Актуализация знаний | 15 мин | посмотрим на доску: Вычисли удобным способом: 536+127+64 695-170-95 217-98-117 Задача в стихах: В летний зной под сосной Еж нашел сюрприз лесной. Две лисички, пять опят Под сосной в лесу стоят. Ну а дальше, у пушки, - Сыроежки – все подружки: По три ряда стоят, На ежа они глядят Работа с карточками в парах: 8км 80м 8080м 5т 45кг 5045кг 5т 4ц 50кг 5450кг Индивидуальная работа в тетради: Учитель диктует выражение и просит найти его значение столбиком 321+113 Учитель показывает правильное решение на доске. - У кого так же? - Расскажите, как вы вычисляли. - Проверим ( работа с интерактивной доской). - Какие знания вам понадобились, чтобы решить пример? - Анализируя последнее задание, вы можете предположить, какая тема сегодняшнего урока? | Дети поясняют свой выбор: (536+64)+127=727 (695-95)-170=430 (217-117)-98=2 Дети объясняют решение: 2+5+3*3=16. Дети выполняют работу: 8км 80м = 8080м 5т 45кг = 5045кг 5т 4ц 50кг = 5450кг Дети вычисляют выражения столбиком в тетради: 321 +113 436 Дети поднимают руки, у кого верно. Дети воспроизводят алгоритм сложения столбиком. - Правильная запись выражений при вычислении столбиком. - Знание сложения чисел с переходом через разряд. - Знание состава числа. - Сложение столбиком. |
Ориентировочный этап Физкультминутка | 5 мин 3 мин | Откройте учебники на с.63, прочитайте тему урока. - На какие вопросы хотите узнать ответы? - Как мы можем построить урок? - Какую цель вы поставите сегодня перед собой? Учитель слушает ответы и предлагает проверить высказанные предположения, сверив их с содержанием словарной статьи «Алгоритм» (У-1, с. 143). Учитель предлагает пересказать статью своими словами, добиваясь понимания того, что алгоритм — это: — последовательность действий; — выполнение действий по правилу. Строгое соблюдение последовательности выполнения действий приводит к решению поставленной задачи. Учитель организует беседу о применении алгоритмов в различных жизненных ситуациях. (Последовательность действий, которую необходимо соблюдать для того, чтобы завести, притормозить или остановить автомобиль, посадить самолет, включить стиральную машину, включить мобильную связь, выйти в Интернет и т.д.) | Учащиеся озвучивают тему урока («Алгоритм сложения столбиком») и высказывают предположение о том, что такое «алгоритм». - Что такое «алгоритм»? - Поупражняться в решении примеров столбиком. - Отработать алгоритм сложения столбиком. Дети работают с учебником (У-1, с. 143). Высказывания детей. Дети участвуют в беседе и делают вывод, что очень важно знать алгоритм различных действий. |
Поисково – исследовательский этап | 15 мин | Выполните задание № 212 (У-1, с. 63) - В каких разрядах происходит переход через разряд? - Мы уже умеем складывать многозначные числа и практически знаем правило их сложения, которое и называется алгоритмом. Нам остается только его точно сформулировать. Помогут нам в этом ответы на вопросы, которые предложены автором учебника в следующем задании. Задание № 215 (У-1, с. 64) - Как нужно записывать слагаемые? - Сверим с формулировкой первого шага алгоритма (У-1, с. 144). - С какого разряда нужно начинать сложение и к какому переходить далее? - Сверим с формулировкой второго шага алгоритма (У-1, с.144). - Что нужно записывать в данный разряд значения суммы, когда при сложении в данном разряде получается однозначное число? Что нужно записать в данный разряд, когда получается двузначное число? - Сверим с формулировкой третьего шага алгоритма (У-1, с.144). - Так что же нужно сделать с результатом сложения в данном разряде, если при сложении в предыдущем разряде получилось двузначное число? - Как нужно действовать, если в данном разряде представлено только одно слагаемое? - Когда заканчивается сложение? - Сверим с формулировкой четвёртого шага алгоритма (У-1, с.144). - Алгоритм не надо заучивать наизусть. Его следует понимать и применять, не делая ошибок. Выполним задание № 213 (У-1, с. 63) По одному ученику от каждого ряда к доске, затем проверяем. | Задание № 212 (У-1, с. 63) Учащиеся в тетрадях для самостоятельной работы выполняют сложение пятизначных чисел. 40 528 + 76 391 116 919 - В разряде десятков и в разряде десятков тысяч. 1. Слагаемые записывают друг под другом столбиком, так, чтобы разряд строго находился под соответствующим разрядом. 2. Если в каком-то слагаемом разрядов больше, чем в другом, то в отсутствующих разрядах МЫСЛЕННО записываем цифру 0. 3. После этого проводим черту. Дети озвучивают 1 шаг алгоритма. - Сложение начинается с разряда единиц, поразрядно, справа налево. 40 528 + 76 391 хххх9 Дети озвучивают 2 шаг алгоритма. - Если при сложении в данном разряде получается однозначное число, то его записывают под чертой в этом же разряде. - Если при сложении в данном разряде получается двузначное число, то цифру раз- ряда единиц записывают под чертой в этом же разряде и на число десятков увеличивают результат сложения в следующем разряде. 40528 40528 + 6351 + 76 391 ххх79 хх919 Дети озвучивают 3 шаг алгоритма. - Если при сложении в предыдущем разряде получается двузначное число, то результат сложения в этом же разряде увеличивают на число десятков. - Если в данном разряде представлено только одно слагаемое и не было перехода через разряд в предыдущем разряде, то это слагаемое записывают под чертой этого разряда. Если в данном разряде представлено только одно слагаемое и был переход через разряд в предыдущем разряде, то результат сложения в этом разряде увеличивают на единицу. - Сложение заканчивается тогда, когда оно выполнено в старшем разряде слагаемых. Если в этом разряде происходит переход через разряд, то в следующем разряде искомого результата записывают число 1. 40528 40528 + 6351 + 76 391 46879 116919 Дети озвучивают 4 шаг алгоритма. Задание № 213 (У-1, с. 63) Учащиеся самостоятельно выполняют сложение столбиком многозначных чисел. |