kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Прогрессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессия.

Цель: 1. Расширение и углубление знания о прогрессиях,  закрепить умения применять эти понятия при решении задач, при подготовке к ГИА.

2. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, применять приемы сравнения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию логического мышления, творческих способностей учащихся путем решения межпредметных задач (физика, биология, экономика)
            3. Побуждать учащихся к преодолению трудностей, к самоконтролю, взаимоконтролю в процессе умственной деятельности. Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, стремление расширять свой кругозор.

Оборудование: учебник «Алгебра,9 кл» Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, экран, проектор, ноутбук, слайды, карточки с тестовыми заданиями, рефлексия.

                                                                       Ход урока.

  1. Актуализация.

Ребята, мы с вами изучили арифметические и геометрические прогрессии, решали задачи по этим темам.  Имеют ли место прогрессии в нашей жизни, мы выясним это на сегодняшнем уроке. Также будем готовиться к контрольной работе.

Девиз урока: “Величие человека – в его способности мыслить”. Эти слова  – изречение французского  математика Блез Паскаля.

По словам Михаила Ивановича Калинина: ”Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”.  Для этого мы вспомним формулы прогрессий.

1 страница. “Математика говорит на языке формул” (С.Ковалевская.)

  1. Напишем в тетради формулы:
  • Формула n-го члена арифметической прогрессии;
  • Разность арифметической прогрессии;
  • Свойство арифметической прогрессии;
  • Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии;
  • Формула n-го члена геометрической прогрессии;
  • Знаменатель геометрической прогрессии;
  • Свойство геометрической прогрессии;
  • Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии;
  • Формула суммы n-членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
  1. Являются ли прогрессиями данные последовательности; если да, найти разность или знаменатель.
  • 2;5;8;11;14;17;...
  • 3;9;27;81;243;...
  • 1;6;11;20;25;...
  • -4;-8;-16;-32;...
  • 5;25;35;45;55;...
  • -2;-4;-6;-8;-10;...

2 страница. “Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит”. (Ученый Хорезма Аль – Бируни)

Тестирование в 2х вариантах.

  1. вариант.
  1. Найти первый член и разность арифметической прогрессии:
  2.  

   А.а1 =-3,d=4       B.а1 =3,d=4           C.а1 =4,d=3      Д.а1 =-4,d=-3     

2. Найти сумму первых 7-членов арифметической прогрессии:

  • d=7

   А.36                     В.168           С.252       Д.126

3. Найти 7-член геометрической прогрессии: b1 =-32, q= ½

  1. . -2   B. ½             C. -½D.2

4. Найти сумму первых 6-членов геометрической прогрессии:

  1. 1 =4, q=0,5

   А.216                     В.126             С.364,5D.7,875

  1. 2-вариант.
  1. Найти первый член и разность арифметической прогрессии:
  2. 2, а9 =32.

   А.а1 =-8,d=-5       B.а1 =-5,d=2           C.а1 =2,d=5D. а1 =-8,d=5

2. Найти сумму первых 7-членов арифметической прогрессии

  • 2,d=9

   А.28                     В.120            С.175           D.210

3. Найти 7-член геометрической прогрессии:

  1.  
  2. ?  B. ¼   C. ¾        Д.?

4. Найти сумму первых 6-членов геометрической прогрессии:

  1. -?

   А.182/81                    В.126             С.364,5         Д.28

  1. Минута разгрузки.

“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. (Михаил Васильевич Ломоносов).

Ребята, перед каждым из вас лежат карточки с цифрами от 1 до 9. Вы по своему усмотрению красьте их в 2 разных цвета. За это время я расскажу вам о математике ХХ-века Рамсее. По его теории, в мире нет абсолютного хаоса. Любая неупорядоченная система имеет свои математические закономерности. Даже звезды раположены не случайным образом. Уже в древности люди увидели созвездия Рыбы и Кассиопеи, Льва и Ориона.  Обратим внимание на ваши карточки. Посмотрите внимательнее: цифры крашены как попало? По Рамсею, хотя бы 3 числа из этих цифр составляют арифметическую прогрессию. Проверим?

  1. Решение задач.

3 страница.  “Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового – возможно. Где есть желание, найдется путь”.(Америко – венгерский математик Дьердь Пойа)

  1.       Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 мин. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности     1ч 45 мин? (10)

2. В строительном складе нужно складывать бревна в следующем порядке.

Сколько всего будет бревен, если в нижнем ряду будет 12? (78)

3.Джентльмену  осталось завещание. Он в первый месяц истратил 1000$, а каждый последующий месяц истратил на 500$ больше. Сколько денег было завещано джентльмену, если они хватят на 1 год безбедной жизни?  (45000)

4.1 ученик рассказывает задачу – легенду:

Индийский царь Шерам вызвал к себе Сету, изобретавшего шахматы, хотел его отблагодарить за столь интересную игру. Сета попросил у царя за первую шахматную клетку 1 зерно пшеницы, за вторую – 2 зерна, за третью - 4, таким образом, за каждую последующую клетку в 2 раза больше зерна. Царь обрадовался, что Сета просил так «мало». Как думаете, радость царя уместная?

  • 64 =?
  • 64 =264 -1=18 446 744 073 709 551 615.

Данное число - 18квинтильон 446квадрильон 744триллион 73 биллион 709миллион 551тысяча 615. Если даже засеять пшеницей всю сухую поверхность земного шара, царь за 5 лет не сможет заплатить Сете.

5.Ребята, перед вами стоит такой выбор: или сейчас же получить 100 000 рублей, или в течении 28 дней, начиная с 1 рубля, каждый день удвоить предыдущую сумму. Что бы вы выбрали?

?4 страница. «Великая книга Вселенной написана языком математики”.     (Итальянский ученый Галилео Галилей)

  1. Все организмы в природе размножаются в геометрической прогрессии. Инфузория летом размножается делением пополам.

2. В благоприятных условиях   бактерии размножаются   делением пополам за 1 минуту.      Если бактерии по различным причинам не будут умирать, то за 3 сутки  1 бактерия будет плодить 7500 тонну бактерий. Эти бактерии смогли бы заполнять 375 вагонов.

  1.   “Семейство 1 пары мух сможет сожрать лошадь  скоростью  льва”.                 (Карл Линней).

Семейство 1 пары мух сможет заполнить куб стороной 140 км , или сможет объять земной шар  40 млрд раз.

  1. “Семейство 1 одуванчика за 10 лет  смогло бы покрыть  пространство в 15 раз больше сухой части земли”. (К. А. Тимирязев).
    1. Семейство 1 воробья за 4 года сможет покрыть земной шар.

 6.Такая же закономерность прослеживается и при физических процессах. Нейтрон, сталкиваясь с ядром урана, разбивает его на 2 части. Получается  2 нейтрона. Эти 2 нейтрона разбивают ядро еще на 4 части. Это - геометрическая прогрессия.

7.Вписанные правильные треугольники составляют геометрическую прогрессию.

8.При повышении температуры химических реакций по арифметической прогрессии, скорость реакций повышается по геометрической прогрессии.

Таким образом, прогрессии встречаются в физике, химии, биологии, геометрии, экономике. По  А.Н.Крылову, рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. ”Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”.(Н.И.Лобачевский)

  5 страница.  “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”. (Р.Декарт)

  1. №674 – из учебника
  2. . Вызванный к доске ученик должен идти к двери по прямой линии. Первый шаг 1 метр, второй  1/2м,  третий  1/4 м и таким образом каждый шаг в 2 раза меньше. Если расстояние от доски до двери 3м, ученик сможет дойти до двери?
  3. . Каждый человек, болеющий гриппом, сможет заразить за 1 день  4 человека... (Задачу продолжить).
  1. Домашняя работа. №696,706,710в,г
  2.    Заключение.
  3. ешский педагог Ян Амос Коменский : “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
  1. Ребята, перед вами карточки. Как вы себя чувствуете в конце урока, на каком месте горы, то место и раскрасьте.(Рефлексия)
  2. Оценки за урок.

Используемая литература.

1. Алгебра:Учеб. для 9 кл.общеобразоват.учреждений\Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк.
2. Алгебра открытые уроки: С.Н.Зеленская. Издательство «Учитель».
3. Интернет-ресурсы: www.kokch.kts.ru/cdo/


 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Прогрессии" »

Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессия.

Цель: 1. Расширение и углубление знания о прогрессиях,  закрепить умения применять эти понятия при решении задач, при подготовке к ГИА.

2. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, применять приемы сравнения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию логического мышления, творческих способностей учащихся путем решения межпредметных задач (физика, биология, экономика)
3. Побуждать учащихся к преодолению трудностей, к самоконтролю, взаимоконтролю в процессе умственной деятельности. Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, стремление расширять свой кругозор.

Оборудование: учебник «Алгебра,9 кл» Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, экран, проектор, ноутбук, слайды, карточки с тестовыми заданиями, рефлексия.

Ход урока.

  1. Актуализация.

Ребята, мы с вами изучили арифметические и геометрические прогрессии, решали задачи по этим темам. Имеют ли место прогрессии в нашей жизни, мы выясним это на сегодняшнем уроке. Также будем готовиться к контрольной работе.

Девиз урока: “Величие человека – в его способности мыслить”. Эти слова – изречение французского математика Блез Паскаля.

По словам Михаила Ивановича Калинина: ”Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”. Для этого мы вспомним формулы прогрессий.

1 страница. “Математика говорит на языке формул” (С.Ковалевская.)

  1. Напишем в тетради формулы:

  • Формула n-го члена арифметической прогрессии;

  • Разность арифметической прогрессии;

  • Свойство арифметической прогрессии;

  • Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии;

  • Формула n-го члена геометрической прогрессии;

  • Знаменатель геометрической прогрессии;

  • Свойство геометрической прогрессии;

  • Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии;

  • Формула суммы n-членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии;

(проверка правильности формул).



  1. Являются ли прогрессиями данные последовательности; если да, найти разность или знаменатель.

  • 2;5;8;11;14;17;...

  • 3;9;27;81;243;...

  • 1;6;11;20;25;...

  • -4;-8;-16;-32;...

  • 5;25;35;45;55;...

  • -2;-4;-6;-8;-10;...



2 страница. “Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит”. (Ученый Хорезма Аль – Бируни)

Тестирование в 2х вариантах.

1-вариант.

  1. Найти первый член и разность арифметической прогрессии:

а7 =21, а9 =29.

А.а1 =-3,d=4 B.а1 =3,d=4 C.а1 =4,d=3 Д.а1 =-4,d=-3

2. Найти сумму первых 7-членов арифметической прогрессии:

а1 =3,d=7

А.36 В.168 С.252 Д.126

3. Найти 7-член геометрической прогрессии: b1 =-32, q= ½

A. -2 B. ½ C. -½D.2

4. Найти сумму первых 6-членов геометрической прогрессии:

b1 =4, q=0,5

А.216 В.126 С.364,5D.7,875



2-вариант.

  1. Найти первый член и разность арифметической прогрессии:

а7 =22, а9 =32.

А.а1 =-8,d=-5 B.а1 =-5,d=2 C.а1 =2,d=5D. а1 =-8,d=5

2. Найти сумму первых 7-членов арифметической прогрессии

а1 =-2,d=9

А.28 В.120 С.175 D.210

3. Найти 7-член геометрической прогрессии:

b1 =16, q = ½

A.⅕ B. ¼ C. ¾ Д.⅛

4. Найти сумму первых 6-членов геометрической прогрессии:

b1 =-3, q=-⅓

А.182/81 В.126 С.364,5 Д.28

(Ответы проверяются через экран)



  1. Минута разгрузки.

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. (Михаил Васильевич Ломоносов).

Ребята, перед каждым из вас лежат карточки с цифрами от 1 до 9. Вы по своему усмотрению красьте их в 2 разных цвета. За это время я расскажу вам о математике ХХ-века Рамсее. По его теории, в мире нет абсолютного хаоса. Любая неупорядоченная система имеет свои математические закономерности. Даже звезды раположены не случайным образом. Уже в древности люди увидели созвездия Рыбы и Кассиопеи, Льва и Ориона. Обратим внимание на ваши карточки. Посмотрите внимательнее: цифры крашены как попало? По Рамсею, хотя бы 3 числа из этих цифр составляют арифметическую прогрессию. Проверим?

(Проверка)



  1. Решение задач.

3 страница. “Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового – возможно. Где есть желание, найдется путь”.(Америко – венгерский математик Дьердь Пойа)

1. Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 мин. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин? (10)

2. В строительном складе нужно складывать бревна в следующем порядке.

Сколько всего будет бревен, если в нижнем ряду будет 12? (78)

3.Джентльмену осталось завещание. Он в первый месяц истратил 1000$, а каждый последующий месяц истратил на 500$ больше. Сколько денег было завещано джентльмену, если они хватят на 1 год безбедной жизни? (45000)

4.1 ученик рассказывает задачу – легенду:

Индийский царь Шерам вызвал к себе Сету, изобретавшего шахматы, хотел его отблагодарить за столь интересную игру. Сета попросил у царя за первую шахматную клетку 1 зерно пшеницы, за вторую – 2 зерна, за третью - 4, таким образом, за каждую последующую клетку в 2 раза больше зерна. Царь обрадовался, что Сета просил так «мало». Как думаете, радость царя уместная?

в1=1; q=2; S64 =?

S64 =264 -1=18 446 744 073 709 551 615.

Данное число - 18квинтильон 446квадрильон 744триллион 73 биллион 709миллион 551тысяча 615. Если даже засеять пшеницей всю сухую поверхность земного шара, царь за 5 лет не сможет заплатить Сете.



5.Ребята, перед вами стоит такой выбор: или сейчас же получить 100 000 рублей, или в течении 28 дней, начиная с 1 рубля, каждый день удвоить предыдущую сумму. Что бы вы выбрали?

(Разбираются ответы учеников).



4 страница. «Великая книга Вселенной написана языком математики”. (Итальянский ученый Галилео Галилей)

  1. Все организмы в природе размножаются в геометрической прогрессии. Инфузория летом размножается делением пополам.

2. В благоприятных условиях бактерии размножаются делением пополам за 1 минуту. Если бактерии по различным причинам не будут умирать, то за 3 сутки 1 бактерия будет плодить 7500 тонну бактерий. Эти бактерии смогли бы заполнять 375 вагонов.

3. “Семейство 1 пары мух сможет сожрать лошадь скоростью льва”. (Карл Линней).

Семейство 1 пары мух сможет заполнить куб стороной 140 км , или сможет объять земной шар 40 млрд раз.

4. “Семейство 1 одуванчика за 10 лет смогло бы покрыть пространство в 15 раз больше сухой части земли”. (К. А. Тимирязев).

5. Семейство 1 воробья за 4 года сможет покрыть земной шар.

6.Такая же закономерность прослеживается и при физических процессах. Нейтрон, сталкиваясь с ядром урана, разбивает его на 2 части. Получается 2 нейтрона. Эти 2 нейтрона разбивают ядро еще на 4 части. Это - геометрическая прогрессия.

7.Вписанные правильные треугольники составляют геометрическую прогрессию.

8.При повышении температуры химических реакций по арифметической прогрессии, скорость реакций повышается по геометрической прогрессии.

Таким образом, прогрессии встречаются в физике, химии, биологии, геометрии, экономике. По А.Н.Крылову, рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. ”Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”.(Н.И.Лобачевский)



5 страница. “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”. (Р.Декарт)

  1. №674 – из учебника

2. Вызванный к доске ученик должен идти к двери по прямой линии. Первый шаг 1 метр, второй 1/2м, третий 1/4 м и таким образом каждый шаг в 2 раза меньше. Если расстояние от доски до двери 3м, ученик сможет дойти до двери?

3. Каждый человек, болеющий гриппом, сможет заразить за 1 день 4 человека... (Задачу продолжить).



  1. Домашняя работа. №696,706,710в,г

  2. Заключение.

Чешский педагог Ян Амос Коменский : “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

  1. Ребята, перед вами карточки. Как вы себя чувствуете в конце урока, на каком месте горы, то место и раскрасьте.(Рефлексия)

  2. Оценки за урок.



























































Используемая литература.

1. Алгебра:Учеб. для 9 кл.общеобразоват.учреждений\Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк.
2. Алгебра открытые уроки: С.Н.Зеленская. Издательство «Учитель».
3. Интернет-ресурсы: www.kokch.kts.ru/cdo/


 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Прогрессии"

Автор: Гилязова Миляуша Ахатовна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока "Геометрическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-gieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "233213"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443026174"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "142284"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418246186"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока математики "Решение задач по теме арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-zadach-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "102586"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402528285"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока математики в 9 классе на тему"Сумма n-членов геометрической прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-9-klassie-na-tiemu-summa-n-chlienov-ghieomietrichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "170585"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423572720"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока : Арифметическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "234196"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443369392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1600 руб.
2660 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1120 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства