Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1 классе УМК «Школа 2100». Задачи на сравнение чисел.»
Урок математики в 1 классе УМК «Школа 2100»
Учитель МБОУ «СОШ № 22»
г. Октябрьского РБ
Шакирова Галия Фаритовна
Тема: Задачи на сравнение чисел. (1 урок)
Цели урока:
Формирование у обучающихся способности к решению простых задач на разностное сравнение чисел, через анализ графических схем и составление выражений (3 случая);
Совершенствование навыка счета в пределах 9.
Развитие пространственного мышления, речи, логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Формирование навыков самооценивания у детей, осознания гражданской эдентичности.
Оборудование:
1. Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс. Часть 2. М.: Баласс, 2000, с. 52-53.
2. Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку.
3. Жетончики, закладки.
Ход урока:
10.25 I. Этап вхождения в урок (1-2 мин.)
- Здравствуйте, ребята, сегодня урок математики проведу я. Меня зовут Галия Фаритовна. У нас на уроке гости. Повернитесь и поприветствуйте гостей, подарите им свои улыбки, улыбнитесь друг другу и мне. Спасибо! Я надеюсь, что мы с вами подружимся и станем одной большой семьей. Впереди вас ждет много нового и интересного. Мы будем решать задачи, сравнивать числа, совершенствовать счет, развивать внимание и логику. На уроке надо быть внимательными и активными. За правильный ответ вы будете откладывать жетон, в конце урока мы подведем итог и выявим самых активных.
П. Актуализация опорных знаний (устный счет).
1. Минутка чистописания. (3 мин.)
10.27- Начнем с математической разминки.
Отгадайте ребус: 7я - семья (слайд картинка)
- Что такое семья? (Семья – это группа родственников живущих вместе) (слайд картинка)
- Сосчитайте, сколько в этой семье человек. Эту цифру мы пропишем в минутке чистописания.
- Откройте учебники на с. 53. Положите его с наклоном, сядьте прямо, ручки возьмите правильно.
- Посмотрите на ряд прописанных чисел и установите закономерность. Как получается каждое следующее число (количество цифр увеличивается на одно).
- Давайте вспомним, как она пишется (на слайде)
- Продолжите эту закономерность. (Проверка по слайду)
- Проверьте свой ряд чисел по слайду. Возьмите жетон у кого так
10.30 2. Работа над нумерацией и составом чисел (по цепочке) (2-3 мин)
- Продолжаем математическую разминку.
- Посчитай от 1до7, от 7 до15, от 10 до 7.
- Назовите последующее числа 7,на сколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите предыдущее числа 7, на сколько предыдущее число меньше последующего?
- Дополните числа до 7 (на слайде)
10.33 3. Задание на развитие внимания (2 мин)
Игра «Найди отличия» (на слайде)
-В нашей дружной семье, каждому найдется занятие по душе. Маша и Паша родные брат с сестрой, вечерами любят решать кроссворды, математические ребусы. Одно из таких заданий я вам предлагаю выполнить.
- Найдите отличия на этих картинках.
10.35 4. Решение задачи (фронтальная работа) (4 мин)
- А еще ребята любят играть с конструктором. Послушайте задачу.
- Маша и Паша работали с конструктором. Они собрали самолет из 9 деталей. Из них 5 деталей использовала Маша, а Паша – остальные детали. Сколько деталей использовал Паша? (На доске схема задачи, учитель «одевает схему»)
- О ком говориться в задаче? (О Маше и Паше)
- Чем занимались дети? (они конструировали самолет)
- Сколько деталей они использовали, чтобы построить самолет?(9)
- Это целое или часть? (целое)
- Сколько деталей использовала Маша? (5)
- Это целое или часть? (часть)
- Что будем искать в задаче? (Сколько деталей использовал Паша)
- Это целое или часть? (часть)
- Как найти часть (хором: чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть)
- Как запишем решение? (9-5=4)
- Что в задаче было неизвестно? (Сколько деталей у Паши)
- Назовите ответ. (У Паши 4 детали)
10.39. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин)
- Утро в семье начинается с зарядки, я предлагаю вам отдохнуть (показ учителем)
- Молодцы! Садитесь.
III. Изучение нового материала:
10.41.1. Подведение к проблеме (11 мин)
- Сегодня, мы познакомимся с новым видом задач, в которых надо сравнивать числа. Нам помогут дети из предыдущей задачи (детали на доске)
- У Маши были круглые детали. У Паши - треугольные. У кого больше деталей? (У Маши) Почему? (потому что 5 больше 4, 4 называем при счете раньше, чем 5). А как еще можно сравнить (составить пары). Ребята, помогите мне составить пары ниточками (приглашаю 1 ученика).
- Сколько кругов имеет пару? (4)
- Сколько кругов осталось без пары? (1)
- Значит кругов больше. А на сколько кругов больше, чем треугольников? (На 1)
- Что вам помогло это определить? (рисунок)
- А теперь попробуйте определить каких фигур больше на этом рисунке (на слайде).
- Почему это задание трудно выполнить? (очень много предметов, долго составлять пары)
- Что мы не можем сделать? (сравнить и сказать, где больше, где меньше)
- Значит чему мы будем учиться? (будем учиться сравнивать большие числа)
- Сегодня нам надо найти такой способ сравнения, для которого не требуется рисунок, а надо просто выполнить вычисление.
2. Открытие нового знания.
А) - Давайте вернемся к деталям.
- Оставшийся без пары круг – это часть или целое? (часть)
- Каким действием находится часть? (вычитанием)
- Как найти эту часть, назовите решение (5-4) (учитель записывает под рисунком)
-5 – это какое число? (большее), 4 – это какое число? (меньшее), значит, что же нужно вычитать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (из большего числа вычесть меньшее).
Вывод по слайду: правило хором.
Б) - Эту задачу можно изобразить в виде схемы с отрезками (на доске)
- Каких фигур было больше (кругов), значит большим отрезком обозначим большее число.
- Каких фигур меньше (треугольников), значит меньшим отрезком обозначим меньшее число. Оставшаяся часть отрезка называется разницей. Она и показывает, на сколько одно число меньше или больше другого. Давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный: из чего состоит большее число? (из меньшего числа и разницы)
- Давайте поиграем в игру «Расшифруй букву»:
- Я буду показывать на букву, а вы хором называйте, что она обозначает.
- А теперь игра «День – ночь». Вы положите головы на парты, я что-то изменю в записи, а вы скажите, что неизвестно и как его найти.
(Хоровое закрепление неизвестных компонентов)
10.52.3. Первичное закрепление. (3 мин)
- Попробуем решить буквенные выражения на с 52 в № 2 под схемами.
- Кто сможет прочитать первое? (учитель показывает на доске) Что получится в результате сложения? Запиши (ребенок у доски)
- Как получилось второе выражение? (части поменяли местами)
- А результат изменится? (нет) Что запишем в пустом квадрате?
- Расшифруйте следующее выражение. Что же получится, если….
10.55.4. Самостоятельная работа (С 52, № 3) (3 мин.)
- Ребята, найдите № 3 на с 52. Прочитаем хором задание.
- Что неизвестно на первой схеме в № 3?, во 2, в 3?
- Попробуйте сами записать буквенные выражения и найти неизвестные компоненты.
(Самопроверка по слайду)
-У кого так записано 1 выражение? Поднимите руки. Возьмите жетон
(Анализ работ)
-У кого все 3 выражения правильны?
10.58. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин)
- Я узнал, что у меня есть огромная семья:
И тропинка, и лесок, в поле каждый лепесток,
Речка, звери, птицы, луг
На зарядку встали вдруг.
Становитесь, детвора, отдохнуть и нам пора.
(на слайде)
11.00 IV. Повторение, воспитательный момент (6 мин)
(Решение примеров по цепочке из № 5 на с. 53)
- В нашей семье очень любят считать и решать числовые выражения. Давайте и мы с вами решим примеры на с. 53 № 3 по цепочке. Первый пример…..
7+0+1-4=* (4)C 2+3+4-8=*(1)Р
4-1+6-7=*(2)О 9-9+5-0=*(5)И
7-5+1+3=*(6)Я 6-4+6-5=*(3)С
- Расположите ответы примеров в верхней строке таблицы в порядке возрастания, с какого числа нужно начать?
-1,2,3,4,5,6.
- Под числом запишите буквы.
- Какое слово у нас получилось? (Россия)
- Что значит это слово? (ответы детей)
(серия слайдов)
- Страна, в которой мы живем, называется Россия. Эта наша большая Родина.
- В какой республике мы живем? (Башкортостан). Это наша малая родина.
- В ней проживают люди разных национальностей. Все эти народы живут дружно, как одна большая семья. В семье должен быть мир, лад и взаимопонимание. Только тогда наша Россия будет сильна и могуча. Но каждый из нас должен стараться помогать вашим близким и поддерживать их.
11.06. V. Рефлексия (2 мин)
- Что мы сегодня учились делать? (учились сравнивать группы предметов)
- Что нового узнали? (Как находить большее число, меньшее число и разницу)
- Как найти на сколько одно число больше или меньше другого? (хором правило)
11.08. VΙ. Оценивание (2 мин)
- Посчитайте жетоны у вас на столах. Поднимите руки, у кого нет ни одного жетона?
- У кого 10, 9,8….Молодцы!
- Спасибо за урок!
- В память об этом уроке я дарю вам закладки! (11.10)