Проживает в странах жарких, А в не жарких – В зоопарках. И спесив он, и хвастлив, Потому что хвост красив. Им любуется он сам И показывает нам. ( Павлин) Ребята, давайте внимательно послушаем, какое задание приготовили нам павлины. Павлины вышли на прогулку.(Показ на слайде).
Как можно посчитать, сколько их всего? Напишите на листочках. Работа в паре.
(Считаем «строчки» и «столбики»)
Результат записываем на доске и в тетрадях.
1 способ: 4 • 3 = 4 + 4 + 4 = 12 (п.)
2 способ: 3 • 4 = 3 + 3 + 3 + 3 = 12 (п.)
Сравните результаты. Что заметили?
Вывод.
Переведите это свойство на язык букв, чтобы формулой записать это свойство. Работа в паре.
а • в = в • а
Прочитайте это свойство в учебнике.стр.48.
- А мы, ребята, идем дальше. Давайте отгадаем, кто живет в следующем вольере. Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. ( Верблюд) 4. Физкультминутка.
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно.
Идем дальше. Отгадаем следующего животного. Немытое в рот Ни за что не возьмет. И ты будь таким, Как чистюля…. (енот) 5.Закрепление нового материала. Проверка домашнего задания.
Учебник стр.47 №4.
Отправляемся дальше. Ребята, отгадаем следующего животного. Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это …( Белка) Белка предлагает нам задание стр. 48 № 1( по рядам)
6.Работа над ранее изученным материалом.
А мы отправляемся дальше. Я предлагаю отгадать, кто живет в следующем вольере. Летом бродит без дороги Между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. ( Медведь) Учебник стр.48 задача №2.
7. Самостоятельная работа.
Отправляемся дальше. Подходим к следующему вольеру. Отгадаем, кто здесь живет. Очень много силы в нем , Ростом он, почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос Лет тысячу рос. ( Слон) Самостоятельная работа на листочках. По вариантам.Сравните.
1 вариант.
8×5 …5×8
9×4…4×7
6+6+6…3×6
31×16…16×31
10×17…15×9
3+3+3+3…4+4+4
2 вариант.
6×4…4×6
8×3…3×6
9+9+9+9…4×9
54×12…12×54
10×13…11×9
7+7+7…3+3+3+3+3+3+3
Резерв: придумайте и запишите подобное задание для своего соседа по парте.
8. Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Время так быстро пролетело! - Где мы сегодня с вами побывали? ( Мы сегодня побывали в зоопарке) - С каким новым математическим правилом познакомились? ( Переместительным свойством умножения) - Как оно звучит?
9. Домашнее задание. По группам.
Группа А – стр. 49 №3, №5.
Группа Б – стр.48 №5, стр. 49 №3.
10.Самооценка.
Ребята, я прошу вас оценить на листочке «Наши успехи» свою работу на уроке и отметить кружочком соответствующий столбик: 1) работал (а) в полную силу 2) работал(а) хорошо 3) мог(ла) работать лучше 11. Выставление оценок.
Покажите, какое настроение теперь у вас?
Молодцы! Всем спасибо за работу! Урок окончен!
Список литературы: учебник «Математика 2 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова, Москва «Просвещение» 2010 год , « Поурочные разработки по математике 2 класс» ( К учебному комплекту М.И.Моро.) О.И.Дмитриева, О.А.Мокрушина , Москва «Вако» 2011 год, ресурсы интернета.
6
Цель:
познакомить с переместительным свойством умножения, его формулировкой и записью;
формировать умения применять его на практике;
закреплять навыки устных и письменных вычислений, а также названия компонентов при умножении;
формировать умение решать задачи как устно, так и письменно;
повторить правило нахождения периметра геометрических фигур.
Оборудование:
- Доска
- Дидактический материал (иллюстрации тюльпанов , примеры на карточках для устного счета индивидуальные карточки на парты)
Ход урока
Организационный момент.
Ходит о математике молва,
Она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
И вы беритесь скорей за работу,
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету.
2.Сообщение темы и цели урока
В первой половине урока повторим правила, которые мы применяем при вычислениях.
1) Открыть тетради и записать дату. (10 марта)
- Что вы знаете о числе 10?
Оно двузначное;
В нем 1 дес. и 0 ед.
- Как получить число 10 с помощью двух одинаковых слагаемых?
5 и 5.
- Запишите.
- Замените сложение умножением
5 * 2 = 10
- Прочитайте выражение разными способами.
- Что обозначает каждый множитель в записи числа?
2) Математический диктант (Устный)
- Сколько будет, если по 4 взять 3 раза (12)
- Сколько будет 6 троек? (18)
- Сколько раз по 5 входит в число 10 (2 раза)
- В одной коробке 10 карандашей. Сколько карандашей в трех таких коробках? (30)
- В автобусе ехало 14 человек, на остановке из него вышли 4 человека и 3 вошли. Сколько человек поехало дальше? (13) 14-4+3= 13
3) Игра «Молчанка»
Я показываю карточку, а вы записываете только ответ
1 * 38 = 44 * 0 = 56 * 1= 0 * 15 =
0 * 50 = 11 * 1 = 25 * 1 = 100 * 0 =
Взаимопроверка
Ответы: 38, 0, 0, 11, 56, 25, 0, 0.
- Встаньте те, у кого нет ошибок.
-Используя ответы с доски, составьте выражения на действие сложения.
-Помогите мне найти значение этого выражения.
- А если я запишу это выражение ,переставив слагаемые местами.
Надо ли мне снова думать, чтобы написать ответ (Нет, не надо)
- Почему? (От перемены мест слагаемых сумма не изменяется)
- Как называется это свойство сложения (Переместительное свойство сложения)
3.Новая тема.
Совсем недавно прошёл замечательный праздник 8 марта и многим мамам подарили цветы.
- Посчитайте, сколько тюльпанов на рисунке?
- Как считали тюльпаны? (по рядам)
-Запишем 5 + 5 + 5 = 15
-Замените сложение умножением
- Запишем 5* 3 = 15
- Как еще их можно посчитать? (по столбикам3 + 3 + 3 + 3 + 3)
- Запишем 3+3+3+3+3
-Замените сложение умножением
-Запишем 3* 5 = 15
- Надо ли снова считать? (Нет, получиться 15)
- Почему не надо. Какой можно сделать вывод?
(От перестановки множителей произведение не меняется)
- Как вы думаете, о каком свойстве умножения мы сейчас говорим? ( о переместительном свойстве)
- Назовите тему нашего урока? ( Переместительное свойство умножения)
-Какой вывод мы сделали?(От перестановки множителей произведение не меняется)
ФИЗМИНУТКА
Работа по учебнику
С. 56 № 1 (устно)
-Какое число надо поставить в окошечко? Вот видите как всё легко.
Ребята, а как вы думаете, зачем нужно это правило? Какую задачу мы поставим? ( Выяснить, для чего нужно переместительное свойство умножения. Где его можно применить? )
- Рассмотрите два выражения. Что можете сказать о них?
30*2 2*30
( В выражении 30*2 , 30 повторили 2 раза, а во втором выражении 2*30 , двойку повторили 30 раз).
-Какой будет результат в первом и втором выражениях? ( 60, одинаковый).
-Почему?
- Какое выражение считать удобнее? Почему?
-Для чего нужно переместительное свойство умножения?
(Чтобы быстрее считать)
-А как быстрее сосчитать? (Большое число умножить на маленькое)
Используя переместительное свойство найдите значение выражений .
2 * 8 3 * 10 2 * 50
Проверка.
4. Решение задач
С. 52 № 2
Прочитайте задачу
- Сколько кустов в каждом ряду?5
- Сколько таких рядов?3
- Сделай рисунок к задаче.
- Что нужно узнать? ( Сколько смородины)
- Как узнать?
5 * 3 = 15 (к.)
Стр.56, №3
-Что такое периметр?
-Чем отличается квадрат от других прямоугольников? (все стороны равны)
Начертите квадрат со стороной 20 мм.
Сколько это см?
Найдите его периметр
Р = 20 + 20 + 20 + 20 = 80 (мм)
Р = 20 * 4 = 80 мм
80 мм = 8 см
Итог урока
- Какое новое правило, мы узнали на уроке?
- Какие задачи мы решили на уроке?
-Чему научились на уроке?
Д/З С. 56 № 5 и № 7.
Тема: Переместительное свойство умножения.
Тип: открытие новых знаний.
Технология: Проблемно-диалогическое обучение.
Цели:
Познакомить с переместительным свойством умножения.
Начать подводить детей к выведению формулы площади прямоугольника.
Развивать умение решать текстовые задачи.
Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Предметные умения: знакомство с переместительным свойством умножения и применение его на практике.
Формирование УУД
Познавательные УУД: переработка информации (анализ, сравнение, классификация), представление в разных формах.
Регулятивные УУД: выполнение инструкции, определение цели, оценка своего результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в паре, выступление перед классом, отстаивание своей позиции.
Личностные результаты: самооценка своей деятельности.
Демонстрационный материал: презентация Power Point для демонстрации на экранеРаздаточный материал: карточки с заданием.
Организационный момент
Очень много лет назад один мудрец сказал; «Не для школы, а для жизни мы учимся» А для чего учитесь вы? Для чего вы учите математику? Очень ли важен этот урок?
Ходит о математике молва,
Она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
И вы беритесь скорей за работу,
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету.
Чтобы вам сопутствовала удача, необходимо соблюдать следующие условия:
- быть активными;
- быть очень внимательными;
- правильно выполнять задания.;
-не допускать ошибок.
Устный счет.
1. «Цепочка».
Вывод: Что необходимо для успешного выполнения этого задания? (Умение правильно и быстро считать)
2. Найдите значения выражений удобным способом:
15 + 18 + 2
45 + 5 + 26
37 + 19 + 3
42 + 16 + 8
71 + 10 + 9
22 + 35 + 15
Вывод: Каким свойством сложения вы воспользовались при выполнении данного задания? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
3. Задачи в стихах
На парад идут ребята:
Коля, Витя, Катя, Ната.
По три шарика несут:
Синий, жёлтый, красный тут.
Сколько шариков, ответьте.
На парад несут все дети? (3х4=12) (3+3+3+3=12)
Кошка вышила узор:
Три большие клеточки,
В каждой по три веточки.
Села кошка на кровать,
Стала веточки считать,
Но никак не может.
Кто же ей поможет? (3х3=9) (3+3+3=9)
У трёх девочек малышек
Было по 6 толстых книжек.
Дайте нам ответ скорей,
Сколько книг у малышей? (6х3=18) (6+6+6=18)
Вывод: Как мы решали эти задачи? (Умножали, складывали одинаковые слагаемые) Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
сравнить выражения.
8+8+8+8 8 2 4 * 5 4+4+4+4
25 * 1 25* 0 6 + 2+6 = 6 3
3. Постановка цели
Посмотрите на числовые выражения
(на доске)
2 + 3 + 2 + 2+ 2
4 + 4 + 4 + 4 + 4
5 + 5 + 55 + 5
6 + 5 + 6
Найдите лишнее выражение.
Почему вы выбрали именно второе? (Складываются разные слагаемые, а во втором одинаковые).
Каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых? (Умножением)
- Замените 4 х 5=20
- Проверка
Как называются компоненты умножения?
Что означает первый множитель?
А второй? Первый множитель показывает, чему равно слагаемое, а второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется.
Как называется само выражение? (произведение)
- запишите 5·4 и сравните эти выражения. (4·5=5·4)
- Почему так получилось?
- Чего мы еще не знаем? (Не знаем правило.)
- Какое математическое правило сложения вы знаете? (Переместительное свойство сложения.)
- А здесь будет действовать это правило?
- Какова же цель нашего урока? –(Узнать правило умножения)
(узнаем свойство умножения и будем учиться его применять)
Поиск решения (открытие нового знания)
У Мишки на огороде выросло 5 рядов морковок по 3 морковки в каждом ряду. Сколько всего морковок выросло на огороде?
Запишем выражение 3 * 5.
С другой стороны огорода прибежал зайчик, и тоже решил посчитать, сколько морковок ему удастся стащить.
Справа запишем это выражение: 5 * 3.
- Можно ли сказать, что значения равны?
- Найдите значение левой части.
- Найдите значение правой части.
- Изменилось ли значение выражений?
- Какой сделаем вывод?
Вывод: Множители переставлены местами, но значение произведения не изменилось.
От перестановки множителей значение произведения не изменяется.
- А сейчас давайте посмотрим, согласен ли с вами учебник. правило с 56
А как удобнее 3 х5 или 5х3? Почему?
Прочитайте правило еще раз.
- Расскажите это правило соседу и оцените друг друга как запомнили. (устно с помощью сигнальной карточки)
№ 1 с56 самостоятельно Запись в тетради. Проверка по доске . сигн карточка
Дети читают выражения, называют значение второго выражения. Проговаривают переместительное свойство. У кого есть ошибка? Какая?
Физминутка
Закрепление полученных знаний и умений.
А теперь нам предстоит решить задачу . Возьмите карточку. Прочитайте задачу.
( работа по вариантам)
Закончи рисунок, расположенный слева, обозначая каждый куст кружком.
1 вариант В оранжерее посадили четыре ряда розовых кустов по 5 штук в каждом. Сколько всего розовых кустов посадили в оранжерее?
2 вариант
В оранжерее посадили пять рядов розовых кустов по 4 штук в каждом. Сколько всего розовых кустов посадили в оранжерее?
Какие числа перемножили в этих задачах? 4 и 5, 5 и 4.
Почему результат умножения одинаков и в том и в другом случае?
№ 3 с 56
Прочитайте задачу.
Чем квадрат отличается от других прямоугольников?
Что такое периметр?
Как найти периметр квадрата?
( Решают самостоятельно Самопроверка по доске .1 ученик за доской.)
Р= 25+25+25+25= 100 см
Как записать решение при помощи умножения? Р=25 * 4 = 100 мм
Выразите ответ в более крупной единице измерения, Запишите ответ. 100мм = 10 см
Самостоят решение заданий по выбору
1.
Соедини…..
9х6 9х3
2х13 5х12
7х8 10х4
12х5 13х2
4х10 8х7
3х9 6х9
Вставь пропущенные числа
3х8 = 8х 7
6 х =8х6
7х9 =9х
9
Вставь пропущенные числа
4 х (10 – 1) = х4 8
(2+6) х = 5 х8 3
х 9 = 9 х (10 – 3) 5
2 х(8 – 4) = х2 4
проверка по презентации
6 Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Где будем использовать новое свойство умножения?