- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами;
- понимать задаваемые вопросы и выражать свою точку зрения (формирование речи).
Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование:
-учебник «Математика. 1 класс», ч.1 (авт. М. И. Моро ), изд. «Просвещение», 2010;
-раздаточный материал (полоски бумаги в конверте, геометрические фигуры на доске).
I Организационный момент
- Ребята, все вы знаете: «Если есть труд – значит, есть и успех.»
II Актуализация знаний
Формируемые УУД:
Познавательные: характеристика объекта на основе анализа и сравнения объектов.
Коммуникативные: формирование речи
-Посмотрите на доску. Что вы видите? (Геометрические фигуры.)
-Закройте глаза. (Учитель меняет расположение фигур на доске.)
- А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Ответы детей)
-Жёлтый круг заменили на зелёный. Синюю и красную фигуры поменяли местами. Размер изменился – квадрат стал меньше.
-А я заметил, что здесь есть лишняя фигура – это круг, потому что у круга нет углов, а у других фигур есть.
- А мне кажется, что лишней фигурой может быть квадрат, потому что он маленький, а остальные фигуры большие.
-А мне кажется, что можно убрать либо треугольник, либо квадрат, потому что два красных цвета и т.п.
- Хорошо! Это здорово, что вы нашли много различий в фигурах и их расположении.
- А какое умение помогло выполнить это задание? (Умение наблюдать, умение быть внимательными, умение рассуждать, умение сравнивать и делать вывод)
- По каким признакам мы сравнивали фигуры? (По цвету, по форме, по размеру.)
-А какие знаки мы используем в математике, когда сравниваем? (
-Вы хотите узнать новые свойства предметов, по которым их можно сравнивать с помощью этих знаков? (Хотим.)
-Такие свойства предметов называются величинами.
(На доске появляется слово величина)
- Является ли величиной название предметов, например, стол, доска, дверь? (нет.)
- Так что же мы должны выяснить на уроке? (Мы должны выяснить, что является величиной.)
- Возьмите конверт. Что в нём? (Полоски разных цветов.)
- Предложите задание с этими полосками. (Можно построить треугольник, можно сравнить и т.п.)
- Сравните полоски. Что можете сказать о них? (Высказывания детей.)
- Как сравнивали полоски? (Что именно сравнивали?) (Сравнивали длину полосок.)
- Является ли длина полосок величиной? (Да длина – это величина, потому что мы можем сравнить длину и сказать, какая полоска больше (длиннее), а какая меньше (короче).
-Мы знакомимся с величиной – длина.
(На доске появляется слово длина)
- Какие ещё предметы можно сравнить по длине? (карандаши, книгу и тетрадь, рост, стопа и т.п.)
- Сравните свои ладошки по длине.
Выданы на парты полоски бумаги разной длины и мерки (дети работают в парах).
-Вернёмся к полоскам бумаги.
-Какие они? (с деление и без)
-А ещё какие? (разные по цвету)
-Что мы можем с ними сделать? (наложить друг на друга - сравнивать, измерять)
-Как измерить? (надо приложить мерку жёлтого цвета к началу полоски, считаю количество мерок, называю ответ) (аналогично измеряют полоску меркой другого цвета)
-Сравните, измерьте.
Дети измеряют полоски мерками- вывод: мерки разные- ответы разные.
-Почему получились разные ответы?
Возникновение проблемной ситуации
-Если нам необходимо отрезать полоску определённой длины, как поступить? (выслушиваем варианты ответов детей)
III Постановка учебной задачи
Цель этапа: вовлечение обучающихся в постановку темы и цели урока
Формируемые УУД:
Познавательные: умение осуществлять анализ.
Регулятивные: умение формировать учебную задачу.
Коммуникативные: формировать речь в высказываниях.
-Почему нам не удалось прийти к единому мнению?
-Люди договорились использовать единую мерку-сантиметр. Как вы думаете, чему будем учиться на уроке сегодня? (узнаем о новой единой мерке – см, будем учиться измерять предметы при помощи см.)
IV. Открытие нового знания
Цель этапа: создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока
-Сравним наши предположения с темой урока в учебнике на стр.66.
-Рассмотрите иллюстрацию вверху страницы на клетчатой основе, 1 сантиметр-это две тетрадные клетки. (на доске запись) (рассматривают)
-Посчитаем сколько см красный отрезок? Зелёный отрезок? Синий? Оранжевый отрезок? (дети отвечают).
-Обратите внимание на отрезки под верхней клетчатой иллюстрацией, какова длина красного отрезка, кто сможет сразу назвать? Зелёного?
-Какой инструмент поможет нам в измерении предметов? (линейка)
-Рассмотрите линейку. Что вы на ней видите? (деления и цифры)
(Учитель показывает отрезок длиной 1 см на линейке)
-Как измерить полоску с помощью линейки? (ответы детей)
Составляем алгоритм работы с линейкой
-Возьмите в руки линейку и положите её вдоль под отрезком.
-Приложите начало линейки к началу отрезка, посмотрите с каким числом совпал конец линейки? Назовите число.
-Почему длина отрезка получилась разная? (прикладывали не верно).
-Следовательно, есть определённое правило измерения длин отрезков с помощью линейки. Выводим алгоритм
1Положите линейку вдоль отрезка.
2.Найдите на линейке цифру ноль (может не совпадать с началом линейки)
3.Приложить ноль на линейке к началу отрезка.
4.Посмотрите с каким числом совпал конец линейки. (дети называют число)
5.Назовите длину отрезка.
V. Первичное закрепление.
Цель этапа. Создание условий для применения на практике новых знаний.
-Измерьте при помощи линейки полоску бумаги.
-Назовите длину синего отрезка и синего карандаша на странице учебника (по середине)
VI. Включение в систему знаний.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. (самооценка и самоконтроль)
-Измерьте длину отвёртки и шурупа на полях страницы 66. (работают в парах)
VII. Рефлексия.
Цель этапа. Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии.
Формирование УУД:
Познавательные: ориентирование в системе знаний.
Подведём итог.
– Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)
-Какой новый способ открыли на уроке? (составили алгоритм измерения длины отрезка с помощью линейки)
– Где в жизни могут пригодиться знания единиц длины?