Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе по теме «Упрощение выражений»»
Урок математики в 5 классе по теме «Упрощение выражений».
Цели урока: продолжить работу по формированию умения применять распределительное свойство умножения при упрощении выражений; совершенствовать вычислительные навыки учащихся; продолжить работу над текстовыми задачами и уравнениями. Развивать наблюдательность, память, интерес к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: карта Солнечной системы, карточки с примерами для самостоятельной работы.
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Сегодня будем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Сообщение темы урока, целей.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас с вами на уроке присутствует гости.
- Поэтому урок у нас будет тоже необычный: мы будем виртуально путешествовать по Солнечной системе. Что такое Солнечная система?
(Выслушиваются ответы детей: Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела. В ней 8 планет, мы посетим сегодня некоторые из них).
- Для того чтобы наше путешествие было удачным, нам нужно вспомнить какое свойство мы изучаем на протяжении нескольких уроков? (распределительное свойство умножения). Относительно каких действий? (сложения и вычитания).
- Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения. (Для того чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения).
- Распределительное свойство умножения относительно вычитания. (Для того чтобы умножить разность на число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.)
- А какое ещё свойство умножения мы с вами повторяли? (сочетательное: чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на 1 множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель).
- Ребята, а для чего мы изучаем распределительное свойство умножения? (для упрощения выражений). А где применяется упрощение выражений? (при решении примеров, уравнений и задач)
- Сегодня на уроке, путешествуя, мы будем совершенствовать умения упрощать выражения, продолжим работу над текстовыми задачами и уравнениями.
- Итак, в путь! А на какую же планету мы с вами отправимся? Ответ вы разгадаете, решив устно следующие примеры и заполнив таблицу.
ΙΙΙ.Закрепление изученного материала.
Устный счёт
Пример
Ответ
Буква
1.
91*6
546
Й
2.
89 * 37 – 79 * 37
370
Н
3.
50*9*2
900
К
4.
27 * 11
297
А
5.
25*27*4
2700
Р
6.
77 * 52 + 23 * 52
5200
М
7.
15*12
180
С
8.
2*44*5
440
И
9.
603 *7 + 603 * 93
60300
Т
10.
25*13*4
1300
Е
11.
59*8
472
У
5200
1300
2700
900
472
2700
440
546
м
е
р
к
у
р
и
й
Учитель.Название какой планеты зашифровано в данной таблице? (Меркурий).
Учитель. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит котлету!
Повёрнута к Солнцу одной стороной,
С другой – страшный холод и мертвый покой,
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы - вот наказанье!
Учитель. Ребята! Что вы узнали из стихотворения об этой планете?
(Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. На ней жарко. Названа в честь бога торговли. На ней нет атмосферы)
- Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро.
Давайте узнаем: сколько земных суток длится год на Меркурии? Для этого надо упростить выражение и найти его значение при а = 11:
11а – 4а + 11 =
( 7а + 11 = 7 * 11 + 11 =88)
Год на этой планете длится 88 земных суток. А у нас на Земле? (365)
- За быстроходность, за проворность, с которой Меркурий бегает по небу, древние римляне прозвали его небесным гонцом. Если мы вычислим устно частное 840 и 42, то узнаем, во сколько раз по объёму Меркурий меньше, чем Земля. (В 20 раз!)
- Продолжаем путешествие.Ни одна звезда, ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой. Своё название она получила в честь римской богини любви и красоты Венеры. По размерам эта планета равна Земле. А если мы решим уравнения и выберем наибольший корень, то узнаем, сколько земных суток длится год на Венере.
- Следующая планета, которую мы посетим, похожа на таинственный красный глаз – это? (Марс). Своё название она получила в честь древнеримского бога войны. Марс меньше Земли в 7 раз. Сутки у него по продолжительности такие же, как на Земле. На Марсе есть зима, весна, лето, осень. Поверхность Марса в настоящий момент исследуют два марсохода: Spirit(Спирит) и Opportunity(Оппортьюнити). Решив задачу, мы с вами узнаем, какова скорость марсохода.
Задача: Первую часть пути марсоход прошёл в 3 раза больше, чем он прошёл вторую часть пути. Каков путь марсохода на каждом участке, если всего он прошёл 160 м?
- О чём говорится в задаче?
- Что сказано про путь марсохода на 1 участке? На 2 участке?
- Каков весь путь, пройденный марсоходом?
1 - ?м, в 3 р. больше
2 - ?м
Всего – 160м
- Что обозначим за Х в задаче? Почему?
- А каков путь марсохода на 1 участке? Каков весь путь?
- Какое уравнение можно составить?
х+3х=160
4х=160
х=160:4
х=40
-Что мы принимали за х? (путь марсохода на 2 участке )
- Как найти путь марсохода на1 участке ?
40 * 3 = 120м/ч или 160 – 40 = 120м/ч
Ответ: 120 м/ч, 40м/ч.
- Всего же марсоход Оппортьюнити за время своей экспедиции проехал по поверхности Марса почти 628 м. А марсоход Spirit, который прибыл на Марс на три недели раньше, проехал около 707 метров.
Дальше и дальше летим мы от Солнца,
Юпитер нас встретит светом в оконце.
Юпитер – царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит –
Уж нрав его таков!
- Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Её масса превышает массу всех других планет, вместе взятых. Поэтому не случайно она названа в честь главного римского бога.
- Ребята, решив первое задание, вы узнаете, во сколько раз Юпитер по массе больше Земли, а решив второе – скольким земным годам равен год Юпитера.
1.Упрости выражение и найди его значение при у = 9
13у + 25 + 15у + 41 =
(28у + 66 = 28 * 9 + 66 = 252 + 66 = 318)
- Значит масса Юпитера в 318 раз больше массы Земли.
2. Решите уравнение:
5 * р * 20 = 1200
100*р = 1200
р= 1200:100
р=12
Ответ: 12
Значит, год на Юпитере равен 12 земным годам.
Зато сутки на Юпитере короткие – 10 часов: 5 часов – день и 5 часов - ночь. Представьте, что на Земле были бы такие короткие сутки. Встанешь, позавтракаешь, пойдешь в школу, поучишься, и уже ночь. А когда гулять, отдыхать? Но так как жизнь на Юпитере отсутствует, то и длительность суток не имеет значения.
-Продолжая путешествовать, мы можем увидеть в Солнечной системе планету украшенную кольцом - это Сатурн.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Если мы найдём закономерность, то узнаем очень интересный факт о кольце.
1966 1981 1996
(Каждое последующее число на 15 больше предыдущего.)
- Через каждые 15 лет кольцо исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, увеличивается и через 7-8 лет принимает наибольший размер.
- Ребята, вычислите, в каком году следующий раз исчезнет кольцо? ( В 2011 году).
Самые далёкие планеты Солнечной системы – Уран, Нептун, Плутон.
Здесь холодные миры,
Света нет и нет жары,
Вечные зима и ночь –
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
На Плутоне - колотун!
Без атмосферы, ко всему,
Жить невозможно никому!
- Ой, ребята, система корабля дала сбой!!! Нужно выбираться из вселенной паутины:
Самостоятельная работа.
Вариант I
Вариант II
Упростите выражения:
18m + 22m= 40m
c + 14c= 15c
4x + x= 5x
12y - 7y= 5y
25t - 13t= 12t
6x +5x + 2x + 7= 13x + 7
7 + 6y + y + 4= 7y + 11
12x + 12x - 6x= 18x
13y – 2y – y = 10y
3a – 3a + 8a= 8a
Упростите выражения:
25x + 15x= 40x
8m + m= 9m
z + 19z= 20z
12y - 3y= 9y
21a – 11a= 10a
7b + 8b + 3b + 9= 18b + 9
5 + 7x + x + 11= 8x + 16
9k + 9k – 4k= 14x
4y – 3y +2 y= 3y
8b + b – 9b= 0
Если ошибок нет, то вы МОЛОДЦЫ!
Если вы где-то ошиблись, впредь будьте внимательнее. И всё у вас получится!
Итог урока: Наше путешествие подходит к концу. Ребята, понравилось ли вам оно?
Что нового узнали о Солнечной системе, о планетах?
Какие свойства мы повторили сегодня на уроке? Где используются эти свойства?
Вы сегодня замечательно работали на уроке. Многое узнали о Солнечной системе. Тренировались в упрощении выражений, в решении уравнений и задач. (Оценки)