Этап 1. Организационный этап |
Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку. Создает мотивацию к действиям на уроке | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность | | | |
Этап 2. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности |
Предлагает выслушать высказывание английского государственного деятеля, дипломата и писателя XIX века Филипа Честерфилда. Задает вопросы: – Как вы понимаете слова Филипа Честерфилда? – Согласны ли вы с ними? – Может ли дерево со слабыми корнями, редкой листвой стать надежной защитой от непогоды? Почему? – Могут ли поверхностные знания стать «убежищем и приютом» для человека»? – Что делают для того, что дерево стало более крепким? – Что можно предпринять для того, чтобы укрепить «дерево знаний», сделать его крепче, мощнее? | Слушают учителя. Рассуждают о высказывании писателя. Отвечают на вопросы. Делают выводы. – Найти «слабые места» в знаниях по указанной теме и компенсировать их | Презентация к уроку, слайд 3. «Знания – это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца». (Ф. Честерфилд.) Презентация к уроку, слайд 4. Презентация к уроку, слайд 5 (ребусы). (Ошибка – причина – исправить.) | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи-осуществлять самоконтроль; | |
Этап 3. Актуализация и фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности |
Задает вопросы: – Какую последнюю тему вы изучили? – Какую цель ставили перед собой при изучении темы? – Какие задачи? Ставит задачу: предложить варианты того, как можно узнать, какой материал усвоен непрочно; напомнить алгоритм исправления ошибок. Организует обсуждение среди обучающихся вопроса о том, какие знания по теме надо проверить. Предлагает выполнить самостоятельную работу № 1. Организует самопроверку обучающимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок) | Отвечают на вопрос учителя. Слушают учителя. Предлагают свои варианты. (Например, написать самостоятельную работу.) Предлагают перечень тех знаний и умений, которые надо проверить по теме. Выполняют самостоятельную работу № 1, а затем самопроверку по эталону | Презентация к уроку, слайд 6 (алгоритм исправления ошибок). Варианты самостоятельной работы № 1 (Приложение 1). Эталоны для проверки (Приложение 2) | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания. Коммуникативные: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения (позиции). Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | |
Этап 4. Локализация индивидуальных затруднений |
Ставит задачи: – на основе алгоритма исправления ошибок проанализировать свое решение (самостоятельной работы № 1) и определить место ошибок/место затруднения; – выявить и зафиксировать способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т. д.), в которых допущены ошибки (причину затруднений). Организует обсуждение анализа решений | Используя алгоритм исправления ошибок, анализируют свое решение и определяют место ошибок; выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т. д.), в которых допущены ошибки. Учащиеся, которые не выя- вили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение – нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе – выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет – получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки | Творческие задания для учащихся, не допустивших ошибок (Приложение 4) | Регулятивные: планирование деятельности. Познавательные: умение структурировать знания, осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации | |
Этап 5. Построение проекта коррекции выявленных затруднений |
Просит заполнить таблицу (Приложение 3). В случае необходимости консультирует обучающихся | Заполняют таблицу: - выясняют, какие понятия и способы действий нужно уточнить и научиться их правильно применять; - выбирают способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции | Приложение 3 | Регулятивные: целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий. Познавательные: поиск и выделение информации; умение структурировать знания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем | |
Этап 6. Реализация построенного проекта |
Организует деятельность учащихся по реализации построенного проекта коррекционной деятельности | Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств. Соотносят свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки. (В случае затруднения исправляют свои ошибки с помощью предложенного эталона для самопроверки.) Далее выбирают из предложенных или придумывают сами задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т. д.), в которых были допущены ошибки. Затем решают эти задания. Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе № 1, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов | Приложение 2. Приложение 5 | Регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия; осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем | |
Этап 7. Обобщение затруднений во внешней речи |
Организует обсуждение типовых затруднений и проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения | Проговаривают формулировки способов действий, которые вызвали затруднения (в первую очередь те обучающиеся, которые допустили наибольшее количество ошибок): – Как записывается в буквенном виде формула разности квадратов двух выражений? – Как читается формула разности квадратов двух выражений? – Как применяется формула при решении конкретных примеров? | Приложение 1. Приложение 2 | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Этап 8. Динамическая пауза |
| | | | |
Этап 9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организует выполнение самостоятельной работы № 2 и ее проверку по эталону | Учащиеся, допустившие ошибки: – выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки; – проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты; – фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. Учащиеся, не допустившие ошибки в самостоятельной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу | Приложение 6. Приложение 7. Приложение 8 | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение структурировать знания, применять знаково-символические действия, включая моделирование; построение логической цепи рассуждений | |
Этап 10. Рефлексия содержания учебного материала |
Ставит задачу: кратко написать самое важное, что уяснили в процессе урока с пожеланиями соседу по парте; отправить (обменяться) «телеграмму» | Оценивают собственную деятельность на уроке. Пишут телеграмму другу: Я не знал… Теперь я знаю… Желаю тебе… | Презентация к уроку, слайд 8. Демонстрация видео «Легко ли придумать новое слово?» | Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме | |
Этап 11. Постановка домашнего задания |
Формулирует домашнее задание | Записывают домашнее задание в тетрадь, согласовывая его в соответствии с результатами деятельности на уроке | Домашнее задание. Критерии оценивания домашнего задания. Презентация к уроку, слайд 9 | | |