Просмотр содержимого документа
«Урок по математике на тему "Проценты вокруг нас"»
Тема: «Проценты вокруг нас»
Класс: 5
Цельурока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме, выявить уровень усвоения знаний и умений.
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Задачи:
Образовательная:
–формирование у обучающихся представления о важности применения знаний по теме урока в жизни; обеспечить усвоение обучающимися основных правил урока.
Развивающая:
- развитие навыков устной и письменной речи обучающихся, умений обобщать информацию, анализировать, классифицировать;
Воспитательная:
- воспитание у обучающихся средствами урока уверенность в себе, умение защищать свою позицию, управлять своим поведением, считаться с мнениями других учеников;
-формирование умения слушать и вступать в диалог, обсуждении возникающих проблем;
- повышение мотивации к обучению через нетрадиционное проведение урока;
-воспитание личностных качеств, необходимых для самооценивания.
ХОД УРОКА.
Орг. момент. Проверка домашнего задания. – 7 минут.
302 : 100; 18 х 0,5. (Примеры записать на доске, учащиеся записывают в тетради только ответы). Проверка. Оценки.
Исторический экскурс. 3 минуты.
У древних римлян была не десятичная система счета, и двенадцатитеричная, т.е. считали по 12. поэтому они затруднялись делить на 10,100,1000 и т.д. чтобы облегчить свои вычисления они стали использовать проценты. Например, они брали с должника лихву (т.е. деньги сверх того, что было дано в долг), при этом они говорили: «На каждые 100 сестерциев ты заплатишь 16 сестерциев лихвы». Слова «на сто» звучали по латыни «про центум», то сотую часть и стали называть процентом.
Закрепление материала. 25 минут.
Мы с вами живем в Ямало - Ненецком автономном округе, который был образован 10 декабря 1930 года, хотя первой точной датой, с которой начинается история Печорского края, считается 1095 год, тогда новгородцы совершили поход за данью в эти земли.
С разработкой здешних земель население Печорского края увеличивалось, приезжали люди разных национальностей. Вот сейчас в округе проживает 512300 человек 75 национальностей: русские, коми, ненцы, украинцы, белорусы, татары, азербайджанцы и многие другие.
Сейчас мы с вами решим несколько задач, связанных с этими данными.
1 задача. Как вы думаете, людей какой национальности больше в округе? (Ответы учащихся, правильный ответ - русских).
Русских проживает в округе 63%. Сколько человек данной национальности живет в округе, если всего нас 512300 человек?
Ученик у доски решает задачу, комментируя свои действия.
512300:100х63=322749 чел.
Ответ: Русских в округе живет 322749 человек.
2 задача. Жителями коренной национальности у нас считаются ненцы. Их сейчас в округе 46107 человек. Какой процент жители данной национальности составляют от общего числа проживающих в округе?
2-ой ученик у доски составляет сначала краткую запись задачи с помощью остальных учащихся и учителя, а затем решает её с комментариями к своим действиям. Остальные учащиеся следят за ходом решения и выполняют все действия в тетрадях.
512300 чел. – 100%
чел. – ? (%)
512300 : 100 = 5123 (чел.) – 1%
46107 : 5123 = 9 (%).
Ответ: Ненцев в округе всего 9 % от общего числа живущих в округе людей.
3 задача. А теперь подумайте и ответьте, люди какой национальности по количеству проживающих в округе, стоят на третьем месте? (Ответы учащихся, правильный ответ – коми).
Коми в округе живет около 10%. Сколько же человек по национальности коми у нас в округе, если всего нас 512300 человек?
Учащиеся в парах решают задачу и после этого два ученика по выбору учителя одновременно записывают решение на доске. Проверка правильности решения.
512300:100х10=5123(чел.)
Ответ: Коми в округе живет 5123 человек.
4 задача. А теперь давайте посчитаем, какое количество людей других национальностей живет в округе, если мы уже знаем, что русских - 63%, ненцев – 9%, коми – 10%. Какой процент от общего количества они составляют? (Решение задачи с комментариями учителя в тетрадях и на доске).
Краткая запись: Русские – 63%
Ненцы – 9%
Коми – 10%
Другие нац. - ? (18%) Вычисления проводятся устно.
18% от общего числа проживающих в округе 512300:100х18=92214(чел.)
Повторение пройденного материала. (5 минут). Решение уравнений в группах. На столах листочки и фломастеры. На доске записаны заранее (в то время пока ученики решали 3-ю задачу) 6 уравнений. Каждая группа решает одно уравнение.
Х + 1,74 = 12,3
Х – 35,6 = 78,4
6,87 + Х = 12,56
Х · 2,6 = 5,46
У : 5,4 = 16,254
2,85 · Х = 17,67
На листе ватмана или альбомном листе таблица:
У
А
Д
Ж
И
Р
В
Б
5,69
6,2
10,56
2,1
4,5
114
3,1
3,01
Решив уравнение в группе, один из решавших находит ответ в таблице и записывает на листочке соответствующую ему букву и идет к доске. Выстроившись, учащиеся должны составить слово «ДРУЖБА». То есть между всеми народами, живущими у нас в округе крепкая дружба, нет никаких ссор на национальной почве.
Домашнее задание:Придумать задачу на тему «Проценты» из реальной жизни и решить её, для этого сходить магазин, библиотеку и др. предприятии , поговорить с родителями.