Тема урока:Умножение и деление на многозначное число. Решение задач на движение.
Тип урока: урок-закрепление знаний, умений, навыков.
Урок-путешествие в историю, посвящённый 65- летию Победы.
Задачи урока:
Совершенствовать вычислительные навыки.
Закреплять умение решать задачи на движение.
Способствовать развитию речи, мышления, смекалки.
Воспитывать интерес к изучению истории.
Оборудование: схема задачи, карточки с блиц-турниром, слайдовая презентация, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Сели правильно, ребята!
Будьте все внимательны.
Вы к уроку все готовы?
Здравствуй, математика!
Объявление темы и целей урока.
II.Математическая разминка.
На доске записаны числа:
1) 4
2) 2010
3) 1941
4) 1418
Дети запоминают числа в течение 30 секунд. Затем числа закрываются и детям задаются вопросы.
Вопросы:
-Чему равна разность 1 и 2 чисел?
-Назови нечётные числа.
-Какое число состоит из 941 единицы 1 класса и 1 единицы 2 класса?
-Назовите однозначное число.
-Какое число стоит после второго числа?
-Чему равна сумма цифр во втором числе?
-Назовите двузначное число.
-Назовите числа в порядке возрастания.
-Какую дату вам напоминают эти числа?
-Сегодня наш урок будет посвящён 65-летию Победы нашей страны над Германией. 65 лет назад отгремели залпы Великой Отечественной войны. Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы почувствовали дыхание Великой Отечественной войны. Вечная память всем людям принёсшим Победу. Слава их живёт и поныне.
-В 4 часа утра 22 июня фашисты бомбили пограничную крепость. Узнать название этой крепости нам поможет задание.
Раскрыв закономерности, надо расположить ответы в порядке возрастания.
2,3,6,7,10,11,…,…
1,2,4,8,16,…
16,12,15,11,14,…,…
14-е, 15-с, 32-т, 10-Б, 13-р Ответ - Брест. (Брестская крепость)
Оборона Брестской крепости в июне-июле 1941 года – это подвиг наших воинов, ценой жизни задержавших наступление врага. На предложение сдаться защитники крепости вывесили на одной из стен кусок полотна, где кровью было выведено: «Все умрём за Родину, но не сдадимся!». Большинство защитников Брестской крепости погибло.
-Повторив компоненты, решив уравнения и сложив ответы, мы узнаем, какой город находился долгое время в блокаде.
48+х=256 Москва-292
х:8=12 Ленинград-400
19*х=76 Киев-520
х-20=72
Ответ: 4+96+208+92=400
Ленинград стал городом-героем. Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, а солдат – жалостью к угасающим матерям, жёнам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город. Но Ленинград не сдался. Как сейчас называется город Ленинград?
-Какие города - герои вы ещё знаете?
-А хотите узнать, по какому озеру проходила «Дорога Жизни» во время блокады Ленинграда? Для этого вы должны найти закономерность.
Ладожскому-81
Онежскому-75
Байкалу-94
576 675 729
96 6 135 5 ? 9
(Ответ: 729:9=81)
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (От самого большого трёхзначного числа нужно вычесть самое большое двузначное число)
999-99=900 дней
III. Арифметический диктант. Работа в тетради.
(Учитель читает под музыку слова, которые записаны на слайде)
Да будет светлой ваша память,
Как материнская слеза.
Забывчивым напомни, камень,
О том, что забывать нельзя.
Эти слова высечены на камне в память о людях, погибших в годы войны. Решив примеры, мы узнаем название памятника, на котором высечены эти слова.
Арифметический диктант.
(Учитель диктует примеры, дети записывают только ответы, затем ответы соотносят с буквами)
37*2=74 80-ь, 396-е, 220-н, 74-в,
1*396=396 900-г, 8-ч, 444-о, 4-Й, 90-ы,
720:90=8 220-н
22*10=220
5*18=90
48:12=4
111*4=444
300*3=900
340+104=444
395-175=220
240:3=80
Ответ: Вечный огонь.
(Выставление оценок детям, у кого работа сделана безошибочно)
IV. Самостоятельная работа.
Лето 1943 года. Одно из ярких страниц бессмертной летописи Великой Отечественной войны является битва на Курской дуге. По количеству войск и боевой техники, по ожесточению и напряжению она не имела себе равных в истории этой войны.
Узнаем название Курской битвы.
Задание. Необходимо самостоятельно найти неизвестные числа. Затем вычислить произведение этих чисел.
4018+3326= ? *34
63013-15889=63* ?
Ответ: 216*748=161568
160560-«Огненная земля»
161568-«Огненная дуга»
171600- «Огненное кольцо»
V.Решение задач.
1)Задача на смекалку. (Устно)
Битва на Курской дуге продолжалась с 5 июля по 23 августа 1943 года. Сколько дней продолжалась битва?
Ответ: 50 дней.
2)Блиц-турнир.
*Самолёт пролетел а км за b секунд. С какой скоростью летел самолёт?
*Танк ехал х часов со скоростью у км в час. Какое расстояние проехал танк?
*С двух застав навстречу друг другу выехали 2 танка и встретились через n секунд. Скорость 1 танка- h , а скорость 2 танка- k .Чему равно расстояние между пограничными заставами?
*Во время Великой Отечественной войны в зимнее время в армии использовали сани НКЛ-26. По дороге за d часов аэросани преодолевалиm км, а по целине за d часов n км. На сколько скорость аэросаней по целине меньше их скорости по дороге?
(самопроверка, выставление оценок)
Ответы:
1)a:b
2)x* y
3)h *n +k* n
4)m:d – n:d
3)Решение задачи самостоятельно. (Текст задачи представлен на слайде)
От противотанкового орудия до перелеска 1248 метров. Как только из-за перелеска выехал «Тигр», орудие выстрелило, и навстречу танку полетел снаряд со скоростью 620 метров в секунду. Какова была скорость танка, если снаряд врезался в него через 2 секунды?
(взаимопроверка)
VI. Решение математического фокуса.
(Учитель говорит под музыку)
Более 30 миллионов советских людей погибли в эти страшные годы. Каждый год 9 мая мы чтим всех погибших минутой молчания. Если каждому погибшему посвятить минуту молчания, тогда население Земли будет молчать…лет.
- Сколько лет будет молчать Земля, вы узнаете, решив математический фокус.
Задумай двузначное число и прибавь к нему 12.
Получившийся результат вычти из 130.
К значению разности прибавь 5 и задуманное число.
От получившегося числа отними 120.
Значение разности умножь на 7.
От значения произведения отними 1.
Остаток раздели пополам, а затем прибавь 20.
(Должно получиться 30 лет.)
-Ребята, давайте почтим минутой молчания всех погибших в годы Великой Отечественной войны.