Просмотр содержимого документа
«Урок "Область определения функции"»
«Область определения функции» (слайд 1)
Цель урока: (слайд 2) организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению материала
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли посмотреть, как мы работаем. Постараемся работать как обычно и даже лучше.
Проверка домашнего задания
Учитель: На предыдущем уроке проводилась контрольная работа, поэтому домашнего задания не было.
Актуализация знаний(слайд 5)
Учитель: Почти все, что происходит с нами или вокруг нас связано с понятием «функция», потому что все вокруг взаимосвязано, а «функция»- это зависимость между двумя величинами, которая обладает определённым свойством, которое сегодня мы должны выяснить.
Сначала мы выполним разминку в виде графического диктанта. Нужно определить верными или неверными являются высказывания.
Задания для диктанта (слайд 6)
Возраст человека зависит от его роста.
Урожайность зависит от количества полезных веществ в почве.
Суточный привес телёнка зависит от количества потребляемого молока.
Количество плохих оценок зависит от количества пасмурных дней в году.
Длина волос зависит от промежутка времени между стрижками.
« ^»-утверждение неверно
«_»- утверждение верно
Ключ: (слайд 7)
^
-
-
^
-
Учащийся сверяет свои результаты с ключом. Проводится обсуждение полученных результатов.
Учитель: Мы рассмотрели зависимости между двумя величинами. Они могут быть представлены различными способами:
Графиком
Таблицей
Формулой
Все они обладают одним свойством: каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.
Именно такие зависимости называются функциями.
График, таблица, формула – различные способы задания функции (слайды №8 и опорный конспект – №9)
Систематизируются сведения по опорному конспекту. Параллельно вводятся понятия «аргумент», «значение функции», «область определения функции».
Заданиепо опорному конспекту (слайд 10):
Что такое функция?
Какая переменная называется зависимой, а какая независимой?
Что такое область определения функции?
Какими способами задаётся функция?
Объяснение нового материала (учебник стр. 65-66) (слайд 11).
Постановка учебной задачи:
Учитель: Установить способы нахождения области определения функции, если она задана формулой (или несколькими формулами на разных промежутках) или графиком.
Как записывают эти множества?
В виде неравенств или числовых промежутков (или их объединений).
Для области определения функции у = f(х), иногда удобно использовать обозначение D(f). Например: 1) для функции у=х³-7х, выражение х³-7х имеет смысл при любом х, поэтому D(f)=( -;+);
2) для функции у=, х0 имеем D(f)=[0;+);
3) для функции у=, х0 имеемD(f)0.
Нахождение ООФ по формуле(слайд 12)
Задание. Найти область определения функции: а)у=; б)у=; в) у=.
Решение. а) Так как область определения функции явно не указана, подразумевается, что она совпадает с областью определения выражения. Под знаком квадратного корня может находиться только неотрицательное число, значит, задача сводится к решению неравенства х+40.
б) Функция определена в любой точке х, за исключением точки— 4, при этом значении знаменатель дроби обращается в 0. Ответ можно записать так:D(f)=[-4;+).
Впрочем, на практике можно использовать сокращенную запись: D(f)-4.
в) Здесь задача сводится к решению неравенства х+4 0.
Воспользовавшись решением пункта а), но исключив из рассмотрения точку х=-4, получим: D(f)=( -4;+).
Работа по карточкам (слайд 13).
1. При каком значении х выражение не имеет смысла?
1) -2; 2) 2; 3) 0; 4) -1.
2. Даны выражения
А. ; Б. ; В..
Какиеиз этих выражений не имеет смысла при х=4?
Б; 2) А; 3) Б и В; 4) А и В.
Работа с таблицей (слайд 14). Функция у=f(x) задана таблицей:
х
-3
-1,5
0
1
2
4
у
-8
-2
1
4
8,5
10
Принадлежат ли числа -4; -1,5; 8,5 области определения этой функции?
Работа с графиком (слайды 15, 16 и 17)
Как найти D(f), если функция задана графиком?
Выполните задания со слайдов 16 и 17. Сделайте соответствующий вывод.
Найдите проекцию построенных графиков на ось абсцисс. Выделите построенное множество точек. Как называют выделенное множество точек?
Вывод: если функция задана графиком, то чтобы найти D(f), надо…
Первичное закрепление во внешней речи
Учащийся решает типовые задачи на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Подведение итогов (слайд 18).
Рефлексия.
Организуется самооценка деятельности на уроке.
Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:
Что нового можно добавить в известную схему изучения функций?
Намечаются цели последующей деятельности:
На какие вопросы еще предстоит уточнить ответы? (что называют функцией, какими свойствами обладает функция, как задать функцию и т.д.)
Домашнее задание: теория в учебнике на стр. 65-66 и по опорному конспекту, № 158 (устно), 208 (1, 3); задания по графику на карточках.