Цель: 1. Расширение и углубление знания о прогрессиях, закрепить умения применять эти понятия при решении задач, при подготовке к ГИА.
2. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, применять приемы сравнения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию логического мышления, творческих способностей учащихся путем решения межпредметных задач (физика, биология, экономика)
3. Побуждать учащихся к преодолению трудностей, к самоконтролю, взаимоконтролю в процессе умственной деятельности. Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, стремление расширять свой кругозор.
Ребята, мы с вами изучили арифметические и геометрические прогрессии, решали задачи по этим темам. Имеют ли место прогрессии в нашей жизни, мы выясним это на сегодняшнем уроке. Также будем готовиться к контрольной работе.
Девиз урока: “Величие человека – в его способности мыслить”. Эти слова – изречение французского математика Блез Паскаля.
По словам Михаила Ивановича Калинина: ”Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”. Для этого мы вспомним формулы прогрессий.
1 страница. “Математика говорит на языке формул” (С.Ковалевская.)
Напишем в тетради формулы:
Формула n-го члена арифметической прогрессии;
Разность арифметической прогрессии;
Свойство арифметической прогрессии;
Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии;
Формула n-го члена геометрической прогрессии;
Знаменатель геометрической прогрессии;
Свойство геометрической прогрессии;
Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии;
Формула суммы n-членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
Являются ли прогрессиями данные последовательности; если да, найти разность или знаменатель.
2;5;8;11;14;17;...
3;9;27;81;243;...
1;6;11;20;25;...
-4;-8;-16;-32;...
5;25;35;45;55;...
-2;-4;-6;-8;-10;...
2 страница. “Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит”. (Ученый Хорезма Аль – Бируни)
Тестирование в 2х вариантах.
вариант.
Найти первый член и разность арифметической прогрессии:
2. Найти сумму первых 7-членов арифметической прогрессии
2,d=9
А.28 В.120 С.175 D.210
3. Найти 7-член геометрической прогрессии:
? B. ¼ C. ¾ Д.?
4. Найти сумму первых 6-членов геометрической прогрессии:
-?
А.182/81 В.126 С.364,5 Д.28
Минута разгрузки.
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. (Михаил Васильевич Ломоносов).
Ребята, перед каждым из вас лежат карточки с цифрами от 1 до 9. Вы по своему усмотрению красьте их в 2 разных цвета. За это время я расскажу вам о математике ХХ-века Рамсее. По его теории, в мире нет абсолютного хаоса. Любая неупорядоченная система имеет свои математические закономерности. Даже звезды раположены не случайным образом. Уже в древности люди увидели созвездия Рыбы и Кассиопеи, Льва и Ориона. Обратим внимание на ваши карточки. Посмотрите внимательнее: цифры крашены как попало? По Рамсею, хотя бы 3 числа из этих цифр составляют арифметическую прогрессию. Проверим?
Решение задач.
3 страница. “Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового – возможно. Где есть желание, найдется путь”.(Америко – венгерский математик Дьердь Пойа)
Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 мин. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин? (10)
2. В строительном складе нужно складывать бревна в следующем порядке.
Сколько всего будет бревен, если в нижнем ряду будет 12? (78)
3.Джентльмену осталось завещание. Он в первый месяц истратил 1000$, а каждый последующий месяц истратил на 500$ больше. Сколько денег было завещано джентльмену, если они хватят на 1 год безбедной жизни? (45000)
4.1 ученик рассказывает задачу – легенду:
Индийский царь Шерам вызвал к себе Сету, изобретавшего шахматы, хотел его отблагодарить за столь интересную игру. Сета попросил у царя за первую шахматную клетку 1 зерно пшеницы, за вторую – 2 зерна, за третью - 4, таким образом, за каждую последующую клетку в 2 раза больше зерна. Царь обрадовался, что Сета просил так «мало». Как думаете, радость царя уместная?
64 =?
64 =264 -1=18446744073709551615.
Данное число - 18квинтильон 446квадрильон 744триллион 73 биллион 709миллион 551тысяча 615. Если даже засеять пшеницей всю сухую поверхность земного шара, царь за 5 лет не сможет заплатить Сете.
5.Ребята, перед вами стоит такой выбор: или сейчас же получить 100 000 рублей, или в течении 28 дней, начиная с 1 рубля, каждый день удвоить предыдущую сумму. Что бы вы выбрали?
?4 страница.«Великая книга Вселенной написана языком математики”.(Итальянский ученый Галилео Галилей)
Все организмы в природе размножаются в геометрической прогрессии. Инфузория летом размножается делением пополам.
2. В благоприятных условиях бактерии размножаются делением пополам за 1 минуту. Если бактерии по различным причинам не будут умирать, то за 3 сутки 1 бактерия будет плодить 7500 тонну бактерий. Эти бактерии смогли бы заполнять 375 вагонов.
“Семейство 1 пары мух сможет сожрать лошадь скоростью льва”. (Карл Линней).
Семейство 1 пары мух сможет заполнить куб стороной 140 км , или сможет объять земной шар 40 млрд раз.
“Семейство 1 одуванчика за 10 лет смогло бы покрыть пространство в 15 раз больше сухой части земли”. (К. А. Тимирязев).
Семейство 1 воробья за 4 года сможет покрыть земной шар.
6.Такая же закономерность прослеживается и при физических процессах. Нейтрон, сталкиваясь с ядром урана, разбивает его на 2 части. Получается 2 нейтрона. Эти 2 нейтрона разбивают ядро еще на 4 части. Это - геометрическая прогрессия.
7.Вписанные правильные треугольники составляют геометрическую прогрессию.
8.При повышении температуры химических реакций по арифметической прогрессии, скорость реакций повышается по геометрической прогрессии.
Таким образом, прогрессии встречаются в физике, химии, биологии, геометрии, экономике. По А.Н.Крылову, рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. ”Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”.(Н.И.Лобачевский)
5 страница. “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”. (Р.Декарт)
№674 – из учебника
. Вызванный к доске ученик должен идти к двери по прямой линии. Первый шаг 1 метр, второй 1/2м, третий 1/4 м и таким образом каждый шаг в 2 раза меньше. Если расстояние от доски до двери 3м, ученик сможет дойти до двери?
. Каждый человек, болеющий гриппом, сможет заразить за 1 день 4 человека... (Задачу продолжить).
Домашняя работа. №696,706,710в,г
Заключение.
ешский педагог Ян Амос Коменский : “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.”
Ребята, перед вами карточки. Как вы себя чувствуете в конце урока, на каком месте горы, то место и раскрасьте.(Рефлексия)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Прогрессии" »
Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессия.
Цель: 1. Расширение и углубление знания о прогрессиях, закрепить умения применять эти понятия при решении задач, при подготовке к ГИА.
2. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, применять приемы сравнения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию логического мышления, творческих способностей учащихся путем решения межпредметных задач (физика, биология, экономика) 3. Побуждать учащихся к преодолению трудностей, к самоконтролю, взаимоконтролю в процессе умственной деятельности. Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, стремление расширять свой кругозор.
Ребята, мы с вами изучили арифметические и геометрические прогрессии, решали задачи по этим темам. Имеют ли место прогрессии в нашей жизни, мы выясним это на сегодняшнем уроке. Также будем готовиться к контрольной работе.
Девиз урока: “Величие человека – в его способности мыслить”. Эти слова – изречение французского математика Блез Паскаля.
По словам Михаила Ивановича Калинина: ”Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”. Для этого мы вспомним формулы прогрессий.
1 страница. “Математика говорит на языке формул” (С.Ковалевская.)
Напишем в тетради формулы:
Формула n-го члена арифметической прогрессии;
Разность арифметической прогрессии;
Свойство арифметической прогрессии;
Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии;
Формула n-го члена геометрической прогрессии;
Знаменатель геометрической прогрессии;
Свойство геометрической прогрессии;
Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии;
Формула суммы n-членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
(проверка правильности формул).
Являются ли прогрессиями данные последовательности; если да, найти разность или знаменатель.
2;5;8;11;14;17;...
3;9;27;81;243;...
1;6;11;20;25;...
-4;-8;-16;-32;...
5;25;35;45;55;...
-2;-4;-6;-8;-10;...
2 страница. “Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит”. (Ученый Хорезма Аль – Бируни)
Тестирование в 2х вариантах.
1-вариант.
Найти первый член и разность арифметической прогрессии:
2. Найти сумму первых 7-членов арифметической прогрессии
а1 =-2,d=9
А.28 В.120 С.175 D.210
3. Найти 7-член геометрической прогрессии:
b1 =16, q = ½
A.⅕ B. ¼ C. ¾ Д.⅛
4. Найти сумму первых 6-членов геометрической прогрессии:
b1 =-3, q=-⅓
А.182/81 В.126 С.364,5 Д.28
(Ответы проверяются через экран)
Минута разгрузки.
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. (Михаил Васильевич Ломоносов).
Ребята, перед каждым из вас лежат карточки с цифрами от 1 до 9. Вы по своему усмотрению красьте их в 2 разных цвета. За это время я расскажу вам о математике ХХ-века Рамсее. По его теории, в мире нет абсолютного хаоса. Любая неупорядоченная система имеет свои математические закономерности. Даже звезды раположены не случайным образом. Уже в древности люди увидели созвездия Рыбы и Кассиопеи, Льва и Ориона. Обратим внимание на ваши карточки. Посмотрите внимательнее: цифры крашены как попало? По Рамсею, хотя бы 3 числа из этих цифр составляют арифметическую прогрессию. Проверим?
(Проверка)
Решение задач.
3 страница. “Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового – возможно. Где есть желание, найдется путь”.(Америко – венгерский математик Дьердь Пойа)
1.Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 мин. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин? (10)
2. В строительном складе нужно складывать бревна в следующем порядке.
Сколько всего будет бревен, если в нижнем ряду будет 12? (78)
3.Джентльмену осталось завещание. Он в первый месяц истратил 1000$, а каждый последующий месяц истратил на 500$ больше. Сколько денег было завещано джентльмену, если они хватят на 1 год безбедной жизни? (45000)
4.1 ученик рассказывает задачу – легенду:
Индийский царь Шерам вызвал к себе Сету, изобретавшего шахматы, хотел его отблагодарить за столь интересную игру. Сета попросил у царя за первую шахматную клетку 1 зерно пшеницы, за вторую – 2 зерна, за третью - 4, таким образом, за каждую последующую клетку в 2 раза больше зерна. Царь обрадовался, что Сета просил так «мало». Как думаете, радость царя уместная?
в1=1; q=2; S64 =?
S64 =264 -1=18446744073709551615.
Данное число - 18квинтильон 446квадрильон 744триллион 73 биллион 709миллион 551тысяча 615. Если даже засеять пшеницей всю сухую поверхность земного шара, царь за 5 лет не сможет заплатить Сете.
5.Ребята, перед вами стоит такой выбор: или сейчас же получить 100 000 рублей, или в течении 28 дней, начиная с 1 рубля, каждый день удвоить предыдущую сумму. Что бы вы выбрали?
(Разбираются ответы учеников).
4 страница.«Великая книга Вселенной написана языком математики”.(Итальянский ученый Галилео Галилей)
Все организмы в природе размножаются в геометрической прогрессии. Инфузория летом размножается делением пополам.
2. В благоприятных условиях бактерии размножаются делением пополам за 1 минуту. Если бактерии по различным причинам не будут умирать, то за 3 сутки 1 бактерия будет плодить 7500 тонну бактерий. Эти бактерии смогли бы заполнять 375 вагонов.
3. “Семейство 1 пары мух сможет сожрать лошадь скоростью льва”. (Карл Линней).
Семейство 1 пары мух сможет заполнить куб стороной 140 км , или сможет объять земной шар 40 млрд раз.
4. “Семейство 1 одуванчика за 10 лет смогло бы покрыть пространство в 15 раз больше сухой части земли”. (К. А. Тимирязев).
5. Семейство 1 воробья за 4 года сможет покрыть земной шар.
6.Такая же закономерность прослеживается и при физических процессах. Нейтрон, сталкиваясь с ядром урана, разбивает его на 2 части. Получается 2 нейтрона. Эти 2 нейтрона разбивают ядро еще на 4 части. Это - геометрическая прогрессия.
7.Вписанные правильные треугольники составляют геометрическую прогрессию.
8.При повышении температуры химических реакций по арифметической прогрессии, скорость реакций повышается по геометрической прогрессии.
Таким образом, прогрессии встречаются в физике, химии, биологии, геометрии, экономике. По А.Н.Крылову, рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. ”Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”.(Н.И.Лобачевский)
5 страница. “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”. (Р.Декарт)
№674 – из учебника
2. Вызванный к доске ученик должен идти к двери по прямой линии. Первый шаг 1 метр, второй 1/2м, третий 1/4м и таким образом каждый шаг в 2 раза меньше. Если расстояние от доски до двери 3м, ученик сможет дойти до двери?
3.Каждый человек, болеющий гриппом, сможет заразить за 1 день 4 человека... (Задачу продолжить).
Домашняя работа. №696,706,710в,г
Заключение.
Чешский педагог Ян Амос Коменский : “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.”
Ребята, перед вами карточки. Как вы себя чувствуете в конце урока, на каком месте горы, то место и раскрасьте.(Рефлексия)