kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 11 классе "Решение иррациональных уравнений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в рамках недели математики в школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 11 классе "Решение иррациональных уравнений"»

Цели:

Ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решений.

Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать факты и понятия, развивать самостоятельность, мышление, познавательный интерес.

Содействовать формированию мировоззренческих понятий.


Оформление:

на доске плакат:

ПЛАН УРОКА:



высказывание: “Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические Сезамы”

вопрос: Подумайте, какой шаг в решении уравнения приводит к появлению лишних корней.


ХОД УРОКА


I. Организация и начало урока


Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать

Бегать, прыгать мы не будем

Будем весь урок решать.


Учитель настраивает на урок и желает высоких результатов.


II. Постановка целей и задач урока, принятие их учащимися


Чтобы ответить на поставленный вопрос учащимся предлагается софизм.


Софизм – доказательство ложного утверждения, причем ошибка в доказательстве искусно замаскирована. Софистами называли группу древнегреческих философов IV-V веков до нашей эры, достигших большого искусства в логике.


Где допущена ошибка в следующей цепочке равенств?


16 – 36 = 25 – 45,

16 – 36 + 20,25 = 25 – 45 + 20,25,

(4 – 4,5)2 = (5 – 4,5)2,

4 – 4,5 = 5 – 4,5,

4 = 5,

2 . 2 = 5.


(Если квадраты двух выражений равны, то их основания либо равны между собой, либо противоположны.)


III. Изучение нового материала.


Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными.


Устно: какие из следующих уравнений являются иррациональными:


а) x + = 2,

б) = 11 + x,

в) ,

г) = 3,

д) y2 – 3y = 4.


Посредством уравнений, теорем

Он уйму всяких разрешал проблем.

И засуху предсказывал, и ливни –

Поистине его познания дивны.


Госер


IV. Алгоритм решения уравнений


1. Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путем возведения в степень обеих частей уравнения или замены переменной.


2. При возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение.


3. Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, определив область допустимых значений неизвестного и используя равносильные переходы.


Является ли число x корнем уравнения:


а) , x0 = 4;

б) , x0 = 2;

в) , x0 = 6;

г) , x0 = 0;


Решим уравнение:


Решение:


возведем обе части уравнения в квадрат:


x + 2 = x2,

x2 – x – 2 = 0,

x1 = – 1,

x2 = 2.


Проверка:


1) x = –1, тогда 1 = – 1 ложно;

2) x = 2, тогда , 2 = 2 верно.


Ответ: x = 2;


Решим уравнение: +1 – 2x = 0


Решение:


= 2x – 1,

x2 + 5x + 1 = (2x – 1)2

x2 + 5x + 4 = 4x2 – 4x + 1,

x (x – 3) = 0,

x1 = 0,

x2 = 3.


Проверка:


x1 = 0, то + 1 – 2 . 0 =/= 0, значит, x1 = 0, не удовлетворяет уравнению.

x2 = 3, тогда +1 – 2 . 3 = 0, значит x2 = 3 корень уравнения.


Ответ: x = 3.


Решим уравнение:


Решение: возведя обе части уравнения в квадрат, получим:


2x – 3 = x – 2, x = 1.


Проверка: – обе части уравнения не имеют смысла


Ответ: корней нет.


Решим уравнение:


Решение: поскольку корни арифметические, то левая часть уравнения неотрицательна, а правая отрицательна, значит, уравнение решений не имеет.


Ответ: уравнение решений не имеет.


V. Закрепление изученного материала.

№ 417 (а);

№ 418 (а; б);

№ 419 (а; г).


VI. Задание на дом.

№ 417 (в);

№ 418 (в; г);

№ 419 (б; в);

№ 422 (а; г).


VII. Подведение итогов урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок математики в 11 классе "Решение иррациональных уравнений"

Автор: Карабанова Тамара Михайловна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по теме Иррациональные уравнения"
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekturokapotiemieirratsionalnyieuravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "261881"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449225184"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока математики в 11 классе по теме Иррациональные уравнения"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_11_klassie_po_tiemie_irratsional_nyie_uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "365559"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480849683"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Презентация по теме Иррациональные уравнения"
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiiapotiemieirratsionalnyieuravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "261884"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449225644"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок математики в 11 классе по теме " Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-matiematiki-v-11-klassie-po-tiemie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "134002"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416646048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства