Урок математики в 4 классе "Письменное сложение многозначных чисел"
Урок математики в 4 классе "Письменное сложение многозначных чисел"
Цель: найти приём быстрого (рационального) сложения
многозначных чисел.
Задачи: - создать условия для самостоятельного открытия правила
письменного сложения многозначных чисел;
- формирование умения воспроизводить полученные знания
в практической работе;
- создавать условия для применения алгоритма в изменённой
ситуации (при решении задач);
- создавать ситуации для повышения познавательной активности
учащихся;
- создать ситуацию рефлексии;
- содействовать развития логического мышления, внимания,
умения строить высказывания с использованием
математической терминологии;
- создавать условия для воспитания интереса к истории своей
страны, чувства патриотизма.
Ход урока.
1. Организационный этап.
* Готовность к уроку.
* Приветствие: - уверенность в силах учеников;
- спокойствие и смелость;
- вдумчивость и рассудительность.
2. Устный счёт.
*** Страны – соседи Беларуси. Работа в группах: решить примеры на карточках. Расположить ответы в порядке возрастания. Прочитать, какое слово получилось.
*** Города Беларуси.
1) Чтение и запись многозначных чисел.
2) Действия с многозначными числами.
- Что могут означать эти числа? - Это года образования белорусских городов. - Сосчитаем, сколько лет этим городам.
3. Постановка целей урока.
4. «Открытие» нового знания.
- Есть ли в вашем арсенале знаний такие, которые помогают производить вычисления более быстрым путём?
Письменное сложение многозначных чисел.
- Повторим алгоритм письменного сложения многозначных чисел.Перенесите этот приём на многозначные числа.
5. Первичное закрепление.
*** Работа по учебнику.
*** Дополнительное задание: Узнать площадь Беларуси путём сложения площадей областей.
6. Решение задач.
- Какие формы земной поверхности встречаются на территории Беларуси?
- Вам предстоит выяснить, какую площадь занимает каждая их них.
7. Решение уравнения.
- Какие реки протекают на территории Беларуси? В нашем городе? А кто из вас знает длину реки Днепр? Вы узнаете это, правильно решив уравнение.
8. ТЕСТ.
- Чтобы проверить, как вы усвоили правило письменного сложения многозначных чисел, я предлагаю вам выполнить тест.
9. Домашнее задание.
10. Итоги урока.
11. Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
7) 1 тысяча, 1 сотня, дес. в 2 раза больше, чем сотен, единиц в 4 раза больше, чем десятков.
1067, 974, 862, 1267, 1019, 1142, 1128.
- Что могут означать эти числа?
- Это года образования белорусских городов.
1067 г. - Минск, Орша
974 г. - Витебск
862 г. - Полоцк
1267 г. - Могилёв
1019 г. – Брест
1142 г. - Гомель
1128 г. - Гродно.
- У городов, как и людей, есть возраст. На территории Беларуси есть очень древние города, а есть очень молодые. Как узнать возраст города?
- Сосчитаем, сколько лет этим городам.
Коллективно: 1067 =
2013 - 974 =
862 =
Карточки:
Узнай возраст городов:
Могилёва 2013 – 1267=
Бреста 2013 – 1019=
Узнай возраст городов:
Гомеля 2013 – 1142 =
Гродно 2013 – 1128 =
- Назовите возраст городов.
Минску – 946 лет Витебску – 1039 лет Полоцку – 1151 год
Могилёву – 746 лет Бресту – 994 года Гомелю - 871 год
Гродно – 885 лет
- Какой из этих городов самый древний?
- Почему число 1151 самое большое?
3. Постановка целей урока.
* Население Беларуси.
- На территории Беларуси проживают люди различных национальностей: белорусы, русские, украинцы, евреи, молдаване…
- Самый большой по численности населения - это город Минск. В этом городе проживает 1729000 человек. Второе место занимает город Гомель – 515000 человек.
Карточки с числами – на доске.
- Сколько всего человек проживает в этих двух городах? Каким действием это узнаем? Сосчитаем устно.
1000000
700000 + 500000 = 1200000
-------------------
2200000
20000 + 10000 = 30000
-------------------
2230000
5000 + 9000 = 14000
--------------------
2 244 000 человек.
- Быстро ли мы нашли сумму этих чисел? Почему?
- Что же делать?
Цель урока: найти приём быстрого (рационального) сложения
многозначных чисел.
4. «Открытие» нового знания.
- Есть ли в вашем арсенале знаний такие, которые помогают производить вычисления более быстрым путём?
Решаем тот же пример в столбик с объяснением у доски.
5. Первичное закрепление.
*** Работа по учебнику.
- Проверим, правильный ли способ мы нашли по учебнику: стр. 139№2(таблица).
Решение примеров по рядам:
1 ряд - 1 пример; 2 ряд - 2 пример; 3 ряд - 3 пример.
Один ученик работает у доски. Остальные примеры проверяем с места.
***
- Беларусь находится в Европе. Она занимает 2\100 части всей площади Европы. Много это или мало? Сколько это квадратных километров?
- Узнать площадь Беларуси можно путём сложения площадей областей.
Каждый ряд находит общую площадь двух областей:
1 ряд – Могилёвской и Минской (69 800 км²)
2 ряд - Гомельской и Гродненской (65 400 км²)
3 ряд - Брестской и Витебской (72 400 км²)
- Если сложить эти три числа, то получится общая площадь Беларуси. Она составляет 207 600 км².
Карточка с числом – на доске.
- По размерам территории Беларусь – средняя европейская страна. Есть страны, большие её по площади (Украина, Испания), а есть меньшие (Венгрия, Австрия).
**** ФИЗКУЛЬТМИНУТКА***
Для глаз: - пройти глазами по границе нашей страны, следя за флажком на
указке;
- найти города: Минск, Витебск, Могилёв, Гомель, Брест, Гродно.
Разминка: Давайте, ребята, учиться считать.
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Хорошее дело – смелей прибавляйте,
Плохие дела – поскорей вычитайте!
Урок наш научит вас точному счёту,
Скорее, ребята, скорей за работу!
6. Решение задач.
- Какие формы земной поверхности встречаются на территории Беларуси?
- Вам предстоит выяснить, какую площадь занимает каждая их них.
На доске – текст задачи.
Возвышенности занимают 41 520 км², низменности – на 27 580 км² больше, чем возвышенности, а равнины – на 27 780 км² больше, чем низменности. Какую площадь занимают равнины?
Один ученик делает анализ задачи у доски. Решение задачи – самостоятельно в тетради. Проверка – с места.
Возвышенности - 41 520 км²
Низменности - 69 100 км²
Равнины - 96 880 км²
Все эти сведения вывешиваются на доску.
7. Игра «Неизвестное число».
х + 100 = 200 х - 100 = 400
- Какое число я задумала? Как его нашли? Почему?
- Знание этих правил пригодится вам при решении уравнения.
8. Решение уравнения.
- Какие реки протекают на территории Беларуси? В нашем городе? А кто из вас знает длину реки Днепр? Вы узнаете это, правильно решив уравнение.
Если к длине реки Днепр прибавить разность чисел 3 750 и 2 640, то получим 3 311. Найдите длину реки Днепр.
х + (3750 – 2640) = 3311
- Общая длина реки Днепр составляет 2 201 км.
Сведения вывешиваются на доску.
8. ТЕСТ.
- Чтобы проверить, как вы усвоили правило письменного сложения многозначных чисел, я предлагаю вам выполнить тест.
У каждого ученика тест лежит на парте.
1. С какого разряда начинаем сложение многозначных чисел?
а) с любого б) с единиц в) с самого большого
2. Какой пример удобнее решить в столбик?
а) 50000+15000 б) 100000+1000 в) 13751+12467
3. В каком примере допущена ошибка в записи?
а) 27175 б) 24012 в) 307307
+ + +
31221 3713 120134
- Проверьте правильность выполнения по образцу (на доске).
- Кто выполнил тест без ошибок? С одной ошибкой?
9. Домашнее задание.
- Умение складывать в столбик вы будете отрабатывать и дома.
Стр. 140 № 8 (задача)
Стр. 139 № 3 (1 и 2 уравнения)
10. Итоги урока.
11. Рефлексия.
- Анализируем работу на уроке по вопросам на карточках
Какие элементы урока, задания, способы деятельности понравились?
Что получилось?
Где и почему возникли трудности?
Как преодолели их?
- Подойдите к лесенке самооценки и поместите квадратик со своим именем на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на уроке, после него.