Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе "Деление суммы на число"»
Дворецкая Елена Валентиновна,
МБОУ «СШ № 30 имени С.А .Железнова»
Учитель начальных
Предмет: Математика
Программа обучения: УМК «Школа России»
Класс: 3
Раздел: Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление.
Тема: Деление суммы на число
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
Образовательная: формировать умение различать собственное знание и незнание на примере деления суммы на число; способствовать овладению способом деления суммы на число; закрепить умение находить текстовую задачу, актуализировать умение находить значение выражения
Развивающая: развивать логическое мышление, развивать математическую речь учащихся; внимание, память, умение делать обобщающие выводы
Воспитательная: воспитывать интерес к умственному труду, воспитывать стремление использовать математические знания в повседневной жизни
Планируемые результаты:
Предметные: знать собственное знание и незнание на примере деления суммы на число; способствовать овладению способом деления суммы на число; закрепить умение находить текстовую задачу, актуализировать умение находить значение выражения
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение анализировать объекты с целью выделения признаков;
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и форме; умение слушать собеседник и вести учебный диалог
Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Личностные: ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов
Оборудование: учебник по математике, презентация, раздаточный материал
Психолого – дидактический анализ:
Предмет усвоения: понятие «деление суммы на число», текстовая задача
Термин: делимое, делитель, частное
Родовое отношение: представить в виде суммы на число
Видовой признак: делимое представлено в виде суммы двух слагаемых
Средства усвоения: понятие «делимое», «делитель», «частное»,
Этап усвоения: восприятие, осмысление
Ход урока
I ЭУ. Мотивационный этап (организационный)
ОДЗ: создание положительного эмоционального фона на уроке
УЗУ: Организовать учащихся к работе на уроке
У: Вот звенит уже звонок
К нам приходит в класс урок,
Пришло время вычислять.
На вопросы отвечать
Слушать, думать и смекать.
Все готовы к уроку? Встаньте правильно. Я желаю вам хорошего настроения. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа
II ЭУ.Актуализация знаний и умений, составляющих способ усвоения нового материала
ОДЗ: актуализировать знание и способы деятельности для открытия «нового» знания.
ВР: Фронтальная работа
УЗУ: Актуализировать умения находить значения выражения, актуализировать знания учащихся таблицы умножения, актуализировать знания о математических знаках +, -,: *, формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
УЗу: Сейчас мы будем считать устно
ПЗ: Для этого я буду зачитывать вам задания. Для выполнения задания нужно приготовить карточки с числами
ОД: Давать ответы нужно быстро, показываем самостоятельно, ни у кого не подглядываем
Содержание:
О
Т
К
Р
Ы
Т
И
Е
8
60
2
5
16
60
4
18
О – 24 : 3 Т – 10 · 6
Р – 35 : 7 Е – 2 · 9
Т – 30 · 2 Ы – 2 · 8
И – 12 : 3 К – 12 : 6
У: Какое слово у вас получилось?
Д: Открытие
У: Да, сегодня на уроке мы не только закрепим то, что уже знаем, но и сделаем для себя важное математическое открытие, которое нам пригодится в дальнейшем изучении математики. Пусть вам сопутствует успех в работе! (3 слайд)
У: А сейчас выполним упражнения устно: (4 слайд)
Назвать число, которое больше 6 в 9 раз.
Увеличить число 7 на 4.
Увеличить число 7 в 4 раза.
Найдите множители, если произведение 48.
Число 9 меньше задуманного числа в 6 раз. Чему равно задуманное число?
У: Какие законы математики вы применяли?
У: А теперь решим задачу.
Речь в задаче пойдет о профессиях. Какие профессии вы знаете?
У: Знаете ли вы, кто такой переводчик?
Д: Переводчик – человек, который переводит литературные произведения, научные статьи с одного языка на другой.
В первый день переводчица перевела 8 страниц, во второй в 3 раза больше. Сколько страниц перевела она во второй день?
У: Измените вопрос, чтобы задача решалась в два действия.
Д: Сколько всего страниц она перевела?
Д: На сколько больше (меньше) страниц она перевела во второй день, чем в первый?
Д: Во сколько раз больше (меньше) перевела?
У: В мире есть много разных профессий. Но кем бы вы, ни стали, вам пригодятся знания, полученные на уроках в школе. Поэтому вы должны быть внимательными, старательными и настойчивыми в приобретении знаний.
У: А сейчас вам предоставляется возможность применить полученные знания и выполнить самостоятельную работу по уровням
12 · 5 16 · 5
11 · 6 12 · 7
24 · 3 25 · 3
Проверка:
– Назовите выражения с «круглыми» ответами?
– Назовите выражения, в которых количество десятков и единиц одинаковое?
– Какой ответ в последнем выражении?
– Какое правило вы использовали при решении выражений?
– Как умножить сумму на число? Какие способы вычислений вы знаете?
3 · 5 7 · 4 2 · 6
8 · 9 3 · 7 9 · 4
12 : 6 81 : 9 21 : 3
III ЭУ.Формулировка темы и основных целей урока
ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока, создать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность
ВР: Фронтальная работа
УЗУ: Формировать умение самостоятельно формулировать тему и основные цели урока
УЗу: Сейчас мы сформулируем тему и цели нашего урока.
ПЗ: Для этого я вам предлагаю вам посмотреть на доску
Содержание:
А теперь попробуйте прочитать и решить это выражение: (6+4):2
– Как, по вашему мнению, можно найти значение этого выражения? (учащиеся предлагают разные варианты).
- Сравните ответы, полученные в обоих случаях.
- Можно ли между решениями поставить знак равно?
– Многие из вас проявили смекалку и применили полученные знания к решению выражения нового вида. Это материал сегодняшнего урока.
- С каким свойством мы сегодня познакомились?
– Итак, тема урока… (8 слайд)
(тему формулируют учащиеся).
– Наша задача сегодня на уроке – научиться выполнять деление суммы на число разными способами.
–Как разделить сумму на число? (выводы делают учащиеся). (9 слайд)
–Убедимся в правильности нашего вывода (правило на слайде).
Физминутка
IV ЭУ.Организация деятельности учащихся по усвоению нового материала
ОДЗ: организовать деятельность учащихся по усвоению нового материала
1 ВР: Фронтальная работа
УЗУ: Формировать понятие деление суммы на число, формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков
УЗу: Сейчас мы с вами разберемся, что значит выполнить деление суммы на число
ПЗ: Для этого внимательно посмотрите на слайд. Сегодня в страну математика с нами отправились Саша и Катя. Посмотрите на задания, которые они выполняли.
Содержание: стр. 13 Объяснение по учебнику.
У: Используя новое правило, найдем значения выражений упражнения (10-11 слайды)
Стр.13 №1, №2 стр.14. С устным объяснением.
У: Любую ли сумму можно делить на число, используя это свойство?
Д: Необходимо, чтобы оба слагаемых делились на это число.
У: Молодцы!
У: А теперь, решим задачу стр. 13 № 2
У: Прочитайте задачу.
У: О какой величине говорится в задаче?
Д: О длине.
У: Как удобнее записывать задачу кратко?
Д: С помощью таблицы.
У: Сколько в ней будет столбцов? Сколько строчек?
У: Что такое 15 м?
Д: Расход ткани первой закройщицы
У: Что такое 12 м?
Д: Расход ткани второй закройщицы
У: Что такое 3 м?
Д: Расход ткани на одно платье
У: Как назовем второй столбец?
Д: Количество платьев
У: Какими способами можно узнать, сколько платьев скроили?
Д: Можно вычислить, сколько всего ткани было у обеих закройщиц (15+12), и результат разделить на 3. А можно вычислить, сколько платьев скроила каждая закройщица, и полученный результат сложить.
У: Запишите решение. (Ученик у доски)
У: Кто знает, как решить задачу другим способом?
У: Какое свойство использовали?
У: Как разделить сумму на число?
У: Запишите решение задачи двумя способами.
ОК: Вот вы и сделали важное математическое открытие.
ОР: Вы молодцы, вы хорошо поработали, давайте отдохнем
Физминутка
V ЭУ:Закрепление изученного материала
ОДЗ: Закрепить знания и умения детей по усвоению новой темы
1 ВР: Фронтальная работа
УЗУ: Закрепить у учащихся умение выполнять деление суммы на число; формировать умение контролировать свой процесс и результат своей деятельности
УЗу: Сейчас мы посмотрим, как вы умеете выполнять задание с комментированием и устно
Содержание: № 3, стр. 13 (устное выполнение); № 4, стр. 13 (коллективное выполнение с комментированием)
2 ВР: самостоятельная работа
УЗУ: закрепить умение выполнять деление суммы на число; формировать умение контролировать свой процесс и результат своей деятельности
УЗу: Нас ждет интересное задание – работа с тестами. Навык работы с тестами вам потребуется при сдаче выпускных экзаменов в школе.
ПЗ: Ребята выполняем задание по карточке (тест)
ОД: Работать будете самостоятельно
Содержание:
1. Как представить число 56 в виде произведения двух множителей?
а) 7·8 б)7·6 в)7·7
2. Найди число, которое делится на 8:
а) 21 б) 48 в)36
3. Какое число надо вставить в «окошко», чтобы равенство стало верным: 72: = 9?
а) 7 б)9 в) 8
4. Какое выражение равно 8?
а) 32:4 б) 42:6 в) 36:4
5. Найди пару чисел, произведение которых равно 54:
а) 8 и 7 б)7 и 4 в) 9 и 6
6. На сколько надо разделить 63, чтобы получить 7?
а) на 8 б) на 9 в) на 7
7. Сравните: 36:4 и 81:9
а) б)
ОК: У кого получились такие ответы, с тестами справились правильно.
ОД: Молодцы!
VI ЭУ.Организация контрольно – оценочной деятельности
ОДЗ: Придать уроку логическую завершенность
ВР: Беседа
УЗУ: Придать уроку логическую завершенность
УЗу: Итак, подведем итог нашего сегодняшнего урока
ПЗ: Давайте побеседуем
Содержание:
У: Какое новое открытие вы сегодня сделали?
У: Покажите, используя веер цифр, под каким номером находится верная запись.
1. (8 + 6) : 2 = 8 + 6 : 2
2. (8 + 6) : 2 = 8 : 2 + 6 : 2
3. (8 + 6) : 2 = 8 : 2 + 6
Благодарю вас за активную работу. Сегодня на уроке вам не раз приходили на помощь сообразительность, смекалка, знания, успех. Удачи вам! Помните, что учиться всегда пригодится.