Этапы урока | Деятельность учителя | Содержание | Деятельность обучающихся | Формы деятельности | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | Организует положительную мотивацию обучающихся к деятельности на уроке Диалог. Презентация. полезным своей родине. | – В какой стране мы родились ? (В россии) – Назовите место вашего рождения. ( Республика Алтай, с. Майма и др. населенные пункты) Объясните смысл пословицы: «Где родился, там и пригодился» - Чем вы можете быть полезны своей родине, когда станете взрослыми? - Какой гражданин страны может быть полезен родине? Трудолюбивый, образованный Желаю вам сегодня получить новые знания и в будущем быть полезными своей родине? | Вступают в диалог. Объясняют смысл пословицы Отвечают на вопрос | индивидуальная | Л. Ценить и принимать базовые ценности: «родина», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого» понимать значение знаний для человека. Освоение личностного смысла учения. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: создание условий для подготовки и мотивации учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | Диалог. Сегодня у нас урок открытия нового знания. Сформулируйте цель нашего урока. Какие умения нам понадобятся? С чего начнем наш урок? Предлагает вспомнить типы простых задач. | Цель урока: открыть новое знание. Умение внимательно слушать, уважительно относиться к мнению одноклассников, взаимопомощь, дисциплина Урок начнем с повторения необходимого пройденного материала. Сначала выясним, что мы знаем, а потом откроем новое знание) Для выполнения этой работы образуйте группы по 4 человека. Повторим правила работы в группе. Заполните таблицу «Типы задач» (Лист А4 разделен вертикально на 2 половины. Горизонтально на 6 частей. В каждой части слева записана простая задача. На карточках разного цвета написан тип задачи. Данные карточки необходимо разместить (приклеить) напротив соответствующей задачи, записать способ решения задачи. В Республике Алтай 1 город, а в Алтайском крае 12 . На сколько больше городов в Алтайском крае, чем в республике Алтай? На сколько меньше городов в Республике Алтай, чем в Алтайском крае? | Задача на разностное сравнение чисел 12-1=11 | В Майминском районе по левому берегу Катуни недалеко друг от друга расположены две Талдинские пещеры. Длина первой – 15 метров, а длина второй на 9 метров больше. Какова длина второй Талдинской пещеры? | Задача на увеличение числа на несколько единиц 15+9=24 | Высота ели 8 метров, а высота лиственницы в 2 раза больше. Какова высота лиственницы? | Задача на увеличение числа в несколько раз 8•2=16 | Масса волка 45 кг, а масса рыси на 25 кг меньше. Какова масса рыси? | Задача на уменьшение числа на несколько единиц 45-25=20 | В Телецком озере водится рыба таймень, массой до 40 кг и рыба ускуч массой до 5 кг. Во сколько раз масса тайменя больше, чем масса ускуча? Во сколько раз меньше масса ускуча, чем масса тайменя? | | Житель горного Алтая бобёр может находиться под водой 14 минут, а белый медведь, житель Крайнего Севера, в 2 раза меньше. Сколько минут под водой может находиться белый медведь? | Задача на уменьшение числа в несколько раз 14:2=7 | | Вступают в диалог с учителем. Образовывают группы по 4 человека . | Работа в группах | Р. Определять цель учебной деятельности самостоятельно после предварительной подготовки Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. К. Участвовать в диалоге. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
| | Проверка выполненной работы в группах. | Сравнивают получившиеся таблицы с образцом Выполнив задание, обучающиеся обнаруживают, что для одной из задач не нашлось карточки с названием типа задачи | | |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: создание условий для организации выхода обучающегося в рефлексию пробного действия, выявления места и причины затруднения. | Диалог. | - Знаком ли вам этот тип задачи? - Попробуйте решить эту задачу - Получилось решить? - Почему не получилось? (Решить не получилось, потому, не знают способа решения задачи) | Пытаются решить задачу. Отвечают на вопросы. | Работа в группах | К. Понимать точку зрения другого Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Р. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. |
Физминутка |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: создание условий для определения цели урока, устранение возникшего затруднения, проектирование учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. | Диалог Организует работу по учебнику с.41 Предлагает обратиться к учебнику и прочитать объяснение нового материала. Сравнить с рассуждениями, объяснением учеников | - Что нам нужно сделать, чтобы решить задачу? (Узнать алгоритм решения задач нового типа, создать эталон) - Каким образом? Сначала сделайте свои предположения о том, как можно решить задачу. Докажите. А теперь сравните свои предположения с объяснением подобной задачи в учебнике. | Вступают в диалог Делают предположения, доказывают. Читают,сравнивают. | Работа в группах | П. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. К. Критично относиться к своему мнению. Принимать точку зрения другого. |
5. Реализация построенного проекта. Цель: создание условий для осуществления реализации построенного проекта. | Задает вопросы Даёт задание. | - На какие вопросы надо ответить в задаче? (Во сколько раз больше цыплят, чем утят? Во сколько раз меньше утят, чем цыплят) (Чтобы ответить на эти вопросы, надо узнать сколько раз по 4 содержится в 8: 8:4=2 В 8 содержится 2 раза по 4. Значит цыплят в 2 раза больше, чем утят, а утят в 2 раза меньше, чем цыплят) - Можно ли сказать, что вы сравнивали два числа? (Да) Значит, к какому типу относится эта задача? (Задача на кратное сравнение.) Создать эталон, которым мы воспользуемся при решении новых задач. (8:4=2 ) | Читают объяснение нового материала. Отвечают. Рассказывают. Объясняют. Создают эталон (на листе А4опираясь на объяснение в учебнике Эталон помещают на доску | Работа в группах | П. ориентироваться в учебнике, извлекать информацию, представленную в форме текста, рисунка. Л. Строить логическую цепочку рассуждений П. Анализировать, делать выводы |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: создание условий для решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Задает вопрос Предлагает решить задачу. | Можно ли таким способом решить нашу новую задачу? (Да) почему? 40:5=8(раз) Ответ: масса тайменя в 8 раз больше, чем масса ускуча. Масса ускуча в 8 раз меньше, чем масса тайменя. - как называется тип задачи? (Задача на кратное сравнение чисел) - Какое действие выполняется при кратном сравнении чисел? (Деление) | Решают. Проверяют решение по образцу на доске. Объясняют решение задачи. | Индивидуальная работа | Р.Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, и на основе образцов. К. Читать теоретический материал учебников, понимать прочитанное. |
Физминуткка |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: создание условий для самостоятельного выполнения задания нового типа и осуществления самопроверки, пошагово сравнивая с эталоном. | Предлагает решить самостоятельно задачу и сделать самопроверку по эталону. | №1на стр. 41 Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз кружков больше, чем квадратов? Во сколько раз меньше квадратов, чем кружков? 10:2=5(раз) Ответ: кружков в 5 раз больше, чем квадратов. Квадратов в 5 раз меньше, чем кружков | Решают задачу самостоятельно с взаимопроверкой по эталону | Индивидуальная | Р.Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, и на основе образцов. |
Физминутка |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: создание условий для выявления границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | Дает задание по карточкам. | Определите, какую из двух задач нужно решить открытым способом? Решите эту задачу. Затем решите другую задачу. Сравните задачи. Объясните разницу. К какому типу вы отнесете задачи. Задача1. В Телецком озере водится рыба сибирский голец, длина которого 12 см и рыба сибирский подкаменщик длиной 6 см. На сколько сантиметров короче сибирский подкаменщик , чем сибирский голец? Задача 2. В Телецком озере водится рыба сибирский голец, длина которого 12 см и рыба сибирский подкаменщик длиной 6 см. Во сколько раз сибирский голец длиннее сибирского подкаменщика? | Решают задачи самостоятельно. Проверка с объянением Отвечают на вопросы | Индивидуальная работа | П. Анализировать, сравнивать, различные объекты. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: создание условий для самооценки учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Диалог. | - Какую цель мы ставили в начале урока? (Открыть новое знание) - Мы открыли новое знание? (Да) - Какое? (Новый тип задачи на кратное сравнение чисел) Выберите вопросы к задачам на кратное сравнение. - Во сколько раз меньше автомобилей, чем тракторов? На сколько больше кустов, чем деревьев? Сколько всего цветов? Составьте возможные вопросы к задачам на кратное сравнение. У кого были затруднения при решении задач? Какие? Как вы думаете, почему? - Над чем вам надо еще поработать? Пригодятся ли вам в жизни полученные сегодня знания? В каких жизненных ситуациях? | Отвечают на вопросы, продолжают фразы. | | Р. Осуществлять самооценку по результату. П. Структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания по результатам выполненной работы. |
Домашнее задание | Сообщает домашнее задание. Консультирует его выполнение. | Карточки. Решить задачи по выбору. | Записывают д/з | | |