kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Определение арифметической прогрессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Определение арифметической прогрессии"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Определение арифметической прогрессии"»

МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»

Конспект урока

« Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Применение изучаемой темы к решению задач в формате ЕГЭ»        





Класс: 9



Учитель: Тажудинова П. Г.

















Тип урока:  урок изучения нового материала

 Оборудование: - компьютер, интерактивная доска, проектор;

                             - презентация;

                             - распечатки с текстами задач.

 Цели урока:                                                                                              

 образовательные:       -  выявить степень сформированности знаний

                                         и  умений учащихся по теме  

                                         «Последовательности» на уровне

                                         применения (задание последовательности;                  

                                         перечисление членов последовательности;              

                                         использование формулы n-го члена и  

рекуррентной формулы для нахождения

                                         любого члена последовательности);

  развивающие:               развитие познавательного интереса, умений              

                                         собраться на уроке, организоваться для

                                         восприятия, понимания и ответа,

                                         формирования логического мышления;

  воспитывающие:         воспитание настойчивости, воли, характера

                                         учащихся для достижения конечного

                                         результата, терпеливой работы,

                                         выдерживания временного бюджета, а

                                         значит, научить работать быстро;

                                         формирование культуры речи, умений давать

                                         полные, математически грамотные ответы.

 Методы и приёмы преподавания:

         - фронтальная беседа;

         - сообщение;

         - тестирование;

         - экспресс-опрос;

         - упражнения - демонстрация;

         - математический диктант.





Организационная структура урока



Этапы проведения урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов, цель, результативность.

Форма организации учебных действий

УУД

Организационный этап.









Нацеливание учащихся – мотивация

Слайд 2

Закончился двадцатый век.

Куда стремится человек?

Изучены космос и море,

Строенье звезд и вся Земля,

Но математиков зовет

Известный лозунг:

«Прогрессио – движение вперед»



Вступительное слово учителя:

Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет". Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: "Какая у меня бабочка - живая или мертвая?" Но мудрец ответил: " Все в твоих руках:"

Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и кажется, что ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца "Все в твоих руках:" и пусть эти слова будут девизом нашего урока.

-- Вы перешли к изучению одной из интересных тем алгебры 9 класса – «Числовые последовательности». Наше познание курса алгебры можно сравнить с походом в горы и сегодня мы с вами преодолеем ещё одну математическую вершину, а какую вы узнаете позже. А теперь давайте проверим, готовы ли вы к восхождению.


Учащимся выдан лист рефлексии, они заполняют Ф. И.

 Личностные:

формирование мотивации, развитие познавательного интереса

Актуализация опорных знаний. Теоретический опрос

Ребята, предыдущие два урока алгебры были посвящены теме «Последовательности».

Слайд-4

1.Что называется числовой последовательностью?

2. Приведите примеры числовых последовательностей.

3. Каким способом можно задать последовательность?

4. Какие члены последовательности (bn) расположены между

B134 и b142 , bn -1 и bn + 2, bn +3 и bn +6 ?

5. Последовательность задана формулой :

an = 3n – 3.

Найдите: α ₅, α₁₀, αk .(Ответы: 12,27, 3k-3)

6. с₁ = - 10, сn+1 = сn + 10. Найдите : с₂, с₃, с₄. (ответы 0,10,20)

Вспоминают прошлый урок и отвечают (фронтальная работа)

коммуникативные

работа с информацией.


Развивать умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

Устная работа. Создание проблемной ситуации, постановка темы и целей урока.

Слайд-5


На доске записаны последовательности:

а) 4; 8; 12; … 16,20,24 г) 1; 2; 3; 4; …5,6,7,8

б) - 13; - 15; - 17; - 19; …-21,-23,-25 д) 2; 4; 6; 8; …10,12,14

в) - 2; -4; - 8; -16; …-32,-64,-128

Продолжите их.

Какие последовательности образованы с помощью одного и того же правила? (а,б,г,д)


Определение:Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией.

Слайд 6

Как проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией?

Если разность между последующим и предыдущим членами последовательности есть одно и тоже число, то данная последовательность является арифметической прогрессией



Учащиеся выполняют решение предложенных заданий .





(Учащиеся пытаются сформулировать определения самостоятельно)


Личностные:

творчество

Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Что же нам нужно для упрощения и рационализации этой работы?

Итак: О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Какие цели мы должны поставить и реализовать на уроке?

Слайд 7

« Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Применение изучаемой  темы к решению задач в формате ЕГЭ».

  • познавательной компетентности.

  • А сейчас мы снова сформулируем определение, которое у нас получилось и запишем её в виде рекуррентной формулы:

  • Слайд 8 Это наша формула –по определению

an+1 = αn + d, d – некоторое число

Выразим d , получим формулу d = αn+1 – αn,

верную при любом значении n, она выражает разность арифметической прогрессии, обозначенная d.

Т.Е. если у нас известно а1 и d , то легко определить любой член прогрессии по схеме:

а1 (+d) , а2 (+d) , а3 (+d) , а4(+d) , а5(+d) ……… аn-1 (+d), а n(+d), аn-2 (+d) ……

Все формулируют тему и цели урока.


Записывают тему урока в тетрадях.

 Личностные:

формирование мотивации,

развитие познавательного

интереса.


Первичное закрепление нового материала

Слайд 9

Решить устно:

1.Назовите первые пять членов арифметической прогрессии:

Разбить на три группы по рядам:

1 вариант а) α₁ = 5, d = 4; Ответы: а₁=5, а₂= 9, а₃ = 15, а₄=19, а₅=23

2 вариант. б) α₁ = 5, d = - 2 Ответы: а₁=5, а₂= 3, а₃ =1 , а₄=-1, а₅=-3.

3 вариант в) α₁ = 5, d = 0. Ответы: а ₁=5, а₂= 5, а₃ = 5, а₄=5, а₅=5

Слайд 10


Самостоятельная работа №2- ответы занести в бланк.

Дано: (аn)- арифметическая прогрессия.


1 вариант а) а₁ = 2, а₂= 6. Найти: d . Ответ: d = 4

2 вариант б) а₃ = 8, а₄= 5. Найти: d . Ответ: d = -3

3 вариант в) а₇ = 12, а₈ = -2. Найти: d . Ответ: d = -14


Работа в группах

Регулятивные: целеполагание, действия по образцу











коммуникативные

работа с информацией,

работа в коллективе, в группе


мотивация

!!! Если предложить вашему вниманию такую задачу : а₁ = 4, d = 1/2, а найти надо а₁0 , а15, а100. и т.д..



Очень неудобно вычислять подряд 10 членов прогрессии, затем 15 членов и тем более 100-ый член арифметической прогрессии. Может, есть другой?


Учащиеся предлагают свои решения и способы.

Личностные:

формирование мотивации, развитие познавательного

интереса

Исследовательская работа в группах по выводу формулы

Сейчас вы попробуете самостоятельно вывести некую формулу для вычисления n-члена арифметической прогрессии.

Вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии

( вывод формулы провести на доске с помощью учащимися, затем показать Слайд -11 )

Дано: (аn) – арифметическая прогрессия, a1- первый член прогрессии, d – разность.

  • a2 = a1 + d

  • a3 = a2 + d =(a1 + d) + d = a1+2d

  • a4 = a3 + d =(a1+2d) +d = a1+3d

  • a5 = a4 + d =(a1+3d) +d = a1+4d

  • . . .

  • an = a1+ (n-1)d

Записать в тетрадь формулу: an = a1+ d (n-1)


Коллективная совместная работа по выводу формулы.









1-й ученик

2-й ученик

3-й ученик

4-й ученик

Сравнивают конечные результаты и делают вывод.


Познавательные:

проведение

анализа.

Использовать знаково – символьные средства при решении учебных задач. (П)

Защита

Каждая группа представляет свое доказательство у доски. Сравниваем с доказательством на слайде презентации.

Ура! Мы с вами сделали открытие!


Учащиеся оценивают предложенное доказательство.

Личностные:

развивать умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

Анализ:

открытие нового способа действий.














Создание проблемной ситуации,



Слайд -12

Заметим , что эту формулу можно записать иначе:

an = a1+ d (n-1)

an = a1+ dn-d

an = dn+( a1-d),

обозначим d через k , а разность ( a1-d) через b, получим:

an=kn+b, где k и b некоторые числа



Таким образом, можно определить любой член арифметической прогрессии.

Но, есть и другие задачи, когда нужно определить , является ли данное число членом заданной арифметической прогрессии: например :задача из ОГЭ-15.

Содержит ли арифметическая прогрессия : 17; 13; 9 ; 5 число:

а)-7, б) -5

Решение:

а1=17, an = a1+ d (n-1) an = a1+ d (n-1)

d= -4 17-4(n-1)= -7 17-4(n-1)= -5

аn=-7 -4n = -28 -4n = -26

n= 7 n= -26/5

при n=7 (натур.число), следует, что а7= -7. Другой ответ не подходит, т.к. индексом не может дробное число.


Учащиеся вместе с учителем выводят новые формулы.























Совместноерешение задачи у доски.

Познавательные:

Освоение нового способа деятельности.
















Применение способов действий (формул) к новым ситуациям


Вторичное закрепление материала

Слайд -13

Самостоятельное решение с последующей проверкой.(на белой доске решают два ученика)

№ 575 (а, б),







Слайд -14

Комментированное решение с места

№ 576 (b7= b1 +6d , …….. b2k = b1+d(2k-1)

Решить у доски:

№ 577 ( а) с5= с1 +4d = 20+4*3=32


Самостоятельная работа №3 –ответы занести в бланк.

слайд -15 1.Дано: (аn)- арифметическая прогрессия,

1 Вариант а) а₁ = 4, а₃ = 6. Найти: а₂ ответ: 5

2 Вариант б) а₃ = -5, а₅ = 5. Найти: а₄ ответ: 0

3 Вариант в) а₇ = 10, а₉ = 6. Найти: а₈ ответ: 8


Индивидуальное самостоятельное решение с последующей проверкой.





Комментированное решение





Работа у доски.

Индивидуальная самостоятельная работа. Ответы заносятся в бланки-ответов.


Личностные:

Развитие креативных способностей


Физкультминутка

Выполнение физкультминутки

 






Закрепление нового материала

Слайд -16

3.Закрепление.

№ 579 (а) ( решение у доски)

an = a1+ d (n-1)

№ 591 (а) ( решение у доски) n=23



Задания встречающиеся на ОГЭ

Слайд -17 (решение)

  • условие а11

  • а11= -11+2*11 =11

  • а11=22-2*11=0

  • а11=11-2*11 =-11

  • а11=19-3*11=-14


Учащиеся решают у доски (помощь учителя с затруднениями )

Личностные:

развивать находчивость, активность при решении задач.

Контроль и оценка

решение заданий повышеннной сложности




Слайд -18



Прогрессии в жизни и быту .

Задача 1: При хранении бревен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?

Простой способ: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12=(1+12)+(2+11)+(3+10)+(4+9)+(5+8)+(6+7)=13*6=78 (бревен)

Учащиеся совещаются в группах и предлагают свое решение.


Личностные:

развивать креативность мышления, находчивость, активность при решении задач.

Пропедевтика

Согласно легенде, маленький Карл Фридрих Гаусс, по праву называвшийся “королем математиков” (princeps mathematicorum) решил за несколько минут задачу: просуммировать все числа от 1 до 100. Ученики стали последовательно прибавлять одно число к другому, а Гаусс быстро увидел, что …? Это будет тема следующих наших уроков.

Слайд-19

После обсуждения, учащиеся должны додуматься о рациональности вычисления, если нет, то задание остается на дом.

познавательные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Итог урока.








Рефлексия.


Тест по теме « Арифметическая прогрессия»








Возвращаясь к эпиграфу нашего урока, я хочу узнать, действительно ли был прав мудрец "Все в твоих руках" ?

- Что нового узнали на уроке?

- Какова формула n-го члена арифметической прогрессии? Пользуясь данной формулой что мы можем найти?

Трудным ли для вас было покорение новой математической вершины, я бы хотела узнать где вы находитесь - по-прежнему у подножия горы, на средине пути или на вершине, изобразите себя на заранее приготовленных листа.


Учащиеся записывают в бланки ответов (индивидуальная работа) и сдают учителю.









Учащиеся заполняютт лист рефлексии.

Умение адекватно оцениватьсвои знания и воспринимать оценку учителя. (Р)

Домашнее задание.

п.25 знать обе формулы определения n-члена арифметической прогрессии)

№ 575 (в.г) , № 577 ( б), № 579 (б, № 591 (б) .

Повторение: № 600(а)

Слайд-21

Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность: формирование самообразовательной компетентности

 Возможность оценки достижения планируемых результатов.

 Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Формирование способности

к самосовершенствованию


Творческий этап

применение способа к новым ситуациям

Исследовательская работа.

Ребята получили задание: подготовить проектную работу «Арифметическая прогрессия вокруг нас»

Слово предоставляется Валиевой Алине и ВалиевойЛиане с проектной работой.

Личностные (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, способности к саморазвитию и самообразованию






































































































6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок "Определение арифметической прогрессии"

Автор: Тажудинова Патимат Гаджиевна

Дата: 15.11.2019

Номер свидетельства: 527190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Тема урока: «Определение арифметической прогрессии, формула n-го члена». "
    ["seo_title"] => string(80) "tiema-uroka-opriedielieniie-arifmietichieskoi-proghriessii-formula-n-gho-chliena"
    ["file_id"] => string(6) "116612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412531485"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок на тему "Определение арифметической прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-na-tiemu-opriedielieniie-arifmietichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "243447"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445740770"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Урок алгебры в 9-м классе по теме "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(138) "urok-alghiebry-v-9-m-klassie-po-tiemie-opriedielieniie-arifmietichieskoi-proghriessii-formula-n-gho-chliena-arifmietichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "227281"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440675700"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока математики "Определение арифметической прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-matiematiki-opriedielieniie-arifmietichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "225260"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439534439"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_opriedielieniie_ghieomietrichieskoi_proghriessii_formula_n_gho_c"
    ["file_id"] => string(6) "370463"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481917653"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1950 руб.
3000 руб.
1660 руб.
2560 руб.
1760 руб.
2710 руб.
1630 руб.
2510 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства