II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: устный счет Практический: решение задач | 5 мин | - Посмотрите на слайд. Выполните вычисления. Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и расшифруйте название геометрической фигуры. 290+10 (Ь) 710+390 (Р) 240-30 (Н) 50+450 (О) 860+40 (Т) 760-40(Е) 170+30 (И) 360+40 (Л) 890-730 (К) 80+520 (Г) 70+630 (У) - Отлично, закончили. - А теперь решите задачи. 1.На скамейку сели малыши: Дюймовочка занимает 1 см, Незнайка – 8 см, а доктор Пилюлькин – 10 см. Уместятся ли они все, если длина скамейки 2 дм? 2.У Иры 2 дм тесьмы. Хватит ли ее, чтобы обшить карман квадратной формы со стороной 4 см? 3.Муравью надо переправиться через лужу шириной 5 дм. Посередине лежит камешек. У Муравья есть соломенки длиной 20 см, 30 см и 25 см. Какие соломенки ему надо взять для переправы? - Решите логическую задачу. В двух лодках разместились 12 человек. В первой – в 2 раза больше, чем во второй. Сколько человек в каждой лодке? - Сколько треугольников на чертеже? - Какие фигуры называются треугольниками? - У вас на парте шесть полосок: три короткие (одинаковой длины), три длинные (две из них одинаковой длины). - Сложите из полосок треугольник. - Какой длины полоски вы использовали? - Из каких полосок вы не смоги построить треугольник? - Почему? - Что можно сказать о длинах сторон треугольника, составленного из стрех коротких сторон? - Как вы думаете, какое название у этого треугольника? - Что можно сказать о сторонах треугольника, составленного из двух длинных полосок и одной короткой? - Кто из вас знает, как называются такие треугольники? - Такие треугольники принято называть равнобедренными. - Что можно сказать о сторонах треугольника, составленного из трех разных полосок? - Как вы думаете, как называется такой треугольник? | Выполняют вычисления. 290+10=300 (Ь) 710+390=1100 (Р) 240-30=210 (Н) 50+450=500 (О) 860+40=900 (Т) 760-40=720 (Е) 170+30=200 (И) 360+40=400 (Л) 890-730=160 (К) 80+520=600 (Г) 70+630=700 (У) - Треугольник Решают задачи. 1)1+8+10=19 (см) – занимают малыши вместе. 2)2 дм=20 см 3) 20 см и 19 см. Ответ: уместятся 1)4*4=16 (см) – периметр квадрата. 2)2 дм=20 см Ответ: хватит. 1)5 дм=50 см 2)20+30=50 (см) 3)30+25=55(см) 4)20+25=45 (см) Ответ: 20 см и 30 см. Возьмём число людей в одной лодке, как одну часть (можно изобразить отрезком), число людей во второй лодке в 2 раза больше, то есть две таких части (ниже изобразите отрезок, состоящий из двух отрезков равных первому). 1 + 2 = 3 (части) приходится на 12 человек. 12 : 3 = 4 (чел.) в одной части или одной лодке. 4 * 2 = 8 (чел.) во второй лодке. Ответ: 4 человека, 8 человек. Задачу можно решить алгебраическим методом. Пусть х человек в одной лодке, тогда х * 2 человек во второй лодке, по условию задачи, всего 12 человек. Составим и решим уравнение х + 2х = 12. - Три. - Фигуры, которые имеют 3 стороны, 3 угла, 3 вершины Выполняют указания учителя. - Две одинаковые длинные и одну короткую, три короткие, три полоски разной длины. - Из двух коротких и одной длинной. - Две короткие линии не сомкнулись и треугольник н получился. - Они одинаковые. - Равносторонний. - Две стороны одинаковые. Предположения детей. - Все стороны разной длины. - Разносторонний. | П: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Р: оценивание результатов работы |
III. Постановка учебной задачи Словесный: поиск решений проблемной ситуации (постановка целей и задач) | 10 мин | - Кто может сформулировать тему нашего урока? - Какие цели мы поставим на урок? | - Тема нашего урока «Виды треугольников». - Узнать различные виды треугольников, уметь их различать. | Л: саморегуляция П: поиск и выделение необходимой информации П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Словесный: формулирование правила Практический: работа в группах | 10 мин | Фронтальная форма работы: - Открываем учебники на странице 73. На рисунке изображены треугольники. Измерьте стороны 1 треугольника и сравните их длины. - Как называется такой треугольник? - Найдите и выпишите номера треугольников, у которых равны хотя бы две стороны. - Как называются такие треугольники? - Теперь измерьте стороны 6 треугольника. - Как называется такой треугольник? - Среди равнобедренных треугольников есть такие, у которых равны все три стороны. Это равносторонние треугольники. Групповая форма работы: - Сейчас вы поработаете в четверках. У вас на партах лежат рисунки. Очень быстро и умело «Треугольники «считать». Например, в фигуре этой Сколько их! Рассмотри! Все внимательно исследуй И по «краю» и «внутри». - Какие треугольники вы видите на рисунке? Докажите измерениями. - Теперь, по одному представителю выходите к доске и рассказывайте о результатах. | - Разносторонний. - 2, 5, 6. - Равнобедренные. - Равносторонний. - 2 равносторонних, 1 равнобедренный, 2 разносторонних. | П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: работа над заданием из учебника Словесный: анализ действий и правильности решения упражнения | 5 мин | Фронтальная форма работы: Нам друзья возвращаться пора, Но друзья треугольники хотят Знать, хорошо ли вы запомнили их имена. (Учитель показывает треугольники разных видов, дети отвечают) - Откройте страницу 73, номер 2. - Прочитайте задачу. Что вам непонятно в задаче? - Как вы понимаете слов «припек»? - Припек – это прибыль, прибавка в весе. Она получается, когда в тесто добавляют различные ингредиенты: масло, яйцо, молоко и т.д. - Как удобнее записать задачу кратко? - Какие графы будут в таблице. Выделите главные слова - Кто пойдет к доске и заполнит таблицу? - Как узнать, на сколько увеличилась масса продукта после выпечки хлеба? - Внимательно посмотрите в таблицу и дополните ее числом, которое мы получили. - Что можете сказать о первой строке в таблице? - О второй? - Мы что-то сможем узнать, если будем рассматривать задачу в таком направлении? - Попробуем рассмотреть графы. - Что мы можем узнать, работая со второй графой? - Сколько килограммов припека во второй строке? - Во сколько раз 28 больше 4? - Что это значит? - Сколько килограммов муки надо взять? - Сколько из этой муки получат хлеба? - Запишите решение и ответ. | Открывают нужную страницу и читают задачу. - С помощью таблицы. - Мука, припек, хлеб. Мука | Припек | Хлеб | 10 кг | ? | 14 кг | ? | 28 кг | ? | - Из массы хлеба вычесть массу муки. 14 – 10 = 4 (кг) припека получается. - В ней сейчас все известно. - Известен только припек. - Нет. - Во сколько раз один припек больше другого. - 28 кг. - 28 : 4 = 7. В 7 раз. - Муки и хлеба тоже будет в 2 раза больше. - 10 * 2 = 20 (кг) муки надо взять. Ответ: 20 кг муки надо взять. - 20 + 28 = 48 (кг) хлеба. Ответ: 48 кг хлеба получат из этой муки. | П: структурирование знаний П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: самостоятельная работа над упражнением | 5 мин | Индивидуальная форма работы: - Упражнение 1 на стр. 73 выполните самостоятельно у себя в тетрадях. 6*16:8:4 6*16:(8:4) 90:5*4:2 90:5*(4:2) 15**4:5*4 15*4:(5*4) - А теперь, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте выполненное упражнение по эталону на слайде. | Выполняют самостоятельно упражнение. 6*16:8:4=3 6*16:(8:4)=48 90:5*4:2=36 90:5*(4:2)=9 15*4:5*4=48 15*4:(5*4)=3 Взаимопроверка по эталону. | П: структурирование знаний |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа | 5 мин | Фронтальная форма работы: - Ребята, как вы думаете, где в жизни у нас могут встречаться треугольники? - В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня говорим. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день. - Ребята, еще есть такое понятие как «фронтовой треугольник». - В годы Великой Отечественной войны солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. - Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, но с печатью полевой почты. - Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был "двойной" листок, вырванный из середины тетради. - Первым делом подписывался адрес. После этого лист разворачивался, и писалось письмо. | - Дорожные знаки, опоры мостов. Слушают учителя. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументирование собственного мнения. П: контролирование и оценивание процесса и результатов деятельности. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: подведение итогов урока Практический: самоанализ | 1 мин | Фронтальная форма работы: - С какими видами треугольников вы познакомились сегодня на уроке? - Какие задания вам было интересно выполнять? - Какую задачу трудно было решать? - Справились ли вы с ней? - Спасибо за урок! До свидания! Домашнее задание: учебник № 3,4. | - Равнобедренный, разносторонний, равносторонний. Отвечают по руке. | Р: оценивание-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценивание результатов работы. |