Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Свойство противоположных сторон прямоугольника"»
Урок математики по теме «Свойство противоположных сторон прямоугольника»
Цель: познакомить учащихся с основным свойством прямоугольника; обобщить знания о геометрических фигурах.
Планируемые результаты учебных достижений:
Предметные: формировать умение у учащихся пользоваться основным свойством прямоугольника при построении и решении задач на нахождение периметра.
Личностные:
формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; умение давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; сравнивать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; вносить необходимые коррективы после завершения действий; определять качество и уровень усвоения материала.
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения; строить рассуждения.
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Сценарий урока
Вход под музыку
Мотивация к деятельности
- Здравствуйте, ребята!
-Ребята, поднимите руки те, кто из вас любит ходить в гости и принимать гостей? А почему?
-Сегодня мы тоже принимаем гостей, с которыми поделимся своим опытом, тем, что мы знаем и умеем.
- Покажите жестами: вы умные? (жестикуляция ладонями) Вы дружные?....
(слайд 1) Читают хором
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Все у нас получится!
Актуализация знаний
- Сегодня каждый из вас может принять активное участие в исследовательской работе и сделать научное открытие. Ребята, вы сегодня на уроке будете не только исследователями, но и спасателями. К нам позвонила Баба-Яга (Слайд). У нее случилось такое горе! Сбежала избушка на курьих ножках! К нам она обращается с необычной просьбой: помочь найти избушку и вернуть её на место.
-Как вы думаете, ребята, где надо искать избушку? (Избушку надо искать в лесу).
- Чтобы мы не заблудились, Баба-Яга передала нам волшебный клубок. Он укажет правильный путь. Итак, отправляемся в путь!
- Не успели мы отойти, как к нам навстречу вышел Леший (Слайд): «Знаю, знаю, зачем вы пришли в мой лес. Пропущу вас на дорогу, если вы выполните мое первое задание: отгадайте, в какую математическую страну мы отправимся».
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны чудесной,
О которой речь ведем.
В той стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие вот дела! ( Геометрия)
- Итак, в путь! Что же мы можем встретить по пути в страну Геометрия. (Предполагаемые ответы детей.)
-Давайте проверим ваши предположения, а для этого вы должны отгадать загадки Лешего (2 задание):
(загадки на карточках или слайдах – отгадки на обратной стороне карточки)
Самопроверка «Светофор»
1).Доктор сделал мне укол,
Братик капнул клей на стол,
Мишку, моего соседа,
Укусить оса успела.
Так на фоне пустоты
Все оставили следы.
- Что же это будет, дети? – Точка! – хором мы ответим.
-Правильно, все началось с точки. Точка – царица в стране Геометрия.
2) Хоть сто лет по ней идти,
Не найти конца пути. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
3) Ни начала, ни конца,
Могу вилять туда – сюда. КРИВАЯ ЛИНИЯ
4) Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками. ОТРЕЗОК
5) Кусок проволоки возьми
И его ты перегни.
Хочешь раз, а хочешь – два,
Хочешь – три, четыре.
Что же получилось?
Что же появилось?
Не прямая, не кривая! ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ!
- О каких геометрических фигурах мы вспомнили? Молодцы! Вы помогли Лешему выполнить 2 задание.
- И, наконец, третье испытание. Какие геометрические фигуры начертил для вас Леший? Назовите их по порядку (Слайд). (Леший начертил квадрат, прямоугольник, треугольник и круг).
-Какая геометрическая фигура здесь лишняя? Почему?
- Что вы знаете о треугольнике?
- Что вы знаете о квадрате?
-Вспомним знания предыдущего урока: какую фигуру называют прямоугольником?(Прямоугольник – это четырехугольник, у которого прямые углы).
Словесная оценка
3. Выявление места и причины затруднения
-И покатился наш клубок дальше! Вдруг на лесной поляне мы увидели Аленушку с братцем Иванушкой (Слайд). Сидят брат с сестрой, горюют: не могут замок на двери дома открыть.
-Мы поможем им! Чтобы замок на двери открылся, надо выполнить задания.
-Посмотрите внимательно на избушку (Слайд).
- На какую геометрическую фигуру похож сруб дома? (Сруб дома похож на прямоугольник).
- Кто мне покажет, где на избушке находятся пол и потолок? Каким цветом они обозначены? (один учащийся выходит к доске и показывает на картинке пол и потолок: пол и потолок обозначены синим цветом).
- Пол и потолок лежат друг против друга и называются противоположными.
- Покажите еще две противоположные стороны. Каким цветом они обозначены? (Другие противоположные стороны обозначены зеленым цветом).
- Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник? (Прямоугольник имеет две пары противоположных сторон)
- Как вы думаете, а какими должны быть противоположные стороны прямоугольника?
(Противоположные стороны прямоугольника равны)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Как вы думаете, что мы сегодня еще узнаем о прямоугольнике?
- Какие цели поставим? ( Повторить…Узнать…Чертить..)
5. Реализация построенного проекта
Практическая работа в парах
- Давайте проверим ваши предположения и проведем исследование.
- На столе у вас лежит волшебный конверт, откройте его.
-Какие геометрические фигуры находятся в этом конверте?
(четырехугольник и прямоугольник).
- Найдите и покажите прямоугольник. Почему вы выбрали именно эту фигуру? Докажите. (Ответ учащегося).
- Как можно доказать, что противоположные стороны равны?
(Можно измерить линейкой, проверить сгибанием)
-Давайте еще раз повторим свойство противоположных сторон прямоугольника:противоположные стороны в прямоугольнике равны(слайд)
- Молодцы! Вы не только помогли Аленушке и Иванушке попасть в дом, но и узнали свойство противоположных сторон прямоугольника.
- Откройте учебники и прочитайте этот вывод.
Музыкальная физминутка
6. Первичное закрепление
Рассказ «Откуда пошло выражение "избушка на курьих ножках"?
-Покатился клубочек дальше. И вот перед нами красивая поляна. Но что это? На ней стоит избушка на курьих ножках и горько плачет (Слайд):
-У меня куриные лапки болят. Думаете легко стоять весь день и ночь на ногах в болотине? И кто только придумал ставить избушку на курьи ножки?
- Откуда же пошло выражение "избушка на курьих ножках"? Это вовсе не сказочное явление. В древности на Руси избы строились не на фундаменте, не на земле, а на пнях спиленных деревьев. Место для строительства выбирали там, где деревья между собой образовывали прямоугольник. Деревья спиливались, а на их четырех пнях ставилась изба. Получалась изба на корьих (от "корень") ножках». На корнях деревьев стояла изба, а не на куриных ножках!
- Задание Избушки: постройте основание избушки в форме прямоугольника, длины сторон которого 2 см и 5 см.
- Расскажите, как вы это будете делать? Приступайте к работе. Взаимопроверка: измеряют стороны прямоугольника. Самооценка.
- Как вы узнали, длины 2-х других сторон прямоугольника? Проговаривают свойство прямоугольника.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
-Мы продолжаем путь дальше. Клубочек привел нас в Царство Кощея. Вдруг на нашем пути появляется Кощей Бессмертный.(Слайд) Он хоть и сказочный злодей и не привык делать добрых дел, но сегодня ему самому требуется помощь. Его внук, Никита, не может решить задачи.
Решение задач по учебнику
Задача №1 (устно)
Никита сделал из конструктора прямоугольную рамку. Когда он переносил ее, форма рамки изменилась. Длины сторон остались без изменения, а что изменилось? Почему теперь нельзя сказать, что рамка имеет форму прямоугольника?(углы рамки изменились, уже непрямые)
Вывод: не каждый четырехугольник с равными противоположными сторонами будет считаться прямоугольником. Необходимо, чтобы у него еще были прямые углы!
Задача №2 (письменно)
Чтобы сделать тележку, Никите потребовалось 12 деталей конструктора, а для подъемного крана – 20 деталей. Поставь вопрос и реши задачу (2 варианта вопроса)