Тема урока | Прогрессии |
Цель урока | Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме, проверка умения и навыков учащихся, подготовка к ОГЭ. Развивающая: развитие умения видеть и применять изученные формулы в решении задач; формирование интереса к изучению математики. Воспитательная: развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, умения общаться, умения оценивать свои достижения. |
Задачи | Образовательные: повторить теоретический материал по теме, совершенствовать навыки работы учащихся с формулами. Развивающие: учить детей приёмам мыслительной деятельности, опираясь на их субъектный опыт, мотивируя каждый шаг учебной деятельности. Развивать самостоятельность учащихся; логическое мышление, грамотную речь. Способствовать формированию интеллектуальных умений и владению мыслительными операциями, анализом и синтезом, умением делать выводы, обобщением. Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. Продолжить формирование умения самоконтроля, взаимоконтроля, развить навыки продуктивного общения со сверстниками. Воспитательные: воспитывать стремление детей к совершенствованию знаний. Воспитывать культуру учебного труда. Воспитывать навыки коммуникативной деятельности. Формировать объективную самооценку знаний. |
Планируемые результаты обучения | Личностные: осознание ценностей математического знания, как важнейшего компонента познания реального мира. Предметные: Знать определения арифметической и геометрической прогрессий, характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, формулы п-го члена арифметической и геометрической прогрессий, формулы для нахождения суммы п первых членов арифметической и геометрической прогрессий, Уметь применять теоретические знания для решения основных типов заданий по теме из открытого банка ОГЭ Продолжить дальнейшую работу по выработке умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности. Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в коллективе; умение учиться в общении со сверстниками; умение высказывать суждения, подтверждая их фактами. |
Компетенции, формируемые на уроке | Общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. |
УУД | Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, осознают необходимость изучения математики, проявляют положительное отношение к урокам математики, интерес к прочному усвоению учебного материала, способам решения учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам; стимулирование стремления к саморазвитию, формирование самооценки. Регулятивные УУД: целеполагание - как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планирование - как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка - как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения; принимают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средств её достижения, используют наряду с основными и дополнительные средства получения информации. Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов, постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия, умение осознанно применять полученные знания на практике, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
Основные понятия | Арифметическая и геометрическая прогрессии, разность арифметической прогрессии, знаменатель геометрической прогрессии, сумма n-членов прогрессии. |
Ресурсы | Мордкович А.Г. «Алгебра-9» часть 1, учебник – М.: Мнемозина, 2012 Мордкович А.Г. «Алгебра-9» часть 2, задачник – М.: Мнемозина, 2012 Александрова Л.А. «Самостоятельные работы. Алгебра-9» – М.: Мнемозина, 2014 Александрова Л.А. « Контрольные работы. Алгебра-9» – М.: Мнемозина, 2014. Мордкович А.Г. «Тесты по алгебре для 7–9 классов» – М.: Мнемозина, 2014 Мордкович А.Г. «Алгебра 7-9»: методическое пособие для учителей - М.: Мнемозина, 2014 Лысенко Ф. Ф. «Математика. Подготовка к ГИА-2016» –Ростов н/Д.: Легион, 2015. |
Тип урока: | Совершенствование умений и навыков. |
Формы работы учащихся | Фронтальная, парная, индивидуальная самостоятельная работа. |
Приёмы обучения | Речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность. |
Необходимое техническое оборудование | Мультимедийное оборудование, раздаточный материал, мел, классная доска, рабочие карты урока (карты самооценки). |
Использование педагогических технологий | На уроке использовался системно - деятельностный метод обучения. |
Методический инструментарий | Методы: по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный по виду источника знаний: словесно-наглядно-практический по форме совместной деятельности: самостоятельная работа учащихся, работа учащихся в парах Методы мотивирования учебной активности учащихся: стихи, апелляция к эмоциям детей, апелляция к жизненному опыту детей, практическое задание. Методы контроля: самоконтроль и взаимоконтроль. |
Средства: | Предметные: письменные и устные упражнения, презентация. Практические: письменные и устные упражнения. Интеллектуальные: анализ, синтез. |
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оценка результатов деятельности ученика |
1.Организационный момент Цель: приветствие учащихся, организация внимания школьников. Эмоциональный настрой совместной работы. Мотивация учащихся | 3 мин. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, приготовьтесь к сотрудничеству на уроке. Не забудьте, что в течение всего урока вы работаете с листом самооценки, которые лежат у вас на столе. Сегодня у нас с вами урок подготовки к итоговой аттестации. Какой раздел математики мы закончили изучать? Значит тема урока «Прогрессии». Каким выпускником школы вы хотите быть? Придумаем качества выпускника П-(продвинутый) Р- (решительный) О- (ответственный) Г- (грамотный) Р- (рассудительный) Е-(естествовед) С-(смелый) С- (способный) И- (интеллигентный) И-(интеллектуальный) Давайте стремиться к этому не только на уроках, но и во всех делах. Давайте определим цели урока (На доске в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю) учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку. Сегодня на уроке я: ХОЧУ: ………… (я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний) МОГУ: ………… ( я могу быть вашим консультантом). УМЕЮ: ……………. (прийти на помощь) ДЕЛАЮ: …………. Вместе с вами сегодня мы движемся только вперед, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка обозначает движение вперёд. Изучена данная тема, Пройдена теории схема, Вы много новых формул узнали, Задачи с прогрессией решали. И вот в сегодняшний урок Нас поведет Красивый лозунг “ПРОГРЕССИО - ВПЕРЕД” | Приветствие учителя, гостей Подготовка рабочих мест
Включение в деловой ритм урока, знакомство с картами самооценки Формулируют цели урока | Личностные: самоопределение, доброжелательное отношение к сверстникам. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Включаемость в коллективное обсуждение вопросов. Выделение и формулирование познавательной цели. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Психологическая настроенность, готовность к уроку, быстрое включение в работу. |
2.Актуализация знаний. Цель: актуализация субъективного опыта (опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
| 5 мин. | Выявляет уровень опорных знаний и способов действий знаний. Выявляет пробелы в знаниях. Активизирует знания учащихся. Какие прогрессии вы изучили? (арифметическая и геометрическая) Дадим определение им. Чем похожи? Чем отличаются? На слайде даны последовательности чисел. Какие это последовательности? 13; 10; 7; 4;…(арифметическая) 1; 3; 9; 27;…(геометрическая) 1;3;4;5;…(последовательность) 24; 12; 6; 3;…(геометрическая) 5; 10; 25; 100;..(последовательность) 0,5;1;1,5;2;… (арифметическая) Чему равна разность арифметических прогрессий? (d=-3, d=0,5) Найдите следующие три члена прогрессий. (следующие члены : 1) 1, -2, -5; 2) 2,5; 3; 3,5; 8) Чему равен знаменатель геометрических прогрессий? (q = 3, q = 0,5) 9) Найдите следующие три члена прогрессий. (следующие члены: 1)81; 243; 729. 2) 1,5; 0, 75; 0, 375 10) Оцените свою работу на этапе устного решения и поставьте себе оценки. | Определяют вид последовательности, обосновывают свой ответ.
Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. | Включаемость в коллективное обсуждение вопросов. Развитие познавательных интересов. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Устная оценка учителя. Самооценка учащихся. |
3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Цель: актуализация опорных знаний | 5 мин. | Выявляет уровень знаний формул. Выявляет пробелы в знаниях. Показывает практическую значимость формул для решения задач.. - Для решения задач по теме «Прогрессии» что необходимо знать?. (Формулы) - Чтобы решить ту или иную задачу по этой теме, нужно знать формулы. Проверим знание формул по теме “Арифметическая и геометрическая прогрессии”. № | Прогрессии | Арифметическая (an) | Геометрическая ( bn) | 1 | Определение | | | 2 | Формула для нахождения n-го члена | | | 3 | Сумма n-первых членов прогрессии | | | 4 | Свойства | | | Посмотрите на слайд, проверьте правильность записи формул, исправьте ошибки, если они есть. Поставьте оценки в лист самооценки. № | Прогрессии | Арифметическая (an) | Геометрическая ( bn) | 1 | Определение | | | 2 | Формула для нахождения n-го члена | | | 3 | Сумма n-первых членов прогрессии | | | 4 | Свойства | | | - Какое задание вы выполняли. (Повторяли формулы прогрессий) - Как вы думаете, для чего вы выполняли это задание? (Повторили формулы, которые нам понадобиться для решения задач). - Оцените знание формул и поставьте себе оценки. Значит мы готовы к решению задач. | Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.
Подводят итоги своей работы. Делают выводы. Оценивают свою работу. | Личностные: проявляют интерес к учебному материалу. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. | Самооценка |
Этап закрепления знаний и совершенствования способов действий. Цель: содействовать усвоению учащимися изученных знаний, применение их в практических заданиях, установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелыв знаниях учащихся. Провести коррекцию выявленных пробелов в в знаниях учащихся | 10 мин | Организует учебное взаимодействие в группах. Предлагает работать по алгоритму. Контролирует работу учащихся, оказывает индивидуальную помощь. - Объединимся в группы для решения задач. (Решение задач в группах с последующей проверкой) Выполнение заданий Арифметическая (an) | Геометрическая ( bn) | 1) Дано: (а n) арифметическая прогрессия а1 = 5,d = 3 . Найти: а6 ; а10. Решение: используя формулу а n = а 1+(n -1) d а6 = а1+5 d = 5+ 3· 5 = 20 а10 = а1+9 d = 5+ 3· 9 = 32 Ответ: 20; 32 | 2) Дано: (bn) геометрическая прогрессия b1= 5 ,q = 3 . Найти: b3 ;b5. Решение: используя формулу bn= b1qn-1 b3 =b1q2 = 5 ·32 =5· 9=45 b5 =b1q4 = 5 ·34 =5 · 81=405 Ответ:45; 405. | 3)Дано: (а n) арифметическая прогрессия а4=12,5; а6=17,5. Найти: разность арифметической прогрессии. Решение: используя свойство арифметической прогрессии имеем: d =15- 12,5= 2,5 Ответ: 2,5 | 4) Дано: (bn) геометрическая прогрессия b4=6; b6=24. Найти: знаменатель геометрической прогрессии, если известно, что он положительный. Решение: используя свойство геометрической прогрессии имеем: 2) q = 12:6=2. Ответ: 2 | 5) Дано: (а n) арифметическая прогрессияа1 = 11,d = 2 . Найти: S10 . Решение: а10 = а1 +9 d =29 используя формулу Sn имеем: Ответ: 200. | 6) Дано: (bn) геометрическая прогрессияb1= 40 ,q = 2 . Найти: S5. Решение: используя формулу Sn имеем: Ответ: 1240. | - Оцените работу соседа и поставьте оценку за вклад его в решение. - В чем были ошибки? - Для чего вы выполняли данное задание? (Для того, чтобы уметь самостоятельно выбирать формулы и для решения, правильно вычислять по формулам, хорошо решить задачи по теме в ОГЭ) -Работая в группе, мы справились с поставленной задачей? -Где вам может пригодиться умение работать с формулами? (На других уроках)
| Работают в группах. Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их. Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их. Обсуждают возможные варианты решений, предлагают свои способы решений. Выполняют задание.
Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. Подводят итоги своей работы. Делают выводы. Оценивают свою работу. | Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, доброжелательное отношение к сверстникам; дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: определяют цель учебной Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.Поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия. Умение осознанно применять полученные знания на практике. Коммуникативные: умеют сотрудничают в совместном решении задачи, умеют слушать других, договариваться. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Устная оценка учителя. Самооценка и взаимооценка учащихся. |
Этап психологической разгрузки. | 3 мин | - У Вас на столах лежат листы, на которых написаны цифры от 1 до 9. Теперь раскрасьте ряд двумя разными цветами в любом порядке. А пока Вы раскрашиваете, я расскажу про замечательного математика по фамилии Рамсей. Он жил в начале ХХ века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. Вспомните, когда Вы смотрите на звезды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но еще в древности люди увидели там созвездия. И вот на ваших карточках казалось бы цифры раскрашены в случайном порядке. Но Рамсей доказал, что это не так, доказав следующий факт: Обратите внимание, что хотя бы три каких – либо числа одного цвета обязательно составляют арифметическую прогрессию. Как я это сделала, показано на слайде. Какие числа образуют прогрессию? (3, 6, 9) Найдите такие числа в своих рядах. | | |
|
5. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Цель: выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий. | 12 мин | Формулирует задание. Организует деятельность по их выполнению. Предлагает учащимся оценить свою работу. -Для того, чтобы проверить свои умения использовать знания при решении задач, я предлагаю вам выполнить тестовую самостоятельную работу, (с последующей самопроверкой): -Тест. Ответы на тест внесите в бланки ОГЭ. Числовые последовательности. Выписаны первые несколько членов геометрической прогрессии: 1,5;−3; 6; …. Какое из следующих чисел есть среди членов этой прогрессии? 1) 9 2)-12 3)-9 4)12 Арифметическая прогрессия может быть задана формулой an=7n+3. Какое из следующих чисел не является членом этой прогрессии? 1) 73 2) 80 3) 24 4) 63 Дана арифметическая прогрессия y1=−3,y2=−1,… Найдите сумму первых шести членов этой прогрессии. Ответ____________ 4. Первый член арифметической прогрессии равен 12, а третий равен −4. Найдите разность этой прогрессии. Ответ__________ 5.Выписано несколько последовательных членов геометрической прогрессии: ; -5; ; -80; -320; . Найдите член прогрессии, обозначенный буквой Ответ__________ 6. В арифметической прогрессии 2; 5; 8; … один из членов равен 23. Найдите его номер. 1) 3 2) 4 3) 5 4) 6 7. Арифметическая прогрессия задана первыми двумя членами: a1=−11, a2=−8. Найдите первый положительный член этой прогрессии. Ответ____________ 8. Дана геометрическая прогрессия (bn) , знаменатель которой равен 5, b1=25. Найдите сумму первых четырех её членов. Ответ____________ Предлагает выполнить взаимопроверку результатов по слайдуПомогает выполнить разбор заданий, вызвавший затруднения. № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ответ | 2 | 4 | 12 | -8 | 20 | 2 | 1 | 3600 | Предлагает ответить на вопросы: Какая из изученных прогрессий, на Ваш взгляд, более сложная? Почему? | Выполняют самостоятельную работу на выбор, оценивают, анализируют свою работу, делают выводы. Выполняют проверку, обсуждают возможные ошибочные решения, исправляют свои решения. Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. | Личностные: дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные-умеют оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Умение аргументировать свою точку зрения. | Взаимооценка. Устная оценка учителя. |
|
Этап подведения итогов занятия. Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 2 мин | Подводит итоги учебного занятия. -Какую цель вы ставили в начале урока? -Достиг ли вы ли этой цели?- Заполните листы самооценки (Работают с картами самооценки)– поставьте общую оценку за урок -Поднимите руки, кто поставил себе «5», «4», «3». -Поднимите руку, кто доволен своей работой, кто из вас остался не довольным своей работой, почему, какую тему вам необходимо повторить? -Что для этого вы должны сделать? | Подводят итоги своей работы. Анализируют свою работу, делают выводы Отвечают на поставленные вопросы. | Личностные: дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности; осуществляют контроль и коррекцию, осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровня усвоения. Коммуникативные- умеют критично относиться к своему мнению | Самооценка. Устная оценка учителя. |
7. Этап информации о домашнем задании.
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 2 мин. | На основе выявленных результатов усвоения нового материала даёт задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению. | Записывают Д/з. Отвечают на вопросы учителя. | |
|
Рефлексия.
Цель: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивация своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | 3 мин | Проанализируйте предложения и ответьте на вопросы. 1.Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) 2.Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) 3.Сегодня на уроке научился(лась) делать лучше (что?) 4.Самым неожиданным для меня стало (Что?) 5.Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) 6.Осталось непонятным (что?) Учитель: У каждого из вас на столе человечки (красного, зелёного, жёлтого цвета), на доске - гора – вершина учебы в нашей школе. На вершине горы – сдача ОГЭ. Уходя из класса, прикрепите на доску одного из них. Человечек зеленого цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”. Человечек желтого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём участие, я отвечал с места, я сумел выполнить большинство заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”. Человечек красного цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я был не готов”. -Спасибо за активную работу на уроке. Я довольна вашей работой. Урок окончен. Урок сегодня завершен, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут!
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные:; дают адекватную оценку и самооценку своей учебной деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Самооценка. Устная оценка учителя. |