| 2. Определим тему урока. Отгадайте загадку. Отгадкой будет многозначное слово. -Я её выбиваю сказал , -барабанщик. -Я её покупаю в магазине, -сказал охотник. -Я её вычисляю, -сказал математик. Что это за слово? (Дробь) -Барабанщик выбивает барабанную...дробь. Охотник покупает дроби для патронов. Это металлические шарики. -А что представляет собой дробь в математике, нам предстоит узнать сегодня на уроке. Тема урока: Доли и дроби. Цель урока: узнать, что такое доли и дроби, учиться читать и писать дроби, сравнивать дроби между собой. 3. Деление «пиццы» на доли. -А сейчас я попробую отгадать какой у вас самый любимый праздник. Если я отгадаю, похлопайте. Я думаю, что день рождения. В январе мы отмечали день рождения у троих одноклассников. Помашите рукой Артём, Женя Сагдеев, Серёжа и в декабре у Марии. Разыграем ситуацию : день рождения. Мама испекла вкусную пиццу. Артём пригласил двух своих друзей-шахматистов-Диму и Мишу. К Серёже пришли трое , к Жене -4, к Марии -пятеро одноклассников. Надо поровну разделить пиццу .При этом сами именинники тоже хотят пиццу. Вот такая задача. -Будем использовать демонстрационный материал. Из коробки выбирайте круг, который подходит для вашей группы. Используйте ножницы. Соблюдайте осторожность при работе с ножницами. -Какая группа готова, покажите на доске, как получилось. 4. Доли. Дроби. Названия частей дроби -Какие части получились? (Равные части) -Равные части целого называются доли. Берём одну долю из трёх. Обозначается эта доля так с помощью дроби: 1/3(одна третья) -Обозначим остальные доли …. 1/4, 1/5, 1/6 -Для записи долей используются дроби. Слово дробь пришло в русский язык в 5 веке и обозначает «дробить». -Число под чертой называется знаменатель. Число над чертой - числительное -Догадались, что означает знаменатель? (на сколько частей разделили целое. Число над чертой обозначает? (сколько взяли.) - -Какая доля самая большая, самая маленькая? Можно даже накладывать друг на друга. Запишем 1/3 больше 1/6. (Мелом написать знак больше) -Обратите внимание: числители одинаковые, а знаменатели... (разные). Знаменатель 3 меньше, чем знаменатель 6 . Но при этом дробь 1/3 больше , чем 1/6. -Расположим дроби в порядке убывания. 1/3, ¼, 1/5, 1/6 -Числители одинаковые, а знаменатели разные. -Больше та дробь, у которой… меньше знаменатель 6. Записать дроби -Надо записать дроби для обозначения закрашенной части фигур. Возьмите карточку с заданием для индивидуального выполнения. -Сверяемся по экрану. Получились дроби . Дробью называют одну или несколько долей целого. 7.Сравнение дробей с одинаковыми числителями. А) (На экране 2 круга с закрашенными долями. Рядом с кругами квадратик , где появляются дроби) -Какая часть круга закрашена на 1 круге? (¾) На 2 круге? (3/8) -Что видим на картинке? -Закрашенная часть на 1 круге больше, чем закрашенная часть на 2 круге. Значит , дробь 3/4 больше , чем дробь 3/8. -Обратите внимание на числители и знаменатели. Числители одинаковые, а знаменатели разные. Причём 4меньше 8. Однако дробь ¾ больше дроби 3/8. Готовы делать вывод? -Если числители одинаковые, то дробь больше та , где меньше знаменатель. -Какие дроби сравнивали? ( С одинаковыми числителями). Какая дробь будет больше ? ( Где знаменатель меньше) Б) -Сравнение дробей в группе -Сможете теперь без картинки используя это правило сравнивать дроби с одинаковыми числителями? -Запишите дроби 5/ 7 и 5/9.Сравните. Объясните. Запишите 8/12 и 8/10. Сравните и объясните. 8.Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями -А как сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями? Чтобы это выяснить, выполним задание. Задание: Какая часть фигуры закрашена, какая часть фигуры не закрашена? (В квадратиках группы записываю дроби, сверяются я по экрану.) 5/8 и 3/8 Какая часть больше? Видно по картинке. 5/8 больше, чем 3/8. (Ставят знак между дробями) Сравниваем числа в дроби Знаменатели одинаковые, Значит, будем сравнивать дроби по их числителям. 5 больше 3. и дробь 5/8 больше 3/8. Также сравниваем на 2 рисунке. Сформулируем вывод. Вывод сделать помогли рисунки. Теперь можем сравнить дроби, используя только это правило. -Запишите дроби для сравнения 4/8 и 6/8. Сравните и объясните. -Мы узнали способ как сравнивать дроби без картинки. В конце урока будет небольшая самостоятельна работа на сравнение дробей. 9. Работа в парах Задание на экране и на карточках. -Какая часть фигуры закрашена в красный цвет? В зелёный цвет? В жёлтый цвет? -Расположите дроби в порядке возрастания.(1/8, 3/8, 4/8) -Какое правило использовали (Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями) 10.Задание « Закрась доли» -Вспомните, что обозначает знаменатель в дроби? (На сколько разделили целое) Числитель? (Сколько взяли) Это поможет вам выполнить задание «Закрась доли». 11.Занимательная задача. У Маши 1 целое яблоко, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у Маши яблок? Ответ : 3 яблока 12.Рефлексия -Какую цель ставили? Достигли цели? -Что такое дробь? Какие в ней составные части? Что показывает числитель? Знаменатель? Как сравнивать дроби с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями? | Отгадывают слово с помощью учителя. Определяют тему урока, цель урока с помощью учителя Хлопают, у кого любимый праздник -день рождения. Поднимают руку именинники Разыгрывает с детьми ситуацию о дне рождения. Дети находят нужный круг, разрезают на доли. Именинник с товарищем выходит к доске со своей «пиццей» и прикрепляет на магнитной доске разрезанный на части круг. Даётся понятие «доли». Обозначают доли с помощью дробей. Знакомятся с названием части дроби(числитель, знаменатель).Узнают ,что обозначают числитель и знаменатель. На доске магнитной накладывает учитель доли друг на друга . Помогают учителю расположить дроби в порядка убывания Ученики записывают дроби к закрашенным частям фигур: 1/3, 2/6, 4/8, 3/5. Сверяют работу по экрану Вывешивается карточка Дробь-это одна или несколько долей целого. Диалог с учителем. Отвечают на вопросы. Вывод формулируют с помощью учителя. Потом его читают на экране. Пишут на планшете в группе дроби, сравнивают. Один из группы выходит и объясняет. Работают в группе. Записывают дроби в квадратиках, ставят знаки между ними. Проверяют по экрану. Формулируют вывод вместе с учителем, читают по экрану. В группе записывают дроби на планшете, сравнивают. Один из группы выходит и объясняет. В парах выполняют задание. Показывают готовность поднятыми руками в паре . С Сверяются по экрану. Ставят + . Сверяются по экрану Правила работы в группе 1.В группе должен быть ответственный 2.Работать должен каждый на общий результат 3.Один говорит, другие слушают 4.Своё несогласие высказывай вежливо |