Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Дроби"»
Тема урока: Решение задач по теме «Дроби»
Цели урока: повторять и закреплять умения и навыки решения задач на нахождение части числа и числа по его части; умение сравнивать дроби, выполнять математические действия с дробями.
Развивать логическое мышление, память, речь, интерес к математике.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости, которых мы очень рады видеть. Я рассчитываю на вашу поддержку и понимание, и все задания вы будете выполнять быстро и правильно.
- С каким математическим понятием ассоциируются у вас эти картинки?
На слайде картинки: апельсин, торт, яблоко, отрезок. (Дробь)
- А какие у вас возникают ассоциации при слове дробь?
- А вот Лев Николаевич Толстой сделал очень интересное и меткое «арифметическое» сравнение:«Человек подобен дроби, знаменатель есть то, что человек думает о себе, а числитель – то, что человек представляет собой на самом деле. Чем большего человек мнения о себе, тем больше знаменатель, а значит, меньше дробь». (слайд)
- Как вы понимаете это высказывание? (Чтобы дробь была больше, должен быть больше числитель, т.е. то, что он есть на самом деле, делать больше хороших поступков.)
- Знаменитый римский философ Цицерон говорил, что без знания дробей никто не может признаваться знающим математику.
И вот на сегодняшнем уроке мы с вами будем продолжать работу с дробями, т.е. будем сравнивать дроби, решать задачи на нахождение части числа и числа по его части, производить математические операции над дробями и развивать свой интеллект.
Сейчас проведем устную разминку.
2. Устная работа
1) Какая часть фигуры закрашена?
(слайд2)
3/8; 4/9; 2/6; 1/4; 5/9
- Как вы считаете, что лишнее? (Доля.)
- Что такое доля?
- В чем отличие доли и дроби?
- А можно ли целое представить в виде дроби? (Числитель равен знаменателю.)
- Какие математические операции мы можем совершать с дробями? (Складывать, вычитать, сравнивать.)
Мы сейчас с вами будем сравнивать дроби.
2) Сравнение дробей
5/7 … 5/9 6/9…1
3/10… 7/10 2/4… 4/8
(Ученики проговаривают правила сравнения дробей.)
Фронтальная работа.
(слайд 3) Дети доказывают, потом на слайде появляется знак.
4. Математический диктант
Величие математики в том, что она помогает человеку развиваться и иметь успех в практической жизни.
(слайд с картинками величин: часы, линейка, гиря)
- Где мы встречаемся с этими предметами в жизни?
- Что общего между этими предметами? (Эти предметы показывают значения разных величин.)
Мы сейчас будем преобразовывать величины и проведем математический диктант:
- Сколько дм в 1/2метра?
- Сколько см в 1/5 метра?
- Сколько часов в 2/3 суток?
- Сколько секунд в ¼ минуты?
- Сколько минут в 3/4 часа?
- Чему равна площадь прямоугольного треугольника с катетами 8 см и 7 см?
(5 дм, 20 см, 16 час, 15 сек, 45 мин, 28 см2)
5. Решение задачи
- Величие чисел проявляется в их умении служить человеку. На каждом шагу эти числа служат нам. Недавно в нашей гимназии прошла акция «Чистая Земля». Мы собирали макулатуру. Наш класс занял 1 место среди параллели 4-х классов. Я вами очень горжусь, и хотелось бы гордиться при решении задачи.
Учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов собрали вместе 800 килограммов макулатуры. 4«А» класс собрал 2/5 всего количества макулатуры. Сколько килограммов собрал 4 «Б» класс?
Схема задачи (слайд)
- Давайте составим план решения задачи. (Найдем часть от числа, а потом вычтем количество из целого.)
1) 800 : 5 х 2 =320(кг) - собр. 4 «А» класс
2) 800 – 320 =480(кг) - собр. 4 «Б» класс
- А можно ли эту задачу решить другим способом?
(найти, какую часть собрал 4 «б» класс, а потом найдем часть от целого числа)
1)1 – 2/5 =3/5(ч) – собрал 4 «Б» класс.
2) 800 : 5 ∙ 3 =480(кг) – собрал 4 «Б» класс.
Решение задачи способом по выбору.
Кто решил задачу 1 способом, поднимите руки.
- Какую часть класса они составляют?
- Я очень надеюсь, что в следующий раз вы также примете активное участие в сборе макулатуры, и количество собранной нами бумаги будет гораздо больше. Собирая макулатуру, вы понимаете, что сохраняете природу. А человек, хорошо относящийся к природе, хорошо относится к людям. Все люди разные, и у каждого человека в душе горит огонек. У одного – это свеча, у другого - это костер, а у третьих - это солнце, к которому тянутся сотни сердец.
6.Физкультминутка
- И сейчас мы проведем небольшую физкультминутку. Для этого разделимся на группы:
1 группа – изображает свечу
2 группа – костер
3 группа – солнце (на слайде картинки с этими предметами)
- У вас хорошо получилось, потому, что вы работали слаженно и дружно.
А ведь «Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, это дружба»
- Я надеюсь, что вы также дружно будете работать в парах и справитесь со следующим заданием.
7. Работа в парах
Решение уравнений по вариантам.
- Пара, в которой сумма корней уравнения равна 1, поднимает руки.
(Слайд)
6/15 + х + 2/15 =12/15 х + 9/15- 6/15 = 14/15
х = 4/15 х = 11/15
- В каком случае дробь равна 1?
8. Самостоятельная работа
- Вы прекрасно поработали в парах. А теперь вы будете работать самостоятельно.
Каждый человек выбирает свой путь – трудный или легкий. Выбирая последний, он рискует ничего не увидеть. (Подумайте над этим)
Каждый из вас сейчас тоже должен сделать выбор – оценить свои силы и решить свой столбик примеров.
(слайд)
Найти 5/12 от числа 60 3/8 от числа 8072
Число, 5% которого сост. 35 14% которого сост. 56
21% от числа 300 27% от числа 600
Число, 3/4 которого = 120 число, 8/9 которого = 960
(Проверка с комментированием)
(Если закроешь дверь перед ошибкой, истина к тебе не придет никогда!)
9. Работа с учебником. Решение задачи
Величие человека - в его способности мыслить. Математика учит мыслить.
Чтобы правильно решить задачу, подумайте, какими формулами нужно воспользоваться. (Формула пути, формула нахождения числа по его части.)
1 ученик читает задачу.
(стр.8, № 10) Автобус ехал 3 часа со скоростью 54 км/ч. Оказалось, что он проехал 9/14 всего пути. Сколько всего километров он должен проехать? С какой скоростью надо ехать автобусу, чтобы проехать оставшееся расстояние за 2 часа?
- Что известно в этой задаче?
- Как найти расстояние?
- Что показывает дробь 9/14? (Часть, которую проехали.)
- Как найти число по его части?
Дети выходят к доске и по действиям решают задачу с объяснением.
1)54 ∙ 3 = 162 (км) - сост. 9/14.
2)162 : 9 ∙ 14 = 252 (км) – весь путь.
3)252 – 162 = 90 (км) – осталось.
4)90 : 2 = 45 (км/ч) – новая скорость.
10. Работа в группах.
Чтобы понять человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо почувствовать его горе и радость.
- А сейчас мы будем выполнять задание в группах. Это прекрасно, потому что вы все можете высказать свое мнение, поддержать своих товарищей, вы будете чувствовать плечо друга и, надеюсь, вы выполните задание быстро и правильно.
-Урок подходит к своему логическому завершению, и мы отправляемся на остров Эмоций, а ведь человек отражается в своих эмоциях. Что вы можете сказать о своем настроении на сегодняшнем уроке? Что чувствовали?
(ответы детей) слайд рефлексия
Я напомню Вам высказывание Льва Николаевича Толстого « Человек подобен дроби, знаменатель есть то, что человек думает о себе, а числитель – то, что человек представляет собой на самом деле. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, меньше дробь».
На сегодняшнем уроке вы показали все свои знания и умения, очень порадовали меня (я думаю, что и гостей тоже). И из высказывания Л.Н. Толстого вы уяснили, что главное - не то, что думаете о себе вы, а как вас оценивают окружающие.
Я очень надеюсь, что вы будете стремиться к тому, чтобы ваш «числитель» был равен знаменателю, и вы представляли собой целостную гармоничную личность.