Тема: Деление положительных и отрицательных чисел.
Цель: закрепить правила деления положительных и отрицательных чисел, тренировать способность к их практическому использованию
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Познавательные:
формировать навыки деления положительных и отрицательных чисел; научить применять правила при решении уравнений.
Коммуникативные:
воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в группе, индивидуальные карточки – смайлики.
Ход урока.
I. Организационный момент 1 мин (слайд 1)
- Здравствуйте ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут…..Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Улыбнитесь мне. Садитесь. Вы готовы работать сегодня дружно, организованно. Если да, то поднимите руку. Откройте тетради, подпишите число, классная работа.
I I. Мотивация к учебной деятельности
Формируемые УУД:
Личностные: смыслообразование
Познавательные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)
II. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение 15 мин
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Цель:
1) зафиксировать все повторяемые понятия;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне достаточность имеющихся знаний: деление положительных и отрицательных чисел.
Ребята! С какими числами вы познакомились на предыдущих уроках. (отрицательными). Где мы на практике встречаемся с положительными и отрицательными числами? А как вы думаете знания о них на пригодятся в дальнейшем. Они нам будут нужны при изучении физики, химии, экономике и т.д. Великий математик Н.И.Лобачевский сказал «…Нет ни одной области математики, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира». Пусть эти слова послужат эпиграфом нашего урока.
А какую тему вы изучали на прошлом уроке? Давайте проверим, насколько успешно вы готовы к сегодняшнему уроку.
1. Проведём графический диктант. Я буду задавать вопросы: на ответ «да» вы ставите «+», на ответ «нет» ставите « - ». Итак, все готовы, начали.
- Может ли частное двух отрицательных чисел быть числом положительным?
- Может ли модуль числа быть числом отрицательным?
- Может ли частное двух чисел с разными знаками быть числом отрицательным?
- Может ли делитель быть равным нулю?
- Может ли модуль числа быть равным нулю?
- Может ли частное двух чисел равным нулю?
Самопроверка: Оцените свою работу, поставьте простым карандашом на полях оценку.
КЛЮЧ: + - + - + +
Выставим оценки.
«5» - ошибок нет
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«2» - 4 ошибки и более.
Ребята, кто поставил себе «5», кто «4», кто «3», кто «2».
2. А мы работаем дальше. Посчитаем устно. Посмотрите на таблицу: каждому правильному ответу соответствует буква. Правильно посчитаем, получим слово.
1) -20 : 4 (= -5)
2) – 40 : (-5) (=8)
3) 49 : (-7) ( =-7)
4) 0 : (- 211) (=0)
5) -50 : (-10) ( =5)
6) -100 : 2 ( -50)
7) 60 : (-30) (=-2)
-7
5
-2
-50
0
8
-5
л
н
е
и
е
е
д
Деление
- Ребята! Какое слово мы получили? Кто догадался какой будет тема нашего урока? Какую цель мы поставим? А какова наша задача?
Итак, подпишем тему урока «Деление положительных и отрицательных чисел».
III. Решение упражнений
1) -Ребята! Поэт написал стихотворение, зашифровав в нём правило.
Подружились минус , минус
А в ответе будет плюс.
И тогда у нас уж точно
Не получится конфуз.
Что это за непонятное правило? Пожалуйста ребята, переведите его на язык математики. А какое ещё правило на деление вы знаете?
2)Посмотрите, что записано у меня на доске?
- х + 25 = 16;
48 – х =20;
-8х = 72.
Как вы думаете, нет ли среди этих уравнений, которое соответствует теме нашего урока? Оказывается отрицательные числа могут использоваться при решении уравнений. Более того, как известно из истории математики, именно уравнениям во многом своим появлением обязаны отрицательные числа.
Решим это уравнение (У доски один ученик).
У нас есть волшебный сундучок с вопросами. Выбери себе один.
3)Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику. Решим уравнение по вариантам
I вариант II вариант
№ 1155(а) №1155(б)
-х·4 = -100, 3·(-х) = -27,
-4х = -100, -3х = -27,
х = -100 : (-4), х = -27 : (-3).
х = 25 х = 9.
Два ученика у доски. Взаимопроверка. Поставьте на полях «+» или «-»
Попытайте счастья с волшебным сундучком.
4) Вы дружные ребята? В парах любите работать?
-5х – 20 = 55.
-5х = 55 + 20,
-5х = 75,
х = 75: (-5),
х = -15.
У доски одна пара. Оцените свою работу.
5) работа в группах. Составление кластера. Ребята сейчас мы обобщим работу на уроке. Составим кластер, кластер в переводе с английского «Гроздь винограда». Посмотрите на рисунок, он действительно напоминает гроздь винограда. Вам надо заполнить пустые ячейки кластера, вписав в них ответы на вопросы в заполненных ячейках. А затем выполните тест. Придумайте по одному вопросу по кластеру и по одному по тесту. У вас 5 минут. Приступили. Сигнал о готовности: возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Правила работы в группах перед вами на столе.
Какая группа справилась первой. Молодцы. Давайте проверим кластер. Итак ваши вопросы друг другу. Оцените свою работу над кластером и над тестом. Поставьте на полях плюс или минус.
VI. Итоги урока
Мы здорово поработали, давайте подведём итоги урока. У меня записаны начала предложений. Продолжите их.
Я научился…
Было трудно…
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Теперь я могу…
Ребята! Путь к вершинам математики начинается в школе. Самая длинная дорога начинается с первого шага. Так делайте эти шаги в далёкий путь математического творчества! И завершить наш урок я хочу пожеланием каждому из вас