Базовый учебник: Учебник: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013
Место в общей структуре курса: глава 2 « Дробные числа», §7 «Умножение и деление десятичных дробей», 11 урок по теме
Тип урок: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель урока: Создать условия для формирования умений выполнять умножение десятичных дробей. Совершенствовать умение умножения десятичной дроби на натуральное число.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия и ход выполнения, выбирать алгоритм решения нестандартных задач, применять алгоритм умножения, умножать десятичные дроби с применением законов умножения.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, осуществлять средства ее достижения.
Познавательные: передавать содержание в сжатом или развернутом виде.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы.
Личностные: Объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, давать позитивную самооценку результата учебной деятельности, понимать причины успеха учебной деятельности, проявлять познавательный интерес к изучению предмета.
№/п | Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Время, отведенное на выполнение задания | УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности (организационный) | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте дуг другу хорошего настроения, садитесь. Начать урок мне бы хотелось со старой притчи. (Текст притчи напечатан в приложении 1). В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку? Вот и мы с вами будем добывать знания сами. | Взаимное приветствие | Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока. Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку. Отвечают на вопросы учителя. | Прослушивание притчи. | 4 мин | Личностные: самоопределение, настраивание на урок Познавательные: формулирование перед собой цели: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | На столах у каждого из вас таблица (приложение 2), а также на слайде № 2. Угадайте секрет составления таблицы. Заполните таблицу. Если при ее заполнении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса. Вопросы: 1) Как называются компоненты при умножении? 2)Каким числом представлен первый множитель? второй множитель? - Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений? - А чем возникли сомнения? | Беседа в ходе фронтальной работы. | Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы Учащиеся приступают к заполнению таблицы. После заполнения всеми учащимися своих таблиц проверяют ответы в заготовленной аналогичной таблице на слайде № 3. Отвечают на вопросы. | Задания из таблицы | 6 мин | Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке. Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативное оформление своих мыслей в устной форме. |
3 | Выявление места и причины затруднения, определение цели. | Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности. | Итак, какое задание надо было выполнить? Вам это удалось? Значит, возникло затруднение? В чем причина затруднения? Сформулируйте цель нашего урока? Запишите в тетради число и тему урока. Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой? | беседа | Называют задания. Отвечают на вопросы. Называют причину затруднения. Формулируют тему урока. Записывают тему в тетради. Формулируют задачи. | «Умножение десятичных дробей» Слайд № 4 | 3 мин | Познавательные: извлечение необходимой информации для введения нового понятия. Регулятивные: регулирование хода мыслей в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Устранение возникшего затруднения | Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы? Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации: Нужно покрасить двери в кабинетах, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется. - Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну дверь. | Подводящий диалог | Ребята предлагают свои способы. Определяют, что необходимо вычислить (S) и что для вычисления нужно измерить (длина, ширина). | | 3 мин | регулятивные: контролирование в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. коммуникативные: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы, принятие решения и его реализация. |
5 | Реализация построенного проекта. | Построение детьми нового способа действий, формирование способности к его применению. | Вычислим площадь двери, если ее длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей? Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей. Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно. Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? Вам удалось с ней справиться? Запишите в тетрадь выполненное действие в столбик. Каков наш следующий шаг? | Индивидуальная работа | Предлагают вариант решения ( 2,2м = 22дм; 1,1м = 11дм. 22дм ∙11дм = 242 дм2 = 2,42 м2) Формулируют алгоритм. Читают учебник, сравнивают и делают вывод. .Отвечают на вопрос. Учащиеся пишут в тетради. | Слайд № 5 2,2м = 22дм; 1,1м = 11дм. 22дм ∙11дм = 242 дм2 = 2,42 м2 | 5 мин. | Личностные: самоопределение, осознание ответственности за работу. Познавательные: планирование своей деятельности, применение способов решения, прогнозирование результата, выстраивание логической цепочки рассуждений Регулятивные: проявление познавательной инициативы Коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем. |
6 | Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи). | Усвоение нового способа действий. | Поставьте в нужном месте запятую 1,27 ·3,5 = 4445 12,7 ·0,35 = 4445 12,7 ·3,5 = 4445 0,127 ·3,5 = 4445 0,127 ·0,35 = 4445 2. Выполните действия: а) 1,24 . 3, 6; б) 7,5 . 0,48; в) 4, 037 . 83, 15. | Решение у доски | Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. | Слайд №6 1. 1,27 ·3,5 = 4445 12,7 ·0,35 = 4445 12,7 ·3,5 = 4445 0,127 ·3,5 = 4445 0,127 ·0,35 = 4445 2. а) 1,24 . 3, 6; б) 7,5 . 0,48; в) 4, 037 . 83, 15. | 4 мин | Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке. Выполнение работы по предложенному плану. Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
7 | Физкультминутка | Смена деятельности. Обеспечение эмоциональной разгрузки, сохранение здоровья | Задание: верно ли, что … . Задание выполняется стоя. Если Вы согласны с ответом, то Вы хлопаете в ладоши; если Вы не согласны с ответом, то – приседаете. а) 2,4 · 0,2 = 0,84; б) 0,05 · 1,1 = 0,055; в) 6,1 · 0,3 = 18,3; г) 2,1 · 0,04 = 0,084; д) 0,4 · 0,07 = 0,28; е) 0,8 · 0,12 = 0,96; ж) 0,17 · 0,2 = 0,34; з) 0,6 · 0,4 = 0,24; | Выполнение зарядки | Коллективное выполнение зарядки | Задание на экране Слайд № 7 | 3 мин | |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой. | Проверка нового способа действий. | Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились умножать десятичные дроби? - Приступаем к выполнению самостоятельной работы. Предлагаются задания на слайде в двух вариантах, выполнив которую ученики меняются тетрадями и выполняют проверку работы с помощью ответов на слайде. | Самостоятельная работа | Выполнение самостоятельной работы и взаимопроверка. Работа в парах. | Слайды № 8 – 9 Самостоятельная работа I вариант. а) 7,25 . 3,8; б) 0,6 . 0,47; в) 5,96 . 12,84. II вариант. а) 9,6 . 4,12; б) 0,8 . 0,59; в) 41,57 . 6,32. | 5 мин | Личностные: следование в поведении моральным нормам Познавательные: выполнение действия самостоятельно Регулятивные: контролирование своих действий Коммуникативные: понимание применяемых алгоритмов с достаточной полнотой |
9 | Включение в систему знаний и повторение. | Включения открытия в систему знаний. | Выполните № 1403 из учебника по вариантам: I вариант а); в); II вариант б); г). - Каким способом вы решали? - Какие законы математики для этого применяли? Решить № 1400; 1401(а). | Индивидуальная работа | Работают с учебником и комментируют свои действия. | Слайд № 10. № 1403 из учебника по вариантам: I вариант а); в); II вариант б); г). № 1400; 1401(а). | 7 мин | коммуникативные: владение монологической и диалогической формой речи. предметные: закрепление навыков умножения. |
10 | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания содержания домашнего задания | Выучить правило умножения десятичных дробей стр214; На «5»: № 1391, №1392, №1393 На «4»: № 1391, №1392 На «3»: № 1391 | Работа с дневниками | Записывают выбранное задание в дневник. | На «5»: № 1391, №1392, №1393 На «4»: № 1391, №1392 На «3»: № 1391 Слайд № 11. | 2 мин | Предметные: выполнение умножения десятичных дробей; записывание свойств умножения чисел; использование их для рационализации письменных и устных вычислений. |
11 | Рефлексия учебной деятельности. | Подведение итогов урока. Оценка деятельности на уроке. | Предлагается подвести итог урока Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Выставим отметки. Урок окончен. | Беседа | Высказывают своё мнение о работе на уроке. Подводят итог. Комментируют отметки. | Слайд № 12. | 3 мин | Личностные: формулирование самооценки, принятие адекватное причины успеха (неуспеха) Познавательные: проведение рефлексии способов и условий своих действий Коммуникативные: планирование сотрудничества, использование критериев для обоснования своих суждений |
Приложение 1. Притча.
Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. Потом рыбак попросил человека, набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули и тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь»
Приложение 2. Таблица.
Заполните таблицу. Если при ее заполнении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.