- Ребята, сейчас мы с вами повторили устные приемы сложения, а теперь давайте вспомним письменные приемы сложения.
Сложите трехзначные числа.
536 209 642 317
+ + + +
251 165 183 465
= = = =
787 374 825 782
- Здесь числовые выражения записаны уже столбиком.
- С чего начнем складывать? (Начинаем складывать с разряда единиц)
- Решаем, с комментированием.
4. Объяснение нового материала.
- Мы сейчас с вами складывали трехзначные числа. Ребята, а посмотрите на доску, здесь записано числовое выражение с многозначными числами:
296 375 + 38 007
- А как же здесь быть? Как посчитать? (Точно также как трехзначные, столбиком)
- А как будем подписывать эти числа? (Класс под классом, разряд под разрядом).
- Хорошо, давайте вместе со мной сложим эти два числа.
- Подписываем числа друг под другом.
- Смотрим, во втором числе в классе тысяч какой разряд отсутствует?
(Отсутствует разряд сотен тысяч)
- Значит, начинаем подписывать второе число под разрядом десятков
тысяч, так как разряда сотен тысяч у нас нет.
396 356
27 008
423 364
- Не забываем о том, что в классе единиц всегда должно быть 3 разряда, проверьте.
- Давайте посчитаем, с чего начинаем складывать? (С класса единиц, с разряда единиц)
6+8=14, 4записываем под единицами, 1 запоминаем; 5+0 и ещё 1 получаем 6, записываем под десятками; 3+0 = 3, записываем под сотнями; Переходим к классу тысяч, складываем единицы тысяч 6+7=13, 3 пишем под единицами, 1 запоминаем; 9+2=11 и ещё 1 получим 12, 2 записываем под десятками, 1 переходит в следующий разряд; 3+1=4, записываем 4 под сотнями.
- Прочитайте ответ. (423 364)
- Так как же нам сложить два многозначных числа? (Точно также как и трехзначные числа, столбиком, поразрядно).
- Как будем записывать числа? (Класс под классом, разряды под разрядом).
- С какого класса начинаем складывать? (С класса единиц)
- С какого разряда? (С разряда единиц).
- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Какова тема нашего урока? (Мы будем складывать многозначные числа)
- Совершенно верно, тема нашего урока «Сложение многозначных чисел».
5. Первичное закрепление нового материала.
- Открывайте учебник на странице с.60№262 (1 ст.). Выполняем это задание, читаем и находим сумму чисел.
Найди сумму чисел.
528 047 и 106 875 320 260 и 21 476
385 746 и 23 352 605 209 и 353 672
(решает ученик на доске)
- Как будем решать? (Столбиком, записывая разряд под разрядом, класс под классом)
- С какого разряда начнем складывать? (С самого младшего разряда, разряда единиц, с класса единиц).
- Ребята, давайте сделаем вывод, так как нам сложить два многозначных числа? (Точно также как и трехзначные числа, столбиком, поразрядно).
- Как будем записывать числа? (Класс под классом, разряды под разрядом).
6. Физкультминутка
Выполним гимнастику для глаз. Ребята, закройте ладошками глаза, я считаю до десяти, теперь откройте; посмотрите только глазами направо, налево, вниз, вытяните руку, посмотрите на указательный палец, теперь приближаем палец к носу не отводя взгляд, руку опустили, нарисуйте глазами восьмерку. – Продолжаем работать.
7. Самостоятельная работа.
- А сейчас вы работаете самостоятельно. Записываем и решаем самостоятельно. (Примеры записаны на доске с закрытыми ответами.)
Будьте внимательны, потом проверим.
Выполните сложение.
320 260 605 209
21 476 353 672
341 736 958 881
- Проверяем ответы. Называете только результат.
7. Задача.
- Ребята, но ведь многозначные числа встречаются у нас не только в числовых выражениях, они могут встретиться и в задачах.
- Давайте сейчас с вами решим задачу № 270 на стр. 61, послушайте ее внимательно:
В январе фабрика выпустила 4850 т. Бумаги, а в феврале – на 365 т. Меньше. Из всей этой бумаги 6335 т. Пошло на изготовление общих тет -радей, а из остальной бумаги сделали тонкие тетради. Сколько получилось тонких тетрадей?
- О чем идет речь в задаче? (О бумаге, которую выпускали для тетрадей)
- О какой бумаге? (для общих и тонких тетрадей)
- Давайте запишем условие:
- Какие слова выпишем для краткого условия?
В январе – 4850 т.
В феврале -? на 365больше чем в январе
Всего т. -?
6335 т.- на общие тетради
Из остальной тонкие -? т.
- Какой главный вопрос в задаче? (Сколько тонн пошло на тонкие тетради?)
- Можем ли мы ответить на главный вопрос? (Нет. Мы не знаем ответа на первый вопрос?
-Каким действием будем выполнять? (Вычитанием. Первое действие решает ученик с пояснением) -Теперь ответим на 2 вопрос (Сколько тонн выпустили всего в январе и феврале?)
-Каким действием будем решать (Сложением. Решает второй ученик с пояснением записи примера столбиком)
- Теперь мы сможем ответить на главный вопрос? (Сможем. Записать самостоятельно решение и ответ.)
Итог урока:
-Ребята чему новому мы сегодня научились? (Сложению многозначных чисел)
- Давай те закрепим правила сложения многозначных чисел, а поможет нам
электронный диск. Ученики с экрана хоровым проговариванием считывают правила.