kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 4 классе "Доли и дроби"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Доли и дроби". Дано понятие о долях и дробях. Сравнение добей с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями. Даня задания дл индивидуальной, парной и групповой работах на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 4 классе "Доли и дроби"»

Технологическая карта урока
Класс – 4
Предмет – математика

Тема урока – «Доли и дроби»

Тип урока – Открытие новых знаний

Цель урока: формирование у обучающихся первичного представления о том, что такое доли и дроби, как правильно записывать и читать дроби, развитие умения сравнивать дроби, также воспитание уважительного отношения к иному мнению в процессе организации совместной работы.

Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

  • обучающие

  • формировать представления обучающихся о том, что такое доли и дроби, умение правильно записывать и читать дроби

  • формировать соотносить дроби с графическим изображением, а также сравнивать дроби между собой;

  • развивающие

  • учить осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать целое от его части;

  • развивать умение доносить свою мысль до окружающих, владея приемами диалогической речи;

  • воспитательные

  • воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, посредством включения в парную работу;

  • воспитывать познавательный интерес к предмету математики, потребность в получении нового знания;

Оборудование: компьютер с проектором, демонстрационный материал «Части целого. Простые дроби», карточки для работы групп, ножницы, цветные карандаши, планшеты для групповой работы

Технологическая карта урока

Этап фрагмента урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Организационно-мотивационный

1. Ребята , у нас сегодня гости. Поздороваемся с гостями:

-Здравствуйте.

-А теперь выпрямили спинки,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Начинаем урок математики.

И девизом нашего урока станут слова:

Тот, кто хочет много знать – должен сам все постигать!


-Приветствуют гостей, улыбаются друг другу, читают хором девиз урока

Определение темы урока

Постановка учебной задачи

2. Определим тему урока.

Отгадайте загадку. Отгадкой будет многозначное слово.

-Я её выбиваю сказал , -барабанщик.

-Я её покупаю в магазине, -сказал охотник.

-Я её вычисляю, -сказал математик.

Что это за слово? (Дробь)

-Барабанщик выбивает барабанную...дробь. Охотник покупает дроби для патронов. Это металлические шарики.

-А что представляет собой дробь в математике, нам предстоит узнать сегодня на уроке.


Тема урока: Доли и дроби.

Цель урока: узнать, что такое доли и дроби, учиться читать и писать дроби, сравнивать дроби между собой.


3. Деление «пиццы» на доли.

-А сейчас я попробую отгадать

какой у вас самый любимый праздник. Если я отгадаю, похлопайте.

Я думаю, что день рождения.

В январе мы отмечали день рождения у троих одноклассников. Помашите рукой Артём, Женя Сагдеев, Серёжа и в декабре у Марии.

Разыграем ситуацию : день рождения. Мама испекла вкусную пиццу.

Артём пригласил двух своих друзей-шахматистов-Диму и Мишу.

К Серёже пришли трое , к Жене -4, к Марии -пятеро одноклассников. Надо поровну разделить пиццу .При этом сами именинники тоже хотят пиццу. Вот такая задача.


-Будем использовать демонстрационный материал. Из коробки выбирайте круг, который подходит для вашей группы.

Используйте ножницы. Соблюдайте осторожность при работе с ножницами.

-Какая группа готова, покажите на доске, как получилось.


4. Доли. Дроби. Названия частей дроби

-Какие части получились? (Равные части)

-Равные части целого называются доли. Берём одну долю из трёх. Обозначается эта доля так с помощью дроби: 1/3(одна третья)

-Обозначим остальные доли …. 1/4, 1/5, 1/6

-Для записи долей используются дроби. Слово дробь пришло в русский язык в 5 веке и обозначает «дробить».

-Число под чертой называется знаменатель. Число над чертой - числительное

-Догадались, что означает знаменатель? (на сколько частей разделили целое. Число над чертой обозначает? (сколько взяли.)

- -Какая доля самая большая, самая маленькая? Можно даже накладывать друг на друга. Запишем 1/3 больше 1/6. (Мелом написать знак больше)

-Обратите внимание: числители одинаковые, а знаменатели... (разные).

Знаменатель 3 меньше, чем знаменатель 6 . Но при этом дробь 1/3 больше , чем 1/6.

-Расположим дроби в порядке убывания.

1/3, ¼, 1/5, 1/6

-Числители одинаковые, а знаменатели разные.

-Больше та дробь, у которой… меньше знаменатель


6. Записать дроби

-Надо записать дроби для обозначения закрашенной части фигур. Возьмите карточку с заданием для индивидуального выполнения.

-Сверяемся по экрану.

Получились дроби .

Дробью называют одну или несколько долей целого.


7.Сравнение дробей с одинаковыми числителями.

А) (На экране 2 круга с закрашенными долями. Рядом с кругами квадратик , где появляются дроби)

-Какая часть круга закрашена на 1 круге? (¾) На 2 круге? (3/8)

-Что видим на картинке?

-Закрашенная часть на 1 круге больше, чем закрашенная часть на 2 круге. Значит , дробь 3/4 больше , чем дробь 3/8.

-Обратите внимание на числители и знаменатели. Числители одинаковые, а знаменатели разные. Причём 4меньше 8. Однако дробь ¾ больше дроби 3/8.

Готовы делать вывод?

-Если числители одинаковые, то дробь больше та , где меньше знаменатель.

-Какие дроби сравнивали? ( С одинаковыми числителями). Какая дробь будет больше ? ( Где знаменатель меньше)

Б) -Сравнение дробей в группе

-Сможете теперь без картинки используя это правило сравнивать дроби с одинаковыми числителями?

-Запишите дроби 5/ 7 и 5/9.Сравните. Объясните.

Запишите 8/12 и 8/10. Сравните и объясните.


8.Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

-А как сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями?

Чтобы это выяснить, выполним задание.

Задание: Какая часть фигуры закрашена, какая часть фигуры не закрашена? (В квадратиках группы записываю дроби, сверяются я по экрану.)

5/8 и 3/8

Какая часть больше? Видно по картинке. 5/8 больше, чем 3/8. (Ставят знак между дробями)

Сравниваем числа в дроби Знаменатели одинаковые, Значит, будем сравнивать дроби по их числителям. 5 больше 3. и дробь 5/8 больше 3/8.

Также сравниваем на 2 рисунке.

Сформулируем вывод.


Вывод сделать помогли рисунки. Теперь можем сравнить дроби, используя только это правило.

-Запишите дроби для сравнения 4/8 и 6/8. Сравните и объясните.


-Мы узнали способ как сравнивать дроби без картинки. В конце урока будет небольшая самостоятельна работа на сравнение дробей.


9. Работа в парах

Задание на экране и на карточках.

-Какая часть фигуры закрашена в красный цвет? В зелёный цвет? В жёлтый цвет?

-Расположите дроби в порядке возрастания.(1/8, 3/8, 4/8)

-Какое правило использовали (Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями)


10.Задание « Закрась доли»

-Вспомните, что обозначает знаменатель в дроби? (На сколько разделили целое) Числитель? (Сколько взяли)

Это поможет вам выполнить задание «Закрась доли».


11.Занимательная задача.

У Маши 1 целое яблоко, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у Маши яблок?

Ответ : 3 яблока


12.Рефлексия

-Какую цель ставили? Достигли цели?

-Что такое дробь? Какие в ней составные части? Что показывает числитель? Знаменатель? Как сравнивать дроби с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями?





Отгадывают слово с помощью учителя.






Определяют тему урока, цель урока с помощью учителя


Хлопают, у кого любимый праздник -день рождения.

Поднимают руку именинники

Разыгрывает с детьми ситуацию о дне рождения.



Дети находят нужный круг, разрезают на доли.

Именинник с товарищем выходит к доске со своей «пиццей» и прикрепляет на магнитной доске разрезанный на части круг.


Даётся понятие «доли».

Обозначают доли с помощью дробей.

Знакомятся с названием части дроби(числитель, знаменатель).Узнают ,что обозначают числитель и знаменатель.


На доске магнитной накладывает учитель доли друг на друга .



Помогают учителю расположить дроби в порядка убывания



Ученики записывают дроби к закрашенным частям фигур: 1/3, 2/6, 4/8, 3/5. Сверяют работу по экрану

Вывешивается карточка

Дробь-это одна или несколько долей целого.


Диалог с учителем. Отвечают на вопросы.




Вывод формулируют с помощью учителя.

Потом его читают на экране.





Пишут на планшете в группе дроби, сравнивают.

Один из группы выходит и объясняет.





Работают в группе.

Записывают дроби в квадратиках, ставят знаки между ними.

Проверяют по экрану.

Формулируют вывод вместе с учителем, читают по экрану.


В группе записывают дроби на планшете, сравнивают.

Один из группы выходит и объясняет.






В парах выполняют задание. Показывают готовность поднятыми руками в паре . С Сверяются по экрану. Ставят + .



Сверяются по экрану


Правила работы в группе

1.В группе должен быть ответственный

2.Работать должен каждый на общий результат

3.Один говорит, другие слушают

4.Своё несогласие высказывай вежливо





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок математики в 4 классе "Доли и дроби"

Автор: Михайлова Полина Семеновна

Дата: 24.12.2025

Номер свидетельства: 679725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "148395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419688943"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(121) "priezientatsiia-k-uroku-matiematiki-v-5-klassie-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "148402"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419691079"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по теме: "Доли. Обыкновенная дробь.""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokapotiemiedoliobyknoviennaiadrob"
    ["file_id"] => string(6) "267778"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450456216"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "262201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292625"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "262202"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства