I. Организационный момент. (1 мин.) Словесный метод (инструктаж). | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать письменные принадлежности, учебник и тонкая рабочая тетрадь по математике, карточки желтого, голубого и белого цветов, кружочки зеленого и красного цветов, 2 картинки. | Проверяют готовность к уроку. Л – умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять доброжелательность, доверие, внимательность. |
II. Актуализация знаний. (8 мин.) Словесный метод (слово учителя, загадка). Словесный метод (объяснение). Практический метод (игра). Словесный метод (объяснение). Практический метод (задание на карточках). Словесный метод (беседа). | - Ребята, сегодня на урок к нам прилетел сказочный герой. Для того, чтобы узнать, что это за герой, вам нужно отгадать загадку: Он весёлый, заводной, И пропеллер за спиной, Поднимает настроенье, Любит сладкое варенье, Малыша всегда смешит. Кто же это? Подскажи! (Карлсон) - Правильно. Карлсон приготовил для вас разные интересные задания. За правильно выполненное задание вы получаете банку варенья. (Банки с вареньем из бумаги и вывешиваются на доску в процессе урока.) Поднимите руку, кто готов сегодня активно работать и выполнять все задания Карлсона. - Молодцы! Для начала Карлсон предлагает вам поиграть в игру, которая называется «Согласен – не согласен». Я буду вам читать высказывания. Если вы согласны с ними, и они правильные, то поднимите зеленый кружок, если они неверные, и вы с ними не согласны – поднимите красный кружок и скажите правильный ответ по поднятой руке. 1) Результат умножения – произведение. (да) 2) Компоненты умножения – это 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма. (нет, 1 множитель, 2 множитель, произведение) 3) Умножение на письме обозначается знаком «+». (нет, */×) 4) Чтобы найти неизвестный множитель, надо известный множитель умножить на произведение. (нет, надо произведение разделить на известный множитель) 5) Результат деления - частное. (да) 6) Деление на письме обозначается двумя точками. (да) 7) Компоненты деления – это уменьшаемое, вычитаемое, разность. (нет, делимое, делитель, частное) 8) При делении число уменьшается НА сколько-то раз. (нет, ВО сколько-то раз) - Молодцы, и вы получаете первую банку варенья. - А вот уже и следующее задание от Карлсона. У вас на партах лежат карточки желтого цвета с таблицей. Ваша задача – внимательно посмотреть на примеры этой таблицы и вписать в «окошки» нужные числа, чтобы примеры получились верными. Кто закончит задание – поставьте руку на локоток. множитель | 3 | 2 | 3 | 7 | 6 | 3 | множитель | 9 | | 4 | 3 | 3 | 8 | произведение | | 6 | | | | | множитель | 3 | 2 | 3 | 7 | 6 | 3 | множитель | 9 | 3 | 4 | 3 | 3 | 8 | произведение | 27 | 6 | 12 | 21 | 18 | 24 | - Сверьте ваши ответы с ответами на слайде. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку. А кто допустил ошибки? В каких примерах? Что мы вспоминали, выполняя данное задание? (Таблицу умножения на 3.) - Ребята, вы молодцы, справились с заданием, поэтому получаете вторую банку варенья. | Отгадывают загадку. Л - воспринимать речь учителя. Играют в игру. П - выполнять различные учебно-познавательные действия. Слушают учителя. Выполняют задание на карточках. Р - самостоятельно выполнять действия. Проверяют свои работы. Р - корректировать результаты деятельности. |
III. Постановка целей и задач, сообщение темы. (6 мин.) Словесный метод (объяснение). Практический метод (карточки). Словесный метод (беседа). | - Для того, чтобы узнать тему нашего урока, Карлсон приготовил для вас необычное задание. У вас лежат карточки голубого цвета по одной на парте. Это задание вам нужно выполнить в парах. Положите карточки перед собой и внимательно посмотрите на задания. В 1 задании вам необходимо решить примеры. Во 2 - сопоставить ответы примеров с буквами из таблицы. Буквы вы записываете рядом с ответами. И в 3 задании вы должны заполнить таблицу: под номерами примеров подписать буквы. Кто не понял порядок выполнения заданий, поднимите руку. Вы можете приступать. На выполнение задания у вас 2-3 минуты. 1. Решите примеры. (2 × 5) – 5 = 5 2 × 3 = 6 20 – 7 = 13 (6 + 6) – 6 = 6 (3 × 3) + 6 = 15 (10 × 2) - 10 = 10 6 × 1 = 6 2. Сопоставьте ответы примеров с буквами из таблицы ниже. 3. Подпишите буквы под номерами примеров. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Д | Е | Л | Е | Н | И | Е | | - Ребята, какое слово у вас получилось? (Деление.) - Правильно. И вы получаете 3 банку варенья. Как вы думаете, на какую цифру мы будем сегодня делить? (Подсказка: мы повторили умножение на эту цифру, когда вы работали с примерами на желтых карточках). (Мы будем делить на цифру 3.) - Правильно, как же будет звучать тема нашего урока? («Деление на 3».) - Какие цели мы поставим? вспомнить таблицу умножения на 3; узнать, как делить на 3; научиться выполнять деление на 3. | Слушают учителя. Выполняют задание. К - вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. Определяют тему, ставят цели. Л - желание приобретать новые знания. Р - принимать и сохранять учебную задачу, планировать решение учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания. (15 мин.) Словесный метод (беседа). Наглядный метод (иллюстрации). Словесный метод (объяснение). Практический метод (решение примеров). Словесный метод (слова физминутки). Практический метод (выполнение физ.упражнений). Наглядный метод (показ упражнений). | - Откройте учебники на стр. 92. Рассмотрите записи под 1 рисунком. - Какой ответ в примере 3×3? (9) - Прочитайте пример, используя названия компонентов и результата действий. (1 множитель 3, 2 множитель 3, произведение 9.) - Объясните, как получился пример 9 : 3 = ? (Произведение разделили на один из множителей.) - Если произведение разделить на один из множителей, то что мы получим? (Другой множитель.) - Как вы думаете, почему в этом столбике только одно выражение на деление? (Два одинаковых слагаемых.) - Давайте рассмотрим записи под каждым рисунком и объясним, как получается каждое следующее равенство из первого, и какие числа должны стоять на месте пропусков. (Разбираем остальные примеры по очереди с комментированием.) - Теперь, давайте выполним номер 2. Но прежде, чем выполнять это задание, откройте тетради, отступите от последней записи 4 клеточки вниз и 10 клеточек вправо. Запишите число, сегодня 29 апреля. На следующей строчке посередине под числом запишите «Классная работа». Кто будет готов, сядьте ровно и поставьте руку на локоток. - Итак, в этом номере вам нужно решить примеры. Но решаем не все примеры, а только 2, 3 и 4 столбики. Записываем с новой строчки «№2» и решаем примеры. Каждый решает самостоятельно в тетради. Кто выполнит задание – поставьте руку на локоток. - Давайте проверять. Читаем пример и ответ, называя компоненты. (Проверяем по поднятой руке.) - Молодцы! Давайте проведем физминутку. Встаньте, пожалуйста, около своих парт. Мы сегодня рано встали (шаги на месте) И зарядку делать стали. Руки - вверх! Руки - вниз! Влево-вправо повернись! Вверх поднимем наши ручки И дотянемся до тучки. Опускаем руки вниз – Собираем мы редис. Руки вверх мы поднимаем, С веток яблоки срываем. Руки вниз опустим снова, Яблоки в корзину сложим. Мы собрали урожай, А теперь решай, считай! - Хорошо, садитесь на свои места. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Л - воспринимать речь учителя. К - вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. Выполняют задание из учебника. Р - самостоятельно выполнять действия. Делают упражнения физминутки. |
V. Закрепление изученного материала. (6 мин.) Словесный метод (беседа). Практический метод (построение модели задачи). Практический метод (решение задачи). | - Ребята, Карлсон хочет проверить, как вы умеете решить задачи. Найдите в учебнике №5. Прочитайте задачу под про себя. Теперь я прочитаю задачу, а вы внимательно послушайте. («Садовнику надо посадить 16 луковиц тюльпанов и 11 луковиц лилий. Он посадил 23 луковицы. Сколько луковиц осталось посадить садовнику?») - О ком говорится в задаче? (О садовнике.) - Что нужно посадить садовнику? (16 луковиц тюльпанов и 11 луковиц лилий.) - Сколько луковиц он уже посадил? (23 луковицы.) - Что требуется найти в задаче? (Сколько луковиц осталось посадить садовнику.) - Давайте заполним таблицу к этой задаче. (Таблица предварительно начерчена на доске, в нее нужно только вписать числа и ед. измерения.) Кто выйдет к доске? Остальные отступают от последней записи две клетки вниз, записывают в тетрадях «№5». С новой строки перечерчивают таблицу и заполняют ее. | надо посадить | посадил | осталось посадить | тюльпаны | 16 л. | 23 л. | ? л. | лилии | 11 л. | - Можем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.) - Почему? (Мы не знаем, сколько всего надо было посадить луковиц.) - Что сначала будем находить? (Общее количество луковиц тюльпанов и лилий.) - Как это сделать? (Сложить луковицы тюльпанов и лилий.) - Зная, сколько всего луковиц надо посадить садовнику и сколько луковиц он уже посадил, что можно найти? (Сколько луковиц ему осталось посадить.) - Как мы это найдем? (Из общего количества луковиц вычтем те, которые он уже посадил.) (По ходу разбора задачи на доске учитель пишет алгоритм действий:1) + 2) - ) - Кто выйдет к доске и запишет решение и ответ задачи? Остальные работают в тетрадях. Решение и ответ записываются с новых строк. Ребенок у доски записывает требуемое и проговаривает каждый свой шаг. 1) 16 + 11 = 27 (л.) - нужно посадить. 2) 27 - 23 = 4 (л.) - осталось посадить. Ответ: 4 луковицы. - Молодцы, вы справились с задачей и получаете 4 банку варенья. | Отвечают на вопросы. П - извлекать нужную информацию, находить ответы на вопросы. К - оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать других. Составляют и заполняют таблицу Решают задачу. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. (7 мин.) Словесный метод (беседа). Практический метод (работа с примерами). | - Ребята, Карлсон очень вами доволен, но прежде, чем он полетит обратной в свой домик на крыше, он хочет проверить ваши знания по математике, поэтому приготовил еще одно задание. Возьмите карточки белого цвета. Перед вами 6 примеров. Вам нужно решить эти примеры. - Посмотрите внимательно на примеры. Во сколько действий они решаются? (В три.) - Какое действие выполняется первым? (Умножение.) - Какое вторым? (Деление.) - А третьим? (Сложение или вычитание.) - Верно. Теперь вы можете приступать к выполнению самостоятельной работы. Времени на выполнение у вас 5 минут. Кто выполнит задание, пусть сядет ровно и поставит руку на локоток. 3 × 5 + 27 : 3 8 × 3 – 18 : 3 3 × 9 + 6 : 3 | 4 × 3 – 12 : 3 3 × 6 + 24 : 3 7 × 3 – 9 : 3 | - Сверьте ваши ответы с ответами на слайде. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку. А кто ошибся? В каких примерах? - Вы справились и с этим заданием, поэтому получаете последнюю пятую банку варенья. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу, проверяют ее. Л - осознавать трудности и стремиться к их преодолению. Р - корректировать результаты деятельности. |
VII. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.) Словесный метод (беседа). Практический метод (рефлексия). | - Ребята, Карлсон благодарит вас за урок, но ему пора домой. Да и урок наш подходит к концу. Давайте вспомним тему сегодняшнего урока. («Деление на 3») - Какие цели мы ставили? вспомнить таблицу умножения на 3; узнать, как делить на 3; научиться выполнять деление на 3. - Поднимите руку кто считает, что достиг поставленных целей. - Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Те, кто активно работал, выполнял все задания, хорошо понял новую тему – поднимите Малыша. А те, кто не очень активно сегодня работал, что-то не понял или не усвоил – поднимите Фрекен Бок. Надеюсь, в следующий раз вы будете более активными. Урок окончен, до свидания! | Подводят итоги в ходе беседы, оценивают свою работу на уроке. Р - оценивать результаты деятельности. |