kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики по теме "Задачи на кратное сравнение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики с применением национально-регионального материала

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Задачи на кратное сравнение"»

Образовательная система

Школа России

Класс

3

Предмет

Математика

Тема

Задачи на кратное сравнение

Тип урока

Урок открытия нового знания

Раздел

Умножение и деление

№ урока п/п

26

№ урока в разделе

18

Цель деятельности учителя

Создание условий для ознакомления обучающихся со способом решения задач на кратное сравнение.

Планируемые результаты

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях)

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать и сохранять учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственные представления; участвовать в работе группы; извлекать информацию, представленную в разных формах; определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться анализировать задачу на кратное сравнение; устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи; выбирать и объяснять выбор действий.


Формы обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные ресурсы

1. УМК «Школа России»

Оборудование

Доска, проектор, экран

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация

Основные понятия, термины

Задача на кратное сравнение

Межпредметная связь

Окружающий мир, чтение











Этапы урока

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность обучающихся

Формы деятельности

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

Организует положительную мотивацию обучающихся к деятельности на уроке

Диалог. Презентация.


полезным своей родине.

– В какой стране мы родились

? (В россии) – Назовите место вашего рождения.

( Республика Алтай, с. Майма и др. населенные пункты)

Объясните смысл пословицы: «Где родился, там и пригодился» - Чем вы можете быть полезны своей родине, когда станете взрослыми? - Какой гражданин страны может быть полезен родине? Трудолюбивый, образованный

Желаю вам сегодня получить новые знания и в будущем быть полезными своей родине?









Вступают в диалог.

Объясняют смысл пословицы

Отвечают на вопрос

индивидуальная


Л. Ценить и принимать базовые ценности: «родина», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого» понимать значение знаний для человека. Освоение личностного смысла учения.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: создание условий для подготовки и мотивации учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.


Диалог.

Сегодня у нас урок открытия нового знания.


Сформулируйте цель нашего урока.



Какие умения нам понадобятся?





С чего начнем наш урок?















Предлагает вспомнить типы простых задач.












Цель урока: открыть новое знание.




Умение внимательно слушать, уважительно относиться к мнению одноклассников, взаимопомощь, дисциплина


Урок начнем с повторения необходимого пройденного материала.

Сначала выясним, что мы знаем,

а потом откроем новое знание)

Для выполнения этой работы образуйте группы по 4 человека. Повторим правила работы в группе.

Заполните таблицу «Типы задач»

(Лист А4 разделен вертикально на 2 половины. Горизонтально на 6 частей. В каждой части слева записана простая задача. На карточках разного цвета написан тип задачи. Данные карточки необходимо разместить (приклеить) напротив соответствующей задачи, записать способ решения задачи.


В Республике Алтай 1 город, а в Алтайском крае 12 . На сколько больше городов в Алтайском крае, чем в республике Алтай? На сколько меньше городов в Республике Алтай, чем в Алтайском крае?

Задача на разностное сравнение чисел 12-1=11


В Майминском районе по левому берегу Катуни недалеко друг от друга расположены две Талдинские пещеры. Длина первой – 15 метров, а длина второй на 9 метров больше. Какова длина второй Талдинской пещеры?

Задача на увеличение числа на несколько единиц 15+9=24


Высота ели 8 метров, а высота лиственницы в 2 раза больше. Какова высота лиственницы?

Задача на увеличение числа в несколько раз 8•2=16


Масса волка 45 кг, а масса рыси на 25 кг меньше. Какова масса рыси?

Задача на уменьшение числа на несколько единиц 45-25=20


В Телецком озере водится рыба таймень, массой до 40 кг и рыба ускуч массой до 5 кг. Во сколько раз масса тайменя больше, чем масса ускуча? Во сколько раз меньше масса ускуча, чем масса тайменя?


Житель горного Алтая бобёр может находиться под водой 14 минут, а белый медведь, житель Крайнего Севера, в 2 раза меньше. Сколько минут под водой может находиться белый медведь?

Задача на уменьшение числа в несколько раз 14:2=7




Вступают в диалог с учителем.













Образовывают группы по 4 человека .









































Работа в группах










Р. Определять цель учебной деятельности самостоятельно после предварительной подготовки

Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

К. Участвовать в диалоге. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).





Проверка выполненной работы в группах.

Сравнивают получившиеся таблицы с образцом

Выполнив задание, обучающиеся обнаруживают, что для одной из задач не нашлось карточки с названием типа задачи




3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: создание условий для организации выхода обучающегося в рефлексию пробного действия, выявления места и причины затруднения.

Диалог.


- Знаком ли вам этот тип задачи?

- Попробуйте решить эту задачу

- Получилось решить?

- Почему не получилось?


(Решить не получилось, потому, не знают способа решения задачи)


Пытаются решить задачу. Отвечают на вопросы.

Работа в группах

К. Понимать точку зрения другого

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Р. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Физминутка

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: создание условий для определения цели урока, устранение возникшего затруднения,  проектирование   учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

Диалог


















Организует работу по учебнику с.41

Предлагает обратиться к учебнику и прочитать объяснение нового материала. Сравнить с рассуждениями, объяснением учеников

- Что нам нужно сделать, чтобы решить задачу? (Узнать алгоритм решения задач нового типа, создать эталон)

- Каким образом?

Сначала сделайте свои предположения о том, как можно решить задачу. Докажите.







А теперь сравните свои предположения с объяснением подобной задачи в учебнике.




Вступают в диалог




Делают предположения, доказывают.







Читают,сравнивают.











Работа в группах








П. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

К. Критично относиться к своему мнению. Принимать точку зрения другого.


5. Реализация построенного проекта.

Цель: создание условий для осуществления реализации построенного проекта.


Задает вопросы



















Даёт задание.












- На какие вопросы надо ответить в задаче?

(Во сколько раз больше цыплят, чем утят? Во сколько раз меньше утят, чем цыплят)

(Чтобы ответить на эти вопросы, надо узнать сколько раз по 4 содержится в 8: 8:4=2 В 8 содержится 2 раза по 4. Значит цыплят в 2 раза больше, чем утят, а утят в 2 раза меньше, чем цыплят) - Можно ли сказать, что вы сравнивали два числа?

(Да)

Значит, к какому типу относится эта задача? (Задача на кратное сравнение.)

Создать эталон, которым мы воспользуемся при решении новых задач.

(8:4=2 )








Читают объяснение нового материала. Отвечают.



Рассказывают. Объясняют.





Создают эталон (на листе А4опираясь на объяснение в учебнике

Эталон помещают на доску

Работа в группах





П. ориентироваться в учебнике, извлекать информацию, представленную в форме текста, рисунка.

Л. Строить логическую цепочку рассуждений

П. Анализировать, делать выводы

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: создание условий для решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.


Задает вопрос



Предлагает решить задачу.














Можно ли таким способом решить нашу новую задачу? (Да) почему?


40:5=8(раз) Ответ: масса тайменя в 8 раз больше, чем масса ускуча. Масса ускуча в 8 раз меньше, чем масса тайменя.

- как называется тип задачи?

(Задача на кратное сравнение чисел)

- Какое действие выполняется при кратном сравнении чисел? (Деление)

Решают.

Проверяют решение по образцу на доске.

Объясняют решение задачи.






Индивидуальная работа

Р.Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, и на основе образцов.

К. Читать теоретический материал учебников, понимать прочитанное.


Физминуткка

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: создание условий для самостоятельного выполнения задания нового типа и осуществления самопроверки, пошагово сравнивая с эталоном.

Предлагает решить самостоятельно задачу и сделать самопроверку по эталону.



№1на стр. 41

Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз кружков больше, чем квадратов? Во сколько раз меньше квадратов, чем кружков?

10:2=5(раз)

Ответ: кружков в 5 раз больше, чем квадратов. Квадратов в 5 раз меньше, чем кружков


Решают задачу самостоятельно с взаимопроверкой по эталону


Индивидуальная

Р.Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, и на основе образцов.


Физминутка

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: создание условий для выявления границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.


Дает задание по карточкам.



















Определите, какую из двух задач нужно решить открытым способом? Решите эту задачу. Затем решите другую задачу. Сравните задачи. Объясните разницу. К какому типу вы отнесете задачи.

Задача1. В Телецком озере водится рыба сибирский голец, длина которого 12 см и рыба сибирский подкаменщик длиной 6 см. На сколько сантиметров короче сибирский подкаменщик , чем сибирский голец?

Задача 2. В Телецком озере водится рыба сибирский голец, длина которого 12 см и рыба сибирский подкаменщик длиной 6 см. Во сколько раз сибирский голец длиннее сибирского подкаменщика?


Решают задачи самостоятельно.

Проверка с объянением





















Отвечают на вопросы


Индивидуальная работа































П. Анализировать, сравнивать, различные объекты.




9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: создание условий для самооценки учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Диалог.

- Какую цель мы ставили в начале урока? (Открыть новое знание)

- Мы открыли новое знание? (Да) - Какое? (Новый тип задачи на кратное сравнение чисел)

Выберите вопросы к задачам на кратное сравнение.

- Во сколько раз меньше автомобилей, чем тракторов?

На сколько больше кустов, чем деревьев? Сколько всего цветов? Составьте возможные вопросы к задачам на кратное сравнение. У кого были затруднения при решении задач? Какие? Как вы думаете, почему? - Над чем вам надо еще поработать? Пригодятся ли вам в жизни полученные сегодня знания? В каких жизненных ситуациях?


Отвечают на вопросы, продолжают фразы.


Р. Осуществлять самооценку по результату.

П. Структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания по результатам выполненной работы.

Домашнее задание

Сообщает домашнее задание. Консультирует его выполнение.

Карточки. Решить задачи по выбору.


Записывают д/з












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики по теме "Задачи на кратное сравнение"

Автор: Кириллова Валентина Леонидовна

Дата: 13.03.2020

Номер свидетельства: 542638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок "открытия"  нового знания. Тема "Задачи на кратное сравнение""
    ["seo_title"] => string(68) "urok-otkrytiia-novogho-znaniia-tiema-zadachi-na-kratnoie-sravnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "253379"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447591412"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Презентация к уроку математики "Задачи на кратное сравнение""
    ["seo_title"] => string(61) "prezentatsiia_k_uroku_matematiki_zadachi_na_kratnoe_sravnenie"
    ["file_id"] => string(6) "497423"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1548613647"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект, презентация  к уроку математики по теме: "Задачи на кратное сравнение". "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-priezientatsiia-k-uroku-matiematiki-po-tiemie-zadachi-na-kratnoie-sravnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "135842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416995465"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "урок математики в 3 классе на тему : "Кратное сравнение" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-matiematiki-v-3-klassie-na-tiemu-kratnoie-sravnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "129082"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415633770"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "УРОК МАТЕМАТИКИ   В 4   КЛАССЕ. («Решение задач на кратное и разностное сравнение») "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-matiematiki-v-4-klassie-rieshieniie-zadach-na-kratnoie-i-raznostnoie-sravnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "104731"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402754590"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства