Конспект урока по «Математике»
Класс: 5
Урок: № 4
Тема: Решение текстовых задач. Работа с информацией.
Цель:
развивать приемы устного и письменного сложения и вычитания;
продолжить формирование умения решать задачи;
развивать память, воображения;
Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска, мультимедиа презентация, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядно- демонстрационный
План урока
Организационный момент (5 мин)
Устный счет (7 мин)
Повторение и закрепление (28 мин)
Итог урока (3 мин)
Домашнее задание ( 2 мин)
Ход урока
Организацинонный момент.
Обсуждение вопросов по домашнему заданию.
Психологический настрой.
Вместе с солнышком встаём
Вместе с птичками поём,
С добрым утром, с лесным днём!
Вот так дружно мы живём!
Повернитесь друг другу, улыбнитесь, пожмите друг другу руки.
Устный счет
Обсуждаем с учащимися вопросы:
S – расстояние (путь); измеряется в км, м и т. д.
V – скорость (расстояние, преодолеваемое за единицу времени); измеряется в км/ч, м/мин и т.д.
t – время; измеряется в часах, минутах и т.д.
Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время:
S = V • t
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время:
V = S : t
Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость:
t = S : V
Слайд 2
№ 1*. Задача на нахождение расстояния
Автомобиль двигается со скоростью 65 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 7 ч?
Схема к задаче:
Решение:
S = V • t
65 • 7 = 455 (км)
Ответ: 455 км.
Слайд 3
№ 2*. Задача на нахождение скорости:
За 3 часа поезд проехал 195 км. С какой скоростью ехал поезд?
Схема к задаче:
Решение:
V = S : t
195 : 3 = 65 (км/ч)
Ответ: 65 км/ч.
Повторение и закрепление.
Слайд 4
№ 3*. К празднику купили 10 наборов голубых шаров и 4 набора красных. За всю покупку заплатили 350 рублей. Сколько заплатили за наборы шаров каждого цвета, если цена наборов одинаковая?
Краткое условие:
Решение:
1)10 + 4 = 14 (наб.) – количество наборов
2)350 : 14 = 25 (руб.) – цена 1 набора
3)25 • 10 = 250 (руб.) – стоимость наборов голубых шаров
4)25 • 4 = 100 (руб.) – стоимость наборов красных шаров
Ответ: 250 и 100 рублей.
Слайд 5
Площадь (S) – это внутренняя часть какой-нибудь геометрической фигуры.
Площадь измеряется в квадратных единицах: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2) и т.д.
Площадь прямоугольника:
S = a • b
a = S : b
b = S : a
Площадь квадрата:
S = a • a
№ 4*. Периметр прямоугольника равен 16 см. Длина прямоугольника равна 5 см. Чему равна площадь прямоугольника?
Краткое условие:
Р = 16 см
а = 5 см
S - ?
Рисунок к задаче:
Решение:
1 способ
1)16 : 2 = 8 (см) – половина Р
2)8 – 5 = 3 (см) – ширина
3)5 • 3 = 15 (см2) - S
2 способ
1)5 • 2 = 10 (см) – удвоенная длина
2)16 – 10 = 6 (см) – удвоенная ширина
3)6 : 2 = 3 (см) – ширина
4)5 • 3 = 15 (см2) – S
Ответ: 15 см2.
Слайд 6
Если два тела одновременно движутся в противоположных направлениях, то расстояние между ними постепенно увеличивается.
Скорость удаления – это расстояние, которое проходят тела за 1 ч при движении в противоположных направлениях.
№ 5*. Два лыжника одновременно вышли из пункта А в противоположных направлениях. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 ч?
Схема к задаче:
Решение:
1 способ
1)12 • 3 = 36 (км) – расстояние, которое прошёл первый лыжник за 3 ч
2)14 • 3 = 42 (км) – расстояние, которое прошёл второй лыжник за 3 ч
3)36 + 42 = 78 (км)
2 способ
1)12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость удаления
2)26 • 3 = 78 (км)
Ответ: 78 км.
Дополнительные задания*:
№ 6*. Автомобиль за 2 ч проехал 192 км. Следующие 3 ч он двигался со скоростью на 6 км/ч меньше. Сколько всего километров проехал автомобиль?
Схема к задаче:
Решение:
1)192 : 2 = 96 (км/ч) – первая скорость
2)96 – 6 = 90 (км/ч) – вторая скорость
3)90 • 3 = 270 (км) – второе расстояние
4)192 + 270 = 462 (км)
Ответ: 462 км.
№ 7*. За какое время мотоцикл догонит грузовой автомобиль, если расстояние между ними 45 км, а скорость мотоцикла больше скорости грузовика на 15 км/ч?
Решение:
45 : 15 = 3 (ч)
Ответ: через 3 часа.
Если два тела одновременно движутся навстречу друг другу, то расстояние между ними постоянно изменяется на одно и то же число, равное сумме расстояний, которые проходят тела за единицу времени.
Скорость сближения – это сумма скоростей, движущихся навстречу друг другу тел.
№ 8*. Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу из двух посёлков и встретились через 3 часа. Первый велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. На каком расстоянии находятся посёлки?
Схема к задаче:
Решение:
1 способ:
1)12 • 3 = 36 (км) – проехал первый велосипедист до встречи
2)14 • 3 = 42 (км) – проехал второй велосипедист до встречи
3)36 + 42 = 78 (км) – расстояние между посёлками
2 способ:
1)12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения
2)26 • 3 = 78 (км)
Ответ: 78 км.
№ 9*. Из двух городов навстречу друг другу выехали две машины. Скорость первой – 80 км/ч, скорость второй – 60 км/ч. Через сколько часов машины встретятся, если расстояние между городами 280 км?
Схема к задаче:
Решение:
1)80 + 60 = 140 (км/ч) – скорость сближения
2)t = S : V
280 : 140 = 2 (ч) – время движения до встречи
Ответ: через 2 часа.
№ 10*. Из двух городов, расстояние между которыми 340 км, выехали одновременно навстречу друг другу две машины. Скорость первой – 80 км/ч. С какой скоростью ехала вторая машина, если встретились они через 2 часа?
Схема к задаче:
1)340 : 2 = 170 (км/ч) – скорость сближения
2)170 – 80 = 90 (км/ч) – скорость второй машины
Ответ: 90 км/ч.
Итог урока
Домашнее задание
№ 1*. Пешеход двигался со скоростью 5 км/ч и прошёл 15 км. Сколько часов пешеход был в пути?
№ 2*. Площадь прямоугольника равна 32 см2, а его длина – 8 см. Найти периметр прямоугольника.
№ 3*. Из города в противоположных направлениях выехали две машины. Скорость первой – 80 км/ч, скорость второй – 60 км/ч. Через сколько часов расстояние между машинами будет 280 км?
Решение домашнего задания:
№ 1*. Пешеход двигался со скоростью 5 км/ч и прошёл 15 км. Сколько часов пешеход был в пути?
Схема к задаче:
Решение:
t = S : V
15 : 5 = 3 (ч)
Ответ: 3 часа.
№ 2*. Площадь прямоугольника равна 32 см2, а его длина – 8 см. Найти периметр прямоугольника.
Краткое условие:
S = 32 см2
а = 8 см
Р - ?
Рисунок к задаче:
Решение:
1)32 : 8 = 4 (см) – ширина
2)(4 + 8) • 2 = 24 (см)
Ответ: 24 см.
№ 3*. Из города в противоположных направлениях выехали две машины. Скорость первой – 80 км/ч, скорость второй – 60 км/ч. Через сколько часов расстояние между машинами будет 280 км?
Схема к задаче:
Решение:
1)80 + 60 = 140 (км/ч) – скорость удаления
2)280 : 140 = 2 (ч) – время движения машин
Ответ: через 2 часа.
11