kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики.Проценты вокруг нас

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

1.Автор:Затеева Валентина Павловна, учитель математики .

2. Образовательное учреждение:МБОУ « СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

3. Предмет :математика.

4. Класс :5б класс.

5. Авторы учебника, учебно-методического комплекса УМК: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования/[ Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир]Москва. Издательский центр « Вентана – Граф» , 2013г..

6. Программа: Математика. Программы 5-9 классы. Издательский центр « Вентана – Граф» , 2013г..

7. Название раздела: Повторение.

8.Тема урока :Проценты вокруг нас.

9.Тип урока: Урок повторения материала .

10. Необходимое оборудование и материалы для занятия:

Интерактивная доска  SmartBoard, презентация Power Point.

  1. 1.Характеристика класса . В классе 28 учеников. Обученность составляет 100%. Успешность - 85%.
    Группа учеников: Асташов А., Семенов И.,Розманов В.., Маврин В.., Кауфман Д.имеют высокую степень обучаемости, стремление к лидерству, что способствовало выбору их на роль старших в группе.

 Оносова Д..,Зубков Н..,Борисов .,Иванова Н..,Шемякин . материал усваивают медленно, при ответе теряются. С этими учащимися необходима индивидуальная работа на уроке. Поддержка.

Паринова К.,Вожакова А. отличаются высокой степенью ответственности. Эта группа детей - выраженные гуманитарии.
Дети любознательны, между ними установились дружеские отношения.
Будучи пятиклассниками, ребята работали над творческими проектами  « Математика вокруг нас», спецкурса "Наглядная геометрия". Приобрели опыт публичных выступлений, имеют навыки ведения дискуссий, а также навыки работы в группе. В связи с вышеуказанным стало возможным построить урок как деловую игру с использованием групповой формы работы. Таким образом, данное занятие можно рассматривать как своего рода модификацию прежнего опыта.

    На протяжении всего урока царила « живая», насыщенная, рабочая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики.Проценты вокруг нас »

Конспект урока.

Математика 5 класс


Учитель математики Затеева Валентина Павловна,

МБОУ « СОШ № 15» г. Энгельс

Тема урока: « Проценты вокруг нас»


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели: Предметные : обобщить и систематизировать ,закрепить навыки учащихся о процентах, нахождении процентов от числа, находить число по его процентам.

Личностные: развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач.

Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.


Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать правило нахождения процентов и числа по его проценту;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые результаты. Учащийся закрепит навыки записи процентов в виде десятичной дроби и десятичной дроби в виде процентов, нахождения процентов от числа и числа по его проценту, решения практических задач.

Основные понятия. Процент, нахождение процентов от числа, нахождение числа по его проценту.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная 

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят правило нахождения процентов от числа и числа по его процентам;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике « 3000 задач для подготовки к ЕГЭ», раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Этап урока

Форма организации

Время

1.Организационный момент

Фронтальная работа .

1 мин.

2.Актуализация опорных теоретических знаний и практических навыков

Фронтальная работа. Использование презентации, как средство демонстрационной наглядности.

Устный счет.

Тестирование и самопроверка.

5 мин.

3. Закрепление материала

Работа в группах с использованием учебника. Дифференцированная помощь учителя. Фронтальное обсуждение итогов работы.Самостоятельная работа.

15 мин.

4. Физкультминутка

Фронтальная с использованием электронной физминутки

2 мин.

5. Практическая работа.

Устная фронтальная, индивидуальная и групповая работы руководством учителя. Фронтальное обсуждение решения

20 мин.

6. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Фронтальное обсуждение


1 мин.

7.Рефлексия.

Индивидуальная работа

1 мин.


План урока
  1. Организационный момент.(1мин)

Здравствуйте. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

Учащиеся поворачиваются к гостям и приветствуют их.

Пожалуйста, присаживайтесь.(Слайд 1)

2.Актуализация опорных теоретических знаний и практических навыков. (5мин)

Мы продолжаем с вами работать с вами по одной из тем программы 5 класса. Чтобы понять, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, я предлагаю вам разгадать ребус (Слайд 2-3).

Одной я сотою зовусь,
В расчетах вам всем пригожусь,
Но лишь 3 буковки убрать,
Могу я денежкою стать.

( Процент – цент) Цент- денежная единица . Одна сотая доллара.

А теперь давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока.

Мы будем учиться находить процент от числа и число по его проценту, решать практические задачи.

Хорошо. Открываем тетради и записываем тему урока.

Сначала поработаем устно.(Слайд 4)

Устный счет.

  • Переведите в проценты

  • 0,31; ; 7; 0,034

  • Переведите проценты в число

  • 100%; 40

  • Чему равен угол, если он составляет 20% развернутого?

  • Чему равен угол, если он составляет 40% прямого?


Тестирование и самопроверка.( Приложение 1.)

  1. Закрепление материала. Работа с задачником « 3000 задач для подготовки к ЕГЭ», (актуализация знаний) (15мин)

Задача № 113, № 116, № 120.

Самостоятельная работа. Вашему вниманию представлены 6 задач.

№ 114, 115, 117,118,119,121.

Распределите между собой задачи и решите их.

А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом. Возьмите цветную ручку и проверьте!

На доске вывешиваются правильные ответы.

Ответы :

№ 114 20 рублей

№ 115 496 учеников

№117 57 рублей

№118 400 человек

№119 456 рублей

№121 25850 человек.

Оцените работу своего соседа. Поменяйтесь обратно тетрадями.

4.Супер физкультминутка.exe (сайт http://videouroki.net/)

5.Практическая работа. Путешествие по магазинам (10мин)

1.Путешествие в « Пятерочку» (Слайд 6-10). (Приложение 2).

Задавались ли Вы вопросом о том, зачем магазины делают  скидки? для покупателей. Ведь казалось бы, такая политика лишь ведет к дополнительным затратам и уменьшает прибыль.
На самом же деле компании тоже получают выгоду, предлагая клиентам воспользоваться своими системами скидок. Во-первых, они получают возможность быстрее распродать продукцию и освободить место для новых коллекций (типичный пример – скидки через распродажи). Во-вторых ,большие скидки – это способ заинтересовать и привлечь новых покупателей.

Результаты практической работы. Что мы установили. Новые цены не соответствуют заявленному снижению цен. Цены выше.

Продукты со скидкой опасно покупать, так как можно отравиться.

2.Наше путешествие продолжается. Мы идем в « Магнит – супермаркет».(Слайд 11) ( Приложение 3)

Какие существуют скидки здесь.

  • Каждую среду с покупки 10% вычитают.

  • Решите задачу. Совершите покупку. Вам даны реальные цены на продукты. Нужно выбрать на праздник продукты и сколько рублей вы съэкономили?

После 21.00 скидки 30% на готовую продукцию : различные салаты, котлеты, жареную рыбу, мясо. И это выгодно. На следующий день эта продукция не выставляется.

Акция. «Играй как Пеле» На какую сумму нужно купить ,чтобы полностью заполнить купон? Для чего придумана эта акция? Кто уже купил мячи?

3.Наше путешествие продолжается. Мы идем в магазин « Реванш».

Слайд ( Приложение 4)

Задача. Какие нужно решить задачи.

  • 1.Сколько процентов берет банк, если кредит дают на 2 года.

  • 2.Сколько вы переплачиваете за 2 года.

  • 3.Сколько вы переплачиваете за месяц.

  • 4.Выгодно ли брать кредит?

  • 5.Какой еще можно задать вопрос?

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (1 мин)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы научились находить процент от числа и вычислять число по его проценту.

У вас на парте у каждого есть «смайлик». В зависимости от того как вы сегодня усвоили тему нарисуйте ему ротик.


7. Рефлексия. Домашнее задание.(1мин)(Слайд 19-20)

У вас на парте у каждого есть «смайлик». В зависимости от того как вы сегодня усвоили тему нарисуйте ему ротик.

Составьте карточку задание на проценты из жизни.

Литература:

  1. ГИА 9. Математика. Типовые тестовые задания. /[И.В. Ященко,С.А. Шестаков, А.С.Трепалин и д.р.] Издательство «Экзамен» 2014

  2. ЕГЭ 3000 задач с ответами. Под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко . Разработано МИОО, Издательство «Экзамен» 2013

  3. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/[ Н.Я. Виленкин , В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург]издательство «Мнемозина», М:2010

  4. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования/[ Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир]Москва. Издательский центр « Вентана – Граф» , 2013г.

  5. http://videouroki.net/



















Приложение. Задачи по теме « Проценты»









Решение задач.























Презентация урока

Общая характеристика класса 
В классе 28 учеников. Обученность составляет 100%. Успешность - 85%.
Группа учеников: Асташов А., Семенов И.,Розманов В.., Маврин В.., Кауфман Д.имеют высокую степень обучаемости, стремление к лидерству, что способствовало выбору их на роль старших в группе. Оносова Д..,Зубков Н..,Борисов .,Иванова Н..,Шемякин . материал усваивают медленно, при ответе теряются, но Паринова К..,Вожакова А.. отличаются высокой степенью ответственности. Эта группа детей - выраженные гуманитарии.
Дети любознательны, между ними установились дружеские отношения.
Будучи пятиклассниками, ребята работали над творческими проектами спецкурса "Наглядная геометрия", приобрели опыт публичных выступлений, имеют навыки ведения дискуссий, а также навыки работы в группе. В связи с вышеуказанным стало возможным построить урок как деловую игру с использованием групповой формы работы. Таким образом, данное занятие можно рассматривать как своего рода модификацию прежнего опыта.







САМОАНАЛИЗ УРОКА


Место данного урока в системе знаний.

В 5 классе на изучение программного материала по теме «Проценты » отводится 5 часов. Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний среди уроков повторения. На уроке рассматриваются такие ключевые слова как «процент», устанавливается алгоритм работы перевода процентов в десятичную дробь, десятичной дроби в процент, нахождение процента от числа и числа по его проценту,которые далее используются при решении текстовых задач.

Большинство обучающихся легко усваивают правила перевода десятичной дроби в процент и процента в десятичную дробь, но не все учащиеся применяют данные знания в измененной ситуации, в частности, при решении различных типов задач на проценты т.к. тема довольно сложная, требующая умения логически мыслить, обсуждать, сравнивать.

Полученные навыки формируют общие умения решать задачи на проценты, которые далее будут рассматриваться в курсе математики 6 класса, 7-9 классов. Задачи на проценты присутствуют в контрольно-измерительных материалах ГИА по математике в модуле «Реальная математика» и в материалах ЕГЭ..

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Цели и задачи:

Цель урока: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по изучению понятия процента, правил нахождения процента и овладению умением применять изученные правила при решении задач.

Задачи урока:

Образовательные:

- Изучить понятие процента, правила перевода процента в десятичную дробь и обращения десятичной дроби в процент;

- Овладеть знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.

Развивающие:

- Формировать умения применять полученные знания в новой ситуации.

- Развивать логическое мышление и вычислительные навыки.

- Осваивать приемы использования новых информационных технологий на уроке.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность, умение слушать одноклассников, настойчивость в достижении цели.

Цели и задачи урока соответствуют целям обучения курса математики в 5 классе. Постановка цели и задач урока, изучение учебного материала проводились через проблемные вопросы. Поставленные цели и задачи реализовывались на протяжении всего урока, в форме диалога учителя с классом, в форме индивидуальной и групповой работы учащихся.

С целью закрепления ранее усвоенных знаний была организована устная работа с использованием презентации. В процессе урока повторили и обобщили знания и умения, полученные на предыдущих уроках: понятие процента, перевод десятичной дроби в проценты и процентов в десятичную дробь. Подчеркнули значимость ранее изученного для выработки умений решать задачи на проценты.

На уроке осуществлялась деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

Повторили понятие процента, правила перевода процента в десятичную дробь и обращения десятичной дроби в процент, научились применять данные правила по алгоритму и в изменённой ситуации (при решении задач).

Определили границы применения нового материала.

При выполнении домашнего задания не только закрепили изученное в классе, но и выяснили, при изучении каких учебных дисциплин необходимы знания процентов.

При работе в парах и группах формировались коммуникативные навыки учащихся, умение слушать и слышать не только учителя, но и своих товарищей, умение отстаивать своё мнение. Словарный запас ребят обогатился новым понятием.

В ходе урока реализованы развивающие задачи.

Логическое мышление развивалось при проведении устного счета, при работе в группах, при изучении нового материала ответно-вопросной формой, через самостоятельную формулировку выводов. В течение урока формировались коммуникативные умения (обогащение понятийного словаря, умение налаживать межличностные отношения, взаимопонимание, умение общаться с одноклассниками с целью получения новых знаний).

Самостоятельность мышления учащихся поддерживалась различными видами работы: работой в группах, самостоятельной работой с учебником.


Форма обучения: беседа, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.


Методы и приемы обучения: проблемно - поисковый, беседа, практические задания.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; презентация, карточки с заданием для работы в группах.


Учащиеся усвоили материал, были внимательны, вежливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. Взаимоотношения учителя и учащихся доверительные и дружеские.

На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья учащихся. В ходе урока проведена физкультминутка, организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.

Использование ЭОР позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

На заключительном этапе урока была проведена рефлексия, способствующая успешности каждого ребёнка.

Материал для урока отобран в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, что, вместе с поощрением за хороший результат при выполнении заданий, способствовало формированию положительного отношения и мотивации к учебе. Таким образом, поставленные цели и задачи способствуют реализации принципа развивающего обучения.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- словесный (беседа, рассуждение, выступления учащихся по результатам групповой работы, самоанализ (сравнение полученного результата с образцом);
- проблемный (проблемные вопросы на этапе подготовки к отработке материала в вопросно-ответной форме);
- практический (решение заданий в процессе закрепления материала);
- иллюстративный (обобщение и повторение материала, устный счет, сравнение с образцом с опорой на слайды);
- частично-поисковый (установление связей при выполнении заданий);

- стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся).


Целесообразность использования ИКТ на уроке математики:

  1. Повышает эффективность обобщения и систематизации материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала.

  2. Увеличивает активность и интерес учащихся в процессе обучения.

  3. Воспроизводит связи математики с другими областями знаний.

  4. Меняет характер взаимодействия учителя и ученика, формирует новый стиль общения - сотрудничество.

Мотивация обучения

1. На этапе актуализации опорных знаний задаются вопросы, которые способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, привлекают внимание учащихся.
2. При подготовке к изучению материала эффективны проблемные вопросы, формирующие познавательную отребность, требующие поиска ответов.
3. На этапе закрепления и систематизации знаний были использованы различные виды работы: работа в группах, самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, что способствовало прочному усвоению и закреплению знаний.
4. На завершающем этапе урока - рефлексия, объективное оценивание самого себя, что способствует активности в подведении итогов и нацеливает детей на дальнейшую работу по теме.

Оценка деятельности учащихся.

Оценка деятельности учащихся осуществлялась словесными методами поощрения и поддержки со стороны учителя и других учащихся, самооценкой, позитивным эмоциональным настроем. Выставление оценок осуществлялось на заключительном этапе урока. Самые активные и знающие материал учащиеся, успешно работавшие на всех этапах урока, получили высокую оценку.

Целесообразность и эффективность домашнего задания.

Домашнее задание является продолжением урока. В ходе его выполнения учащиеся закрепят знания о процентах, отработают умения и навыки, полученные на уроке. В ходе выполнения дополнительного задания развиваются коммуникативные навыки (ребята должны провести опрос) и намечаются межпредметные связи. Инструктаж необходим для успешного выполнения домашнего задания.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики.Проценты вокруг нас

Автор: Затеева Валентина Павловна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101787

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства