kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей". В разработке рассматривается прием сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"»

Урок математики 5 класс

Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Учитель математики: Л.В.Бухарова,

МАОУ гимназия №49 города Тюмени

Тема

Опорные или имеющиеся средства у учащихся

Новые средства, которые осваивают дети

Типичные ошибки, которые допускают дети после прохождения темы

Типы домашних заданий

Типы диагностических заданий

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Информационно-ознакомительный

(слышали, могут повторить)

1.Понятие обыкновенной дроби (числитель, знаменатель)

2.Что показывает числитель и что показывает знаменатель дроби

3.Основное свойство дроби

3.Что значит сократить дробь

4. Правильные и неправильные дроби

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Складывают и числители и знаменатели


1.Тестовый контроль

2.Соотнести выражение ответ

3. Расставить дроби в порядке убывания или возрастания

Операционально -деятельностный

(могут делать)

1.Записать обыкновенную дробь

2.Сравнить дроби с одинаковыми числителями или знаменателями

3. Сократить дробь

Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями

Арифметические расчеты

1.Решить примеры на сложение и вычитание обыкновенных дробей

2.Составить примеры на сложение и вычитание дробей

3. Составить задачу на данную тему

4.Подготовить творческую работу по теме «Приключения обыкновенных дробей»



Задания:

1.Решение заданий на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2. Решение заданий на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями


Сценарий урока.

Устная работа. , , , , , , , .


1) Как называются числа, записанные на доске? (Обыкновенные дроби.) 2) Из чего состоит дробь? (Числитель и знаменатель.) 3) Что показывает числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель дроби показывает на сколько равных долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.) 4) На какие две группы вы можете разбить данные дроби? (Правильные и неправильные.)

5) Какие дроби называются правильными, а какие неправильными? (Дроби, в которых числитель меньше знаменателя, называют правильными. Дроби, в которых числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильными.)

6)Какие операции вы можете выполнять с дробями? (Сравнивать.) 7) Как сравнить две дроби?

8) Сравнить дроби:

  и

  и

9) Рассмотрите равенства Объясните, какие преобразования выполнены с дробями.

Актуализация темы и мотивация темы. Учитель: давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать?

Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить.

Учитель: если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7, можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?
Ученики: тоже можно складывать и вычитать…

Задача 1: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Учитель: Разделите прямоугольник на 5 равных частей. Закрасьте сначала 2\5 , а затем 1\5 какая часть фигуры закрашена?

Какая часть фигуры осталась не закрашена?

Ученики: 2\5+1\5=3\5 закрашено

5\5-3\5=2\5 не закрашено

Учитель: какие действия с дробями помогли вам ответить на вопрос задачи?

Ученики: сложение и вычитание дробей

Учитель: как сложить и вычесть обыкновенные дроби?

Ученики:(способ1) при сложении (вычитании) знаменатель не меняется. Числители складываются (вычитаются).

Учитель: 1.Выполните задания на сложение и вычитание обыкновенных дробей:

13\34 - 11\34 6\27- 4\27

8\17+ 4\17 3\38+8\38

2. Сережа принес ведра родниковой воды. Мама взяла ведра для полива цветов, а затем еще ведра для приготовления обеда. Какая часть ведра осталась заполненной водой?

3. Папа принёс домой мандарины. Коля съел 2/10 всех мандаринов, а Вася, на правах старшего брата, съел 3/5 принесённых мандаринов. Остальная часть фруктов осталась родителям. Какая часть фруктов осталась родителям?

ТУПИК: необходимо сложить 2/10 и 3/5

Задача 2: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Варианты ответов учеников:1. Сложить их числители, а знаменатель оставить больший

2. Сложить и числители и знаменатели

3. Дробь 2/10 сократить и получить 1\5, а затем воспользоваться способом 1 сложение дробей с одинаковыми знаменателями. т.е 1\5+3/5=4\5 съели дети и 5\5-4\5=1\5 осталась родителям

Учитель: Ребята, вы знаете, что математика наука точная и она не любит невнимательности, неаккуратности, неточности. Вот сейчас мы и проверим насколько вы внимательны. Есть такой герой – Магистр рассеянных наук. С ним всегда происходят разные нелепые истории. И одну из таких историй вы сейчас услышите.

Однажды с Магистром рассеянных наук произошёл такой случай. Собрался он в путешествие, вышел на улицу и увидел двух плачущих детей.

Магистр: Что случилось? Вы, наверное, потеряли деньги?

Девочка: Нет. Мне мама велела купить ровно три четверти литра квасу.

Мальчик: А мне пол-литра. А бутылку я разбил. Куда мне теперь наливать квас?

Девочка: В бидон входит только один литр.

Магистр: Вам, дети, повезло, что вы встретились со мной. Нам поможет арифметика. Тебе, девочка, нужно купить три четверти литра – это , а тебе, мальчик, пол-литра – это . Теперь сложим эти дроби.

После этих слов дети ещё громче заплакали и убежали. Почему?

Учитель: Ребята, поможем детям найти сумму дробей 3\4 и 1\2

Варианты ответов учеников:

1.Сложить нельзя, т.к нет дроби которая может быть сокращена для общего знаменателя.

2. 3\4+1\2=4\6=2\3, еще в бидоне останется место для 1\3

3.Воспользуемся основным свойством дроби и приведем дробь 1\2 к общему знаменателю 4. 1\2=2\4 А затем сложим дроби с одинаковыми знаменателями:3\4+2\4=5\4. Это больше 1на 1\4

Учитель: каким способом вы воспользовались для решения этой задачи

Ученики: (способ 2) Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями нужно:

  1. Найти общий знаменатель дробей:

  2. Найти дополнительные множители для каждой дроби

  3. Привести дроби к общему знаменателю;

  4. Сложить полученные дроби с одинаковыми знаменателями;

  5. Сократить полученную дробь, выделить целую часть, если она неправильная.

Учитель: Примените данный способ для нахождения суммы 1\5+1\2. Используйте окружность



Домашние задание.

1) Записать примеры дробей из жизни (пример 1час – это , 15 минут - часа и т.д.).

2) Придумать задачи с обыкновенными дробями со сказочным содержанием

3) «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» Л.Н.Толстой. Как вы понимаете это высказывание

4) Решить задачу «На корабль напали пираты. Когда я выскочил на палубу, то увидел, что вся команда лежит связанная, кроме штурмана и радиста, которые отчаянно защищаются. Я бросился им на помощь. Первым делом я сосчитал число разбойников, носившихся по палубе, и разделил их на три группы. Штурману досталась половина всех пиратов, радисту – 1\3, а мне – всего 1\4. Но, как говорил фельдмаршал Кутузов, в бою берут не числом, а умением! Не прошло и 10 минут, как мы расправились с пиратами, и сражение было выиграно. Мы развязали всю команду, и тут только обнаружилось, что капитан исчез! И куда он мог подеваться?» Помогите Магистру найти капитана.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

Автор: Бухарова Людмила Васильевна

Дата: 29.06.2024

Номер свидетельства: 653816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "148395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419688943"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Технологические карты по математике (ФГОС) 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"."
    ["seo_title"] => string(122) "tiekhnologhichieskiiekartypomatiematikiefgos5klassslozhieniieivychitaniieobyknoviennykhdrobieisodinakovymiznamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "265100"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449842536"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока на тему: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitaniie-obyknoviennykh-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "143260"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418484738"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Разработка урока математики в 5-м классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел » "
    ["seo_title"] => string(124) "razrabotka-uroka-matiematiki-v-5-m-klassie-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-obyknoviennykh-drobiei-i-smieshannykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "177778"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424706892"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekturokapotiemieslozhieniieivychitaniieobyknoviennykhdrobiei"
    ["file_id"] => string(6) "289702"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454852756"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1360 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства