1. Организационный этап (2 мин) Класс делиться на 4группы, выбирают спикера и менеджера Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? Инструктаж по работе с листом оценки: На столах у вас лежат листы оценок. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя за каждый этап работы. | Высказывания детей. Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом оценки |
2.Актуализация знаний.( 10мин) 1.Перед вами слова: Выигрыш, проигрыш, отдал, взял, зарплата, налог, долг, выше нуля, ниже нуля 2.Разделите эти слова на 2 группы: (3мин) | | Выше нуля Доход выигрыш взял зарплата | Ниже нуля Расход проигрыш отдал налог долг | Каким арифметическим знаком можно заменить слова первой группы, второй группы («+» и «-») Какие числа называются положительными, отрицательными, целыми, рациональными? Задача. ( 5мин)Древний Китай: Бедный крестьянин берет в долг у своего богатого соседа 3 мешка риса для весенней посадки. Однако лето было плохое, засушливое и бедный крестьянин со своего поля ничего не собрал. А впереди зима, и пришлось идти бедняку к соседу опять. Богатый сосед не отказал и дал в долг еще 7 мешков риса , но с условием вернуть долг с 10% надбавкой. Сколько же мешков риса должен отдать крестьянин? (2мин)Решение: 3+7=10 мешков (долг) 10% от 10 мешков – 1 мешок-долг 10+1=11мешков (долг) Вопросы по задаче: В какую колонку можно отнести полученный результат? Какое действие мы выполняли с числами? Что у нас получилось в результате? Запишем тему урока: «Сложение отрицательных чисел» | Положительные, отрицательные, ноль, целые. Сравнивать, находить модуль, отмечать на координатной прямой. Отвечают на вопросы. |
4. Изучение нового материала (7мин) Молодцы! Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения отрицательных чисел. Выполните лабораторно - практическую работу, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать алгоритм сложения отрицательных чисел. Поработайте в группах , проговорите правило друг другу.(обмен спикерами)Поставьте баллы в лист самооценки. | Выполняют лабораторно – практическую работу в группах, делают выводы. Работают в группах, сравнивают формулировки, оценивают. Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать |
5.Первичное осмысление и закрепление знаний. Задание на группу. Выполните задание и заполните таблицу . Кто быстрее найдет имя математика и астронома, изложившего правила действий с отрицательными числами . Найдите сумму отрицательных чисел: -11 + (-24) = | | А | -12 + (-13) = | | Б | -28 + (-27) = | | У | -34 + (-49) = | | М | -13 + (-44) = | | П | -59 + (-27) = | | Р | -80 + (-11) = | | Т | - 75 + (-24) = | | Г | - 62 + (-36) = | | Х | 2.Используя данные заполните таблицу | | | | | | | | | | | -25 | -86 | -35 | -98 | -83 | -35 | -99 | -55 | -57 | -91 | -35 | Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги». Переведите на «математический» язык данные правила из книги Брахмагупты. « Имущество и имущество есть имущество» | | «Сумма двух долгов есть долг»
| | «Сумма имущества и нуля есть имущество»
| | «Сумма долга и нуля есть долг»
| | | |
6. Индивидуальная работа по карточкам разного уровня сложности (три уровня сложности, по три задания в варианте.) Сейчас мы с вами поработаем по карточкам. За правильное решение примеров в карточке вы будете получать баллы, чем больше баллов вы наберете, тем выше оценку получите. Теперь, ребята, я расскажу о правилах работы по карточкам, в каждой карточке по три примера на сложение отрицательных чисел, карточки разноцветные (зеленые, желтые и красные) и различаются по сложности. Зеленые - самые легкие, но за правильное решение каждого примера вы получите 1 балл. Желтые – среднего уровня сложности и за правильное решение каждого примера вы получите 2 балла. Красные - самые сложные, но за правильное решение каждого примера вы получите 3 балла. Сложность карточки вы выберите сами. На работу выделяется 8 минут и если вы успеете сделать одну карточку, то можете взять еще одну, любую на ваш выбор и таким образом набрать большее количество баллов. При выполнении заданий обязательно запишите в тетрадь номер варианта и номера заданий. | |
7. Домашнее задание. Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров:П.3.2 выучить правило. №439, №440 , задача №445, Задание. Подготовить историческую справку: «Когда и где появились отрицательные числа? « Оцените выбор домашней работы: 4 балла –выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали 2 номера. | |
8. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Заполните листы рефлексии: | |