kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Определение арифметической прогрессии, формула n-го члена».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный учебный урок разработан для учащихся 9 класса МБОУ СОШ №12 г-к Анапа. Тема урока: «Определение арифметической прогрессии, формула n-го члена».
Цели и задачи урока:
• Дать определение арифметической прогрессии, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии , учить учащихся применять ее при решении упражнений.
• Продолжить работу над развитием мыслительной деятельности учащихся: умением анализировать, сравнивать, делать выводы.
• Продолжить работу над развитием речи, в том числе и математической, развивать умение слушать и слышать учителя, учиться взаимопониманию и уважительному отношению друг к другу.
Ход урока.
1. Организационный момент.
      2. Проверка домашнего задания.
3.  Изучение нового учебного материала.
-  Устный опрос
- Изучение нового материала

4. Закрепление учебного материала.

Физкультминутка.

5.Задание на дом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мой урок»

Тема урока: «Определение арифметической прогрессии, формула n-го члена».

Цели и задачи урока:

  • Дать определение арифметической прогрессии, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии , учить учащихся применять ее при решении упражнений.

  • Продолжить работу над развитием мыслительной деятельности учащихся: умением анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • Продолжить работу над развитием речи, в том числе и математической, развивать умение слушать и слышать учителя, учиться взаимопониманию и уважительному отношению друг к другу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Дежурный назовите отсутствующих. Проверьте свою готовность к уроку – наличие на столе учебника, тетради, ручки, карандаша и конечно дневника. Далее сообщаю тему и ход урока урока

2. Проверка домашнего задания.

(Было задано №15.20, №15.31(а,б), №15.33)

Какие задания домашней работы вызвали затруднение? ( если такие есть, то просматриваем слайды 1,2,3)

3. Изучение нового учебного материала.

- Устный опрос : 1. Вспомните определение числовой последовательности (функцию вида у = f(x), где х є N, называют числовой последовательностью и обозначают у = f(x) или (слайд 4)

2.Какие способы задания последовательности вы знаете? (аналитический, словесный, рекуррентный)(слайд 5)

3. Дайте определение возрастающей прогрессии (последовательность () называют возрастающей, если каждый ее член ( кроме первого) больше предыдущего)(слайд 6)

4. Дайте определение убывающей прогрессии (последовательность () называют убывающей, если каждый ее член ( кроме первого) меньше предыдущего)(слайд7)

Рассмотрим последовательности натуральных чисел : 1) 1; 5; 9; 13; 17; 21;…

2) -2; -4; -6; -8; -10; …

Назовите первый член последовательности, третий член, седьмой ? Как вы нашли седьмой член последовательности?( 1)- увидели, что каждое следующее число увеличивается на 4, 2)- увидели, что каждое следующее число уменьшается на 2). Эти последовательности являются примером арифметической прогрессии.(слайд №8)

Другими словами последовательность ()- арифметическая прогрессия, если для любого натурального числа n выполняется условие , где d –некоторое число, которое называют разностью арифметической прогрессии. Отсюда d= (слайд №9).

Откройте учебники на странице 146, рассмотрим примеры 1,2,3. Назовите и d. Какой будет арифметическая прогрессия в первом примере? (возрастающая), а во втором ? (убывающая) слайд №10

Арифметическая последовательность может быть бесконечной, обозначается так:

и конечной

Зная, и d можно найти следующие члена последовательности, но если нужно найти , то этот способ не удобен. Эти вычисления можно упростить, если вывести формулу n-го члена, то есть задать функцию аналитически.

Рассмотрим арифметическую прогрессию : с разностью d .Найдем последовательно

=

= = + = и т. д.

Нетрудно догадаться что - это формула n-го члена арифметической прогрессии.(слайд 11)

4. Закрепление учебного материала.

А сейчас открываем задачники и начинаем работать с заданиями.

Устно №16.1 Среди заданных последовательностей выберете арифметическую прогрессию:

Ответ: а, б, в.

16.3(в,г)

В тетрадях №16.5(а,в), №16.13(а,в), №16.16(в),

Решите задачу: №1Бригада стеклодувов изготовила в январе 80 изделий, а в каждый следующий месяц изготовляя на 17 деталей больше , чем в предыдущий .Сколько деталей изготовила бригада в июне?

№2Отдыхающий, следуя совету врача, в первый день загорал 5 минут. А в каждый последующий день увеличивал время пребывания на солнце на 5 минут. На какой день время пребывания на солнце будет равно

40 минут?

n1+d(n+1), 40=5+5(n-1), 5n=40, n=8. Ответ: на восьмой день.)

Физкультминутка.

Это упражнение улучшит кровообращение вашего мозга.

Ленивые восьмерки. Поставьте большой палец правой руки. Пальцем в воздухе пишем восьмерки, следим за пальцем глазами. Затем другой рукой. Обеими руками.

Сгибание шеи. Скрестив пальцы на затылке, поднять голову, смотреть вверх, согнуть шею смотреть вниз. Повторить 5 раз.

Чтобы успешно завершить наш урок, давайте немного повторим.

  1. Дайте определение арифметической прогрессии (слайд8)

(Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый

член которой, начиная со второго, отличается от предыдущего на одно и

то же число)

  1. Как проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией? (слайд 11)

(Каждый член арифметической прогрессии больше предыдущего на одно

и тоже число.)

  1. Проверьте: является ли последовательность арифметической прогрессией: (слайд 12)

-2; -4; -6; -8; -10;…

-13; -3; 13; 23;…

(Первая последовательность является арифметической, а вторая – нет).

- Назовите первый член этой прогрессии?

1=-2)

- Чему равна разность этой прогрессии?

(d=-2)

- Назовите шестой член этой прогрессии.

6=-12)

4. Укажите формулу n-го члена арифметической прогрессии (слайд 13)

А. аn1+(n+1), Б. аn=2а1+(n+1)d, В. аn=2а1+(n-1)d, Г. аn1+(n-1)d

(Вариант Г)

Мы сегодня хорошо поработали , молодцы ребята! У вас на столе лежат карточки трех цветов. Выберите ту которая соответствует вашему настроению на уроке.( слайд 14) Если кто-то что-то не понял выясняю причину и оставляю поработать после урока.

4.Задание на дом

А теперь домашнее задание: повторить п. 15, изучить п.16, №16.4, №16.12(а,б), №16.7, для сильных учеников № 16.14.

Урок окончен! Спасибо за внимание!













Просмотр содержимого презентации
«prez»

Урок в 9 классе по теме:«Определение арифметической прогрессии, формула n-го члена». Подготовила учитель математики МОУ СОШ №12 МО г-к Анапа Цыцылина Антонина Александровна

Урок в 9 классе по теме:«Определение арифметической прогрессии, формула n-го члена».

Подготовила учитель математики

МОУ СОШ №12 МО г-к Анапа

Цыцылина Антонина Александровна

Домашнее задание №15.20(в,г) Выпишите первые шесть членов последовательности (х n ), заданной рекурентно: в) х 1 =1, х n = 2+ х n-1  Ответ: 1; 3; 5; 7; 9; 11. г) х 1 =-3, х n = -х n-1 -2 Ответ: -3; 1; -3; 1; -3; 1.

Домашнее задание №15.20(в,г)

Выпишите первые шесть членов последовательности (х n ), заданной рекурентно:

в) х 1 =1, х n = 2+ х n-1

Ответ: 1; 3; 5; 7; 9; 11.

г) х 1 =-3, х n = -х n-1 -2

Ответ: -3; 1; -3; 1; -3; 1.

Домашнее задание №15.31(в,г)

Домашнее задание №15.31(в,г)

  • Задайте последовательность рекуррентным способом:
  • в) 9, 7, 5, 3, 1,…
  • Ответ: х n = х n-1 – 2
  • г) 5, -5, 5, -5, 5, …
  • Ответ: х n =- х n-1
Домашнее задание № 15.30 Выпишите первые три члена последовательности десятичных приближений числа а) по недостатку  Ответ:1; 1,7; 1,73; 1,732; б) по избытку  Ответ:2; 1,8; 1,74; 1,733;

Домашнее задание № 15.30

  • Выпишите первые три члена последовательности десятичных приближений числа
  • а) по недостатку

Ответ:1; 1,7; 1,73; 1,732;

  • б) по избытку

Ответ:2; 1,8; 1,74; 1,733;

Способы задания последовательности

Способы задания последовательности

  • Аналитический
  • Словесный
  • Рекуррентный
Возрастающая последовательность  последовательность (у n ) называют возрастающей, если каждый ее член ( кроме первого) больше предыдущего

Возрастающая последовательность

  • последовательность (у n ) называют возрастающей, если каждый ее член

( кроме первого) больше предыдущего

Убывающая последовательность Последовательность (у n ) называют убывающей, если каждый ее член  ( кроме первого) меньше предыдущего

Убывающая последовательность

  • Последовательность (у n ) называют убывающей, если каждый ее член

( кроме первого) меньше предыдущего

Рассмотрим последовательности:

Рассмотрим последовательности:

  • 1) 1; 5 ; 9; 13; 17; 21;…
  • 2) -2; -4; -6; -8; -10;…
Арифметической прогрессией - называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего и одного и того же числа d.

Арифметической прогрессией -

называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего и одного и того же числа d.

Разность арифметической прогрессии d = a n+1 – a n

Разность арифметической прогрессии

d = a n+1 – a n

0, и убывающей, если d

Монотонность арифметической прогрессии

Арифметическая прогрессия

является возрастающей

последовательностью, если d 0,

и убывающей, если d

Формула n-го члена а n = а 1 +(n-1)d

Формула n-го члена

а n = а 1 +(n-1)d

Как проверить является ли последовательность арифметической прогрессией?  Каждый член арифметической  прогрессии больше предыдущего  на одно и тоже число

Как проверить является ли последовательность арифметической прогрессией?

Каждый член арифметической

прогрессии больше предыдущего

на одно и тоже число

Проверьте: является ли последовательность арифметической прогрессией 1) -2; -4; -6; -8; -10;… 2) -13; -3; 13; 23;…

Проверьте: является ли последовательность арифметической прогрессией

1) -2; -4; -6; -8; -10;…

2) -13; -3; 13; 23;…

Настроение Плохое! Ничего не понял! Хорошее! Отличное! Все понятно!

Настроение

Плохое! Ничего не понял!

Хорошее!

Отличное! Все понятно!

Задание на дом

Задание на дом

  • Повторить п.15
  • Изучить п.16
  • № 16.4, №16.7, №16.12(а,б)
  • ------------------------------------
  • № 16.14.
До встречи на следующем  Уроке !

До встречи на

следующем

Уроке !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Тема урока: «Определение арифметической прогрессии, формула n-го члена».

Автор: Цыцылина Антонина Александровна

Дата: 05.10.2014

Номер свидетельства: 116612


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2130 руб.
1880 руб.
2350 руб.
1550 руб.
1940 руб.
2000 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства