Данный урок является обобщающим. Он занимает свое место согласно календарному планированию. Проведена устная работа по актуализации тем, необходимых для продолжения и обобщения темы урока. На этом уроке учащиеся закрепляют полученные знания по теме «Четырехугольники». Урок проходит в виде соревнования. Учащиеся делятся на 2 команды. В течение всего урока они зарабатывают баллы. В конце урока на основе заработанных баллов, учащимся выставляются оценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приветствие, постановка цели урока. Учитель сообщает учащимся, что урок пройдет сегодня в форме соревнования, поэтому класс делится на две команды так, чтобы «силы» их были примерно равными.
2. ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЯ. Приветствие команд.
1 тур «РАЗМИНКА»
Учитель задает вопросы каждой команде по очереди. Учащиеся устно отвечают на них. Если команда не отвечает на свой вопрос, то право ответа переходит к команде соперников. (За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)
Вопросы первой команде
Вопросы второй команде
1.Определение параллелограмма
1. Определение ромба.
2.Определение прямоугольника.
2. Определение трапеции.
3. Квадрат – это ромб, у которого…
3. Квадрат – это прямоугольник, у которого…
4. Свойства параллелограмма.
4. Признаки параллелограмма.
5.Собственное свойство прямоугольника.
5. Собственное свойство ромба.
2 тур «Найдите ошибки и исправьте»
Командам предлагаются список формул, в которых нужно обнаружить и исправить допущенные ошибки, а также назвать эти формулы.
3 тур «СПЕШИ РЕШИТЬ»
На столе учителя лежат задания – билеты. Из каждой команды выходят по одному человеку, вытягивают билет и решают задачи у доски. (За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)
Билет №1 (задача). АВСD – прямоугольник. Периметр прямоугольника равен 48 см, а сторона АD в 2 раза больше стороны АВ. Найдите площадь прямоугольника АВСD.
Билет №2. (задача). Стороны параллелограмма равны 24 см и 18 см. найдите его площадь, если известно, что угол между сторонами равен 30°.
Билет №3 (задача). В равнобедренной трапеции основания равны 20 и 30 см, а угол 450 . Найдите площадь трапеции.
Пока решаются задания у доски, остальным членам команд раздаются карточки математического лото. Каждый ученик решает по одной задаче самостоятельно. Как только задачи будут решены, команды обмениваются карточками и выполняют взаимопроверку. (За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)
1. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь 32см2 , а одна сторона в 2 раза больше другой.
ОТВЕТ:_____________________
ФАМИЛИЯ: _______________
2. Найдите площадь ромба, если его сторона 16 см, а один из углов 300
ОТВЕТ:_____________________
ФАМИЛИЯ: _______________
3. Сумма углов параллелограмма равна 2800.Найдите все углы параллелограмма
Карточки с условиями двух теорем разрезаются на части и смешиваются. Приглашаются по два участника команд, которые должны восстановить тексты данных теорем.
ТЕОРЕМА 1. Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм – прямоугольник.
ТЕОРЕМА 2. Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту.
Проверить правильность ответа легко и быстро – достаточно проверить номера карточек; или еще быстрее: дать задание ученику подсчитать их сумму, а у учителя она подсчитана заранее.
5 тур «ГИМНАСТИКА УМА»
На слайде будут представлены фигуры из спичек. Вам нужно выполнить задания. Какая команда первой поднимет руку, та и будет отвечать. (По 1 баллу за правильный ответ).
Переставьте 4 спички так, чтобы из ключа получилось три квадрата
2. Уберите шесть спичек так, чтобы остались только два квадрата.
6 тур «Порешаем устно»
Устная работа по готовым чертежам.
1.Найдите площадь параллелограмма ABCD. (Ответ:S=8 см2)
2. Найдите площадь параллелограмма ABOM,угол BAD =60º. (Ответ:S=40√3)
7 тур «Загадки»
Загадки:
1.
И у меня равны диагонали,
Хочу сказать я, хоть меня не называли.
И хоть я не зовусь квадратом,
Он мне приходится родным братом.(Прямоугольник).
2.
Хоть стороны мои
Попарно и равны, и параллельны,
Всё ж я в печали, что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам.
Но всё ж, скажи, дружок, кто я? (Параллелограмм).
3.
Знаете ли вы меня
Хочу проверить,
Любую площадь я могу измерить,
Ведь у меня четыре стороны
И все они между собой равны.
И у меня равны диагонали,
Углы мне они делят пополам, и ими
На части равные разбит я сам. (Квадрат)
4.
Мои, хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам,
И очень важная фигура я, скажу я вам. (Ромб).
Сказка-вопрос.
Собрались все четырёхугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырёхугольников. Кто первым придёт, тот и будет королём». Все согласились. Рано утром отправились все в далёкое путешествие. На пути им повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырёхугольников осталась на берегу, остальные отправились дальше. На пути встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошёл только один четырёхугольник, который первым добрался до царства и был провозглашён королём.
Вопросы:
1.Кто стал королём?
2.Кто первым вышел из соревнования?
3.Кто был основным соперником?
Ответы:
1 – Квадрат.
2 - Произвольный четырехугольник и трапеция.
3 – Прямоугольник.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Вот и закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто ж лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Подсчет общего количества баллов каждой команды.
Домашнее задание: Повторить п.18-21, подготовиться к контрольной работе.