У р о к 61
Определение арифметической прогрессии
Цели: дать определение арифметической прогрессии; вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Собрать листочки с домашней контрольной работой.
2. Решить на доске задания, вызвавшие затруднения у учащихся в домашней работе.
II. Изложение нового материала (лекция).
1. З а д а ч а. Бригада стеклодувов изготовила в январе 80 изделий, а в каждый следующий месяц изготовляла на 17 изделий больше, чем в предыдущий. Сколько изделий изготовила бригада в июне?
2. Определение арифметической прогрессии.
Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, называют арифметической прогрессией, а число d – разностью арифметической прогрессии.
3. Таким образом, арифметическая прогрессия – это числовая последовательность (an), заданная рекуррентно соотношениями:
a1 = a, an = an – 1 + d (n = 2; 3; 4; …)
4. Решить № 16.1 и № 16.3 устно. Формула разности арифметической прогрессии d = a2 – a1 = a3 – a2 = a4 – a3 = …
5. Арифметическая прогрессия является возрастающей последовательностью, если d > 0, и убывающей, если d < 0. Рассмотреть решение примеров 1 и 2 на с. 146 учебника.
6. Обозначение арифметической прогрессии: ¸ а1, а2, а3, … аn …
7. Решить № 16.4 (в; г) и № 16.5 (в; г).
8. Задание арифметической прогрессии, о котором идет речь в определении, является рекуррентным. Во многих случаях оно неудобно: чтобы вычислить, например, а100, надо предварительно найти предшествующие 99 членов последовательности. Эту вычислительную работу можно существенно упростить, если удастся найти формулу n-го члена, то есть перейти к аналитическому заданию арифметической прогрессии.
9. Вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии:
an = a1 + (n – 1)d.
Разобрать решение примеров 1, 2 на с. 148–149 учебника.
10. Формулу n-го члена арифметической прогрессии
an = a1 + (n – 1)d
можно записать иначе:
an = dn + (a1 – d).
Введем обозначения:
аn = y, a1 – d = m.
Получим y = dn + m, или y = dx + m, x N.
Значит, арифметическую прогрессию можно рассматривать как линейную функцию (у = dx + m), заданную на множестве N натуральных чисел.
Рассмотреть график арифметической прогрессии – рис. 126 на с. 148 учебника.
III. Закрепление изученного материала.
1. Решить № 16.7 (в; г).
2. Решить № 6.14 (в; г) с комментированием на месте.
3. Решить № 16.16 (в; г) самостоятельно.
О т в е т: а9 = 105.
IV. Итог урока.
1. Сформулируйте определение арифметической прогрессии.
2. Какой функцией можно рассматривать арифметическую прогрессию.
Домашнее задание: изучить материал на с. 145–149 учебника; решить № 16.4 (а; б); №; 16.6; № 16.7 (а; б); № 16.14 (а; б); № 16.16 (а; б).