Тема: «Упрощение выражений»
5 класс, учебник Виленкина Н.Я.
Цели: развивать умение упрощать выражения, учить решать уравнения, в которых требуется найти два неизвестных числа, учить решать задачи способом составления уравнения, в которых требуется найти два неизвестных числа.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, презентация, дидактические материалы, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Вы не бойтесь, повернитесь,
Им легонько улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Я хочу начать сегодня наш урок словами великого русского писателя Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием свой мысли…». Итак, «включаем» свои мысли и начинаем урок.
II. Устный счет
Внимание на экран.
Упростите выражение – упрощаете выражение и называете какое свойство вы для этого применяете.
1)
Распределительно свойство умножение относительно сложения и вычитания
14х+6х
2)
3)
4)
5)
6)
6й пример вызовет затруднение у учащихся.
III. Формулировка темы и цели урока.
Итак, пять выражений вы упростили, а с 6ым не справились (если кто-то сразу догадался – похвалить и сказать, что большинство не справились).
Почему вы не смогли упростить последнее выражение (новое, мы такое не упрощали), вы хотите справиться с этим заданием (да). Тогда попытайтесь сформулировать тему нашего урока(тема – упрощение выражений) , а цель нашего урока.
Цели: 1) научиться упрощать новые выражения; 2) применять упрощении выражений при решении уравнений и задач, решаемых с помощью уравнений.
IV. Объяснение нового материала.
Откройте тетради и запишите число и тему урока (тема на доске). Обратимся к примеру, который у вас вызвал затруднение. Запишите его в тетрадь.
4t+2t+3 (учитель записывает на доске)
Прочитайте выражение (сумма выражений 4t, 2t и числа 3), назовите слагаемые этой суммы (4t, 2t, 3).
Какие из них можно объединить по какому-то признаку? (4t и 2t, т.к. у них одинаковая буква). Совершенно верно! Эти слагаемые содержат одинаковую букву, поэтому их называют подобными. Для удобства упрощения подобные слагаемые можно подчеркнуть.
4t+2t+3=6t+3
Что можно сделать с подчеркнутыми слагаемыми (применить распеделительное свойство умножения относительно сложения), можно еще что-нибудь сделать с этим выражением? (нет). Объясните, какую ошибку можно допустить.
V. Закрепление.
А теперь вы сами упростите следующие выражения: (задания на доске 2 ученика закрытые)
1) 9a-5a+17=4a+17
2) 5x+10+7x+3=12x+13
А теперь, ребята, выясним как вы подружились с подобными слагаемыми.
VI. Графический диктант.
Да ^ Нет -
- x+3x+5x=9x
- 10y+2y+3=12y+3
- 5a+6a+7=18a
- 6b-4b+5=10b+5
- 3c+2+6c+5=9c+7
^^--^
Обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы соседа, пользуясь готовыми ответами.
Кто выполнил задание без ошибок? Поднимите руку.
А кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе оценку по количеству «+».
VII. Закрепление материала.
Где мы можем применять упрощение выражений? (при решении уравнений)
Решаем №574 (а, б*)
а) 3х+7х+18=178
Вызвать по желанию одного ученика. Какое это уравнение? (сложное)
Что неизвестно? (?)
Что можно сделать с левой частью? (упростить)
10х+18=178
10х=178-18
10х=160
х=160:10
х=16
Ответ:16
Учитель ходит по классу и смотрит за выполнением.
б)* Если кто-то успел решить два уравнения, отметить это. (оценку)
б) 6y-2y+25=65
4y+25=65
4y=65-25
4y=40
y=40:4
y=10
Ответ: 10
Молодцы, ребята! А теперь давайте применим знания на практике: решим задачу.
Внимание на экран. Читаем условия задачи. О чем говорится в задаче? (о домах на улице). Что сказано о домах, расположенных на левой стороне улицы (на правой)? Что еще известно? (построили 12) Сколько всего домов? (99). Прочитайте вопрос (два неизвестных числа).
Повесить памятку.
Запомни!
Обозначай за х то, что требуется найти.
Если в задаче несколько неизвестных, обозначай за х то, что меньше.
Что следует обозначать за х в этой задаче? Почему? Давайте решим задачу. Пишем:
Левая х домов
Правая 2х домов
Построили 12 домов
Стало (х+2х+12) домов
99 домов
Составим и решим уравнение.
х+2х+12=99
Закончите решение задачи самостоятельно.
3х+12=99
3х=99-12
3х=87
х=29
Значит, 29 домов было на левой стороне улицы, а на правой 1) 29*2=58 (домов).
Ответ: 29 домов, 58 домов.
Проверить решение на слайде (дети самостоятельно)
Кто верно решил задачу?
VII. Рефлексия.
А теперь ребята давайте подведем итоги нашего урока.
Попробуйте закончить фразы:
Сегодня на уроке я научился… (упрощать новые выражения, содержащие подобные слагаемые, решать уравнения, в которых нужно упростить выражения)
Теперь я могу
Мне было трудно
Мне было интересно
Мне захотелось… (придумать задачу или пример)
VIII. Домашнее задание.
А теперь запишите домашнее задание: №573, 574 (в,г), придумать задачу по данной теме и оформить с рисунками на листе А4, решение приложить на отдельном листе.