Тема урока: Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Цели:
Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации с дидактической игрой «Крестики-нолики».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Прогрессии"»
Тема урока: Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Цели:
Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации с дидактической игрой «Крестики-нолики».
Организационные формы общения: групповая, индивидуальная.
Структура урока:
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (игровой замысел).
Сообщение правил игры.
Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.
Итог игры, подведение итогов урока.
Творческое домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока:
I. Беседа с учащимися (желательно пропедевтической направленности)
II. Сообщение правил игры.
Правила игры: класс разбивается на 2 команды, которые решают задачи. С помощью жребия выбирается код команды – «крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора конкурса. Непременное условие игры – начинать с конкурса «Вспомни», а продолжить конкурсом «Т».
Оформление: на экране таблица с название конкурсов, каждая графа которой содержит определенное задание.
Вспомни
Т
SOS
!
Черный ящик
Тест-прогноз
Реши задачу
Письмо из прошлого
Эрудит
Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется код команды – «крестик» или «нолик», так участники могут следить за ходом игры.
III. Актуализация опорных знаний.
Конкурс «Вспомни»
Привести пример последовательности.
Привести примеры различных способов задания последовательностей.
IV. Игровые действия.
Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблице соответственно «крестик» или «нолик», поэтому урока может измениться в рамках игровых действий.
Конкурс «Т».
Каждой команде предлагается ответить на следующие вопросы:
Какая последовательность называется арифметической прогрессией?
Какая последовательность называется геометрической прогрессией?
Что называется разностью арифметической прогрессии?
Что называется знаменателем геометрической прогрессии?
Какова формула n-го члена арифметической прогрессии?
Какова формула n-го члена геометрической прогрессии?
Какова формула суммы n первых членов арифметической прогрессии?
Какова формула суммы n первых членов геометрической прогрессии?
Дана последовательность 2; 7; 12; 22; 27; … Определите разность между каждым последующим членом и предыдущим. Выяснить, является ли последовательность арифметической прогрессией.
Дана последовательность 2; 4; 8; 16; … Определите частное от деления каждого последующего члена на предыдущий. Выяснить, является ли последовательность геометрической прогрессией.
Конкурс «Тест-прогноз».
Каждой команде предлагается решить следующие задания.
Вариант 1.
Записать первые пять членов арифметической прогрессии, если a=3; d=2.
Записать первые пять членов геометрической прогрессии, если a=2; q=0,25.
Вариант 2.
Записать первые пять членов арифметической прогрессии, если a=2; d=-3.
Записать первые пять членов геометрической прогрессии, если a=0,5; q=-2.
Конкурс «Реши задачу».
Каждой команде предлагается выполнить задания.
Вариант 1.
Доказать, что последовательность, заданная формулой общего члена an=3n – 7, является арифметической прогрессией.
В геометрической прогрессии { an }найдите a3, если a1 =0,5; q=-2.
Вычислить сумму 30+31+32+…+38+39+40.
Дана геометрическая прогрессия an . Вычислите сумму пяти первых членов прогрессии, если a1 =5; q=2.
Вариант 2.
Доказать, что последовательность, заданная формулой общего члена an=2n + 8, является арифметической прогрессией.
В геометрической прогрессии { an }найдите a4, если a1 =-2; q=3.
Вычислить сумму 11+12+13+…+87+88+89.
Дана геометрическая прогрессия an . Вычислите сумму пяти первых членов прогрессии, если a1 =4; q=7.
Конкурс «!».
Каждой команде предлагается задача. «Сколько ударов сделают настенные часы за сутки, если они бьют только один раз в час, отбивая число часов?»
Конкурс «Письмо из прошлого».
Задача Пифагора: «Найти сумму n первых нечетных натуральных чисел: 1+3+5+…+ (2n–1)».
Конкурс «Черный ящик».
Слово «прогрессия» - латинское (progression – движение вперед (как слово «прогрессия»).
С начала нашей эры известна следующая задача-легенда: «индийский царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку. Сета, издеваясь над царем, потребовал за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую – 2 зерна, за третью – 4 зерна и т.д. Оказалось, что царь не был в состоянии выполнить это «скромное» желание Сеты».
В задаче надо найти сумму 64 членов геометрической прогрессии 1; 2; 22; 23; …; 263 с первым членом 1 и знаменателем 2. Эта сумма равна 264 – 1 = 18 446 744 073 709 551 615.
Такое количество зерен можно собрать лишь с урожая планеты, поверхность которой примерно в 2000 раз больше поверхности Земли.
Задачи на геометрические и арифметические прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах». Так, в одной из клинописных табличек вавилонян предлагается найти сумму первых девяти членов геометрической прогрессии 1; 2; 22; …; 2n-1; ….
Вот другая задача, которую решали в Древнем Вавилоне во втором тысячелетии до нашей эры: «10 братьев, 1 и две трети мины серебра. Брат над братом поднимается, на сколько поднимается не знаю. Доля восьмого 6 шекелей. Брат над братом – на сколько выше?»
Здесь требуется по сумме первых десяти членов геометрической прогрессии 1 и двух третей мины (1мина=60 шекелей) и известному восьмому члену определить разность арифметической прогрессии.
В папирусе Ахмеса предлагается задача: «У семи лиц по семи кошек, каждая кошка съедает по семи мышей, каждая мышь съедает по семи колосьев, из колоса может выпасти по семи мер ячменя. Как велики числа этого ряда и какова их сумма?»
Отметим также, что Архимед знал, что такое геометрическая прогрессия, и умел вычислять сумму любого числа ее членов. Правило нахождения суммы членов арифметической прогрессии впервые встречается в «Книге абака» (1202) леонардо пизанского. Формула для суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии была известна П.Ферма (XVII в.).
В старорусской юридическом сборнике «Русская правда» (X – XI вв.) содержатся выкладки количества зерна, собранного с определенного участка земли; некоторые из них содержат вычисление суммы геометрической прогрессии со знаменателем 2.
Интересные задачи на прогрессии есть в «Арифметике» Магницкого. Вот одна из таких задач: «Некто продавал коня и просил з него 1000 рублей. Купец сказал, что за коня запрошена слишком большая цена. «Хорошо, - ответил продавец, - если ты говоришь, что конь дорого стоит, то возьми его себе даром, а заплати только за одни гвозди в его подковах. А гвоздей во всякой подкове по 6 штук. И будешь ты мне за них платить таким образом: за первый гвоздь полушку (0,25 копейки), за второй гвоздь заплатишь две полушки, за третий гвоздь – четыре полушки и так далее за все гвозди; за каждый в два раза больше, чем за предыдущий». Купец же, думая, что заплатит меньше чем 1000 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то на сколько?
Над этой задачей вы подумаете дома.
Конкурс «Эрудит».
Задача из папируса Ахмеса (XVIII-XIX вв. до н.э.). Разделите 10 мер хлеба на 10 человек, если разность между количеством хлеба у каждого человека и ему предшествующего составляет восьмую часть меры.
Задача из книги Е. Д. Войцеховского «Курс чистой математики». Служившему воину дано вознаграждение за первую рану 1 к., за вторую рану 2 к., за третью рану 4 к., и т.д. Всего воин получил 655 р. 35 к. Сколько ран у воина?
V. Итог Игры.
Определяются победители. Они и получают высший балл на уроке, а другая команда – на балл ниже. Учителю дается право оценить индивидуально несколько учащихся в зависимости от их активности на уроке.
VI. Домашнее задание.
В качестве дополнения к домашнему заданию, которое дано в процессе урока, можно предложить творческую работу. Например: составить самостоятельно сценарий игры с соседом по парте, продумав новые конкурсы.
VII. Рефлексия.
В конце урока обязательно провести беседу с учащимися. В которой выяснить, что нового они узнали на уроке, понравилась ли им игра, что необходимо изменить. Чтобы было еще интереснее.