- распечатки с текстами задач.
Цели урока:
применения (задание последовательности;
перечисление членов последовательности;
формирование культуры речи, умений давать
полные, математически грамотные ответы.
- математический диктант.
Этапы проведения урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов, цель, результативность. | Форма организации учебных действий | УУД |
Организационный этап. Нацеливание учащихся – мотивация | Слайд 2 Закончился двадцатый век. Куда стремится человек? Изучены космос и море, Строенье звезд и вся Земля, Но математиков зовет Известный лозунг: «Прогрессио – движение вперед» Вступительное слово учителя: Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет". Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: "Какая у меня бабочка - живая или мертвая?" Но мудрец ответил: " Все в твоих руках:" Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и кажется, что ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца "Все в твоих руках:" и пусть эти слова будут девизом нашего урока. -- Вы перешли к изучению одной из интересных тем алгебры 9 класса – «Числовые последовательности». Наше познание курса алгебры можно сравнить с походом в горы и сегодня мы с вами преодолеем ещё одну математическую вершину, а какую вы узнаете позже. А теперь давайте проверим, готовы ли вы к восхождению. | Учащимся выдан лист рефлексии, они заполняют Ф. И. | Личностные: формирование мотивации, развитие познавательного интереса |
Актуализация опорных знаний. Теоретический опрос | Ребята, предыдущие два урока алгебры были посвящены теме «Последовательности». Слайд-4 1.Что называется числовой последовательностью? 2. Приведите примеры числовых последовательностей. 3. Каким способом можно задать последовательность? 4. Какие члены последовательности (bn) расположены между B134 и b142 , bn -1 и bn + 2, bn +3 и bn +6 ? 5. Последовательность задана формулой : an = 3n – 3. Найдите: α ₅, α₁₀, αk .(Ответы: 12,27, 3k-3) 6. с₁ = - 10, сn+1 = сn + 10. Найдите : с₂, с₃, с₄. (ответы 0,10,20) | Вспоминают прошлый урок и отвечают (фронтальная работа) | коммуникативные работа с информацией. Развивать умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи. |
Устная работа. Создание проблемной ситуации, постановка темы и целей урока. | Слайд-5 На доске записаны последовательности: а) 4; 8; 12; … 16,20,24 г) 1; 2; 3; 4; …5,6,7,8 б) - 13; - 15; - 17; - 19; …-21,-23,-25 д) 2; 4; 6; 8; …10,12,14 в) - 2; -4; - 8; -16; …-32,-64,-128 Продолжите их. Какие последовательности образованы с помощью одного и того же правила? (а,б,г,д) Определение:Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией. Слайд 6 Как проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией? Если разность между последующим и предыдущим членами последовательности есть одно и тоже число, то данная последовательность является арифметической прогрессией | Учащиеся выполняют решение предложенных заданий . (Учащиеся пытаются сформулировать определения самостоятельно) | Личностные: творчество Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. |
Что же нам нужно для упрощения и рационализации этой работы? Итак: О чем пойдет речь сегодня на уроке? Какие цели мы должны поставить и реализовать на уроке? Слайд 7 « Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Применение изучаемой темы к решению задач в формате ЕГЭ». познавательной компетентности. А сейчас мы снова сформулируем определение, которое у нас получилось и запишем её в виде рекуррентной формулы: Слайд 8 Это наша формула –по определению an+1 = αn + d, d – некоторое число Выразим d , получим формулу d = αn+1 – αn, верную при любом значении n, она выражает разность арифметической прогрессии, обозначенная d. Т.Е. если у нас известно а1 и d , то легко определить любой член прогрессии по схеме: а1 (+d) , а2 (+d) , а3 (+d) , а4(+d) , а5(+d) ……… аn-1 (+d), а n(+d), аn-2 (+d) …… | Все формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадях. | Личностные: формирование мотивации, развитие познавательного интереса. |
Первичное закрепление нового материала | Слайд 9 Решить устно: 1.Назовите первые пять членов арифметической прогрессии: Разбить на три группы по рядам: 1 вариант а) α₁ = 5, d = 4; Ответы: а₁=5, а₂= 9, а₃ = 15, а₄=19, а₅=23 2 вариант. б) α₁ = 5, d = - 2 Ответы: а₁=5, а₂= 3, а₃ =1 , а₄=-1, а₅=-3. 3 вариант в) α₁ = 5, d = 0. Ответы: а ₁=5, а₂= 5, а₃ = 5, а₄=5, а₅=5 Слайд 10 Самостоятельная работа №2- ответы занести в бланк. Дано: (аn)- арифметическая прогрессия. 1 вариант а) а₁ = 2, а₂= 6. Найти: d . Ответ: d = 4 2 вариант б) а₃ = 8, а₄= 5. Найти: d . Ответ: d = -3 3 вариант в) а₇ = 12, а₈ = -2. Найти: d . Ответ: d = -14 | Работа в группах | Регулятивные: целеполагание, действия по образцу коммуникативные работа с информацией, работа в коллективе, в группе |
мотивация | !!! Если предложить вашему вниманию такую задачу : а₁ = 4, d = 1/2, а найти надо а₁0 , а15, а100. и т.д.. Очень неудобно вычислять подряд 10 членов прогрессии, затем 15 членов и тем более 100-ый член арифметической прогрессии. Может, есть другой? | Учащиеся предлагают свои решения и способы. | Личностные: формирование мотивации, развитие познавательного интереса |
Исследовательская работа в группах по выводу формулы | Сейчас вы попробуете самостоятельно вывести некую формулу для вычисления n-члена арифметической прогрессии. Вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии ( вывод формулы провести на доске с помощью учащимися, затем показать Слайд -11 ) Дано: (аn) – арифметическая прогрессия, a1- первый член прогрессии, d – разность. a2 = a1 + d a3 = a2 + d =(a1 + d) + d = a1+2d a4 = a3 + d =(a1+2d) +d = a1+3d a5 = a4 + d =(a1+3d) +d = a1+4d . . . an = a1+ (n-1)d Записать в тетрадь формулу: an = a1+ d (n-1) | Коллективная совместная работа по выводу формулы. 1-й ученик 2-й ученик 3-й ученик 4-й ученик Сравнивают конечные результаты и делают вывод. | Познавательные: проведение анализа. Использовать знаково – символьные средства при решении учебных задач. (П) |
Защита | Каждая группа представляет свое доказательство у доски. Сравниваем с доказательством на слайде презентации. Ура! Мы с вами сделали открытие! | Учащиеся оценивают предложенное доказательство. | Личностные: развивать умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи. |
Анализ: открытие нового способа действий. Создание проблемной ситуации, | Слайд -12 Заметим , что эту формулу можно записать иначе: an = a1+ d (n-1) an = a1+ dn-d an = dn+( a1-d), обозначим d через k , а разность ( a1-d) через b, получим: an=kn+b, где k и b некоторые числа Таким образом, можно определить любой член арифметической прогрессии. Но, есть и другие задачи, когда нужно определить , является ли данное число членом заданной арифметической прогрессии: например :задача из ОГЭ-15. Содержит ли арифметическая прогрессия : 17; 13; 9 ; 5 число: а)-7, б) -5 Решение: а1=17, an = a1+ d (n-1) an = a1+ d (n-1) d= -4 17-4(n-1)= -7 17-4(n-1)= -5 аn=-7 -4n = -28 -4n = -26 n= 7 n= -26/5 при n=7 (натур.число), следует, что а7= -7. Другой ответ не подходит, т.к. индексом не может дробное число. | Учащиеся вместе с учителем выводят новые формулы. Совместноерешение задачи у доски. | Познавательные: Освоение нового способа деятельности. Применение способов действий (формул) к новым ситуациям |
Вторичное закрепление материала | Слайд -13 Самостоятельное решение с последующей проверкой.(на белой доске решают два ученика) № 575 (а, б), Слайд -14 Комментированное решение с места № 576 (b7= b1 +6d , …….. b2k = b1+d(2k-1) Решить у доски: № 577 ( а) с5= с1 +4d = 20+4*3=32 Самостоятельная работа №3 –ответы занести в бланк. слайд -15 1.Дано: (аn)- арифметическая прогрессия, 1 Вариант а) а₁ = 4, а₃ = 6. Найти: а₂ ответ: 5 2 Вариант б) а₃ = -5, а₅ = 5. Найти: а₄ ответ: 0 3 Вариант в) а₇ = 10, а₉ = 6. Найти: а₈ ответ: 8 | Индивидуальное самостоятельное решение с последующей проверкой. Комментированное решение Работа у доски. Индивидуальная самостоятельная работа. Ответы заносятся в бланки-ответов. | Личностные: Развитие креативных способностей |
Физкультминутка | | Выполнение физкультминутки | |
Закрепление нового материала | Слайд -16 3.Закрепление. № 579 (а) ( решение у доски) an = a1+ d (n-1) № 591 (а) ( решение у доски) n=23 Задания встречающиеся на ОГЭ Слайд -17 (решение) условие а11 а11= -11+2*11 =11 а11=22-2*11=0 а11=11-2*11 =-11 а11=19-3*11=-14 | Учащиеся решают у доски (помощь учителя с затруднениями ) | Личностные: развивать находчивость, активность при решении задач. |
Контроль и оценка решение заданий повышеннной сложности | Слайд -18 Прогрессии в жизни и быту . Задача 1: При хранении бревен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен? Простой способ: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12=(1+12)+(2+11)+(3+10)+(4+9)+(5+8)+(6+7)=13*6=78 (бревен) | Учащиеся совещаются в группах и предлагают свое решение. | Личностные: развивать креативность мышления, находчивость, активность при решении задач. |
Пропедевтика | Согласно легенде, маленький Карл Фридрих Гаусс, по праву называвшийся “королем математиков” (princeps mathematicorum) решил за несколько минут задачу: просуммировать все числа от 1 до 100. Ученики стали последовательно прибавлять одно число к другому, а Гаусс быстро увидел, что …? Это будет тема следующих наших уроков. Слайд-19 | После обсуждения, учащиеся должны додуматься о рациональности вычисления, если нет, то задание остается на дом. | познавательные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. |
Итог урока. Рефлексия. | Тест по теме « Арифметическая прогрессия» Возвращаясь к эпиграфу нашего урока, я хочу узнать, действительно ли был прав мудрец "Все в твоих руках" ? - Что нового узнали на уроке? - Какова формула n-го члена арифметической прогрессии? Пользуясь данной формулой что мы можем найти? Трудным ли для вас было покорение новой математической вершины, я бы хотела узнать где вы находитесь - по-прежнему у подножия горы, на средине пути или на вершине, изобразите себя на заранее приготовленных листа. | Учащиеся записывают в бланки ответов (индивидуальная работа) и сдают учителю. Учащиеся заполняютт лист рефлексии. | Умение адекватно оцениватьсвои знания и воспринимать оценку учителя. (Р) |
Домашнее задание. | п.25 знать обе формулы определения n-члена арифметической прогрессии) № 575 (в.г) , № 577 ( б), № 579 (б, № 591 (б) . Повторение: № 600(а) Слайд-21 Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование самообразовательной компетентности | Возможность оценки достижения планируемых результатов. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Формирование способности к самосовершенствованию |
Творческий этап применение способа к новым ситуациям Исследовательская работа. | Ребята получили задание: подготовить проектную работу «Арифметическая прогрессия вокруг нас» | Слово предоставляется Валиевой Алине и ВалиевойЛиане с проектной работой. | Личностные (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, способности к саморазвитию и самообразованию |