Данный урок математики направлен на повторение темы "Проценты". На уроке рассмотрены три типа задач на проценты, а в конце урока проведена проверочная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Проценты"»
Урок математики по теме «Проценты»
Цели урока:
повторение содержания понятия «процент»;
повторение основных приёмов и методов решения задач;
демонстрация связи математики с реальной действительностью;
развитие мышления и речи трудящихся;
воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.
Ход урока
1. Организационный момент
(На уроке будет повторено определение процента, рассмотрены три типа задач на проценты, а в конце урока проведена проверочная работа).
Процентом называется сотая часть числа. Проценты были известны индийцам ещё в V в. и это закономерно, так как в Индии с давних пор счёт вёлся в десятичной системе счисления.
В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже, их ввёл бельгийский учёный С. Стевин. В 1584 г. он впервые опубликовал таблицу процентов. Введение процентов было удобным для определения содержания одного вещества в другом; в процентах стали измерять количественное изменение производства товара, рост денежного дохода и т.д.
(Два ученика у доски воспроизводят решение домашних задач. Класс работает устно.)
2. Устный опрос
1. Задание на доске.
а) Заполните таблицу:
Процент
1%
5%
10%
12,5%
20%
25%
50%
75%
100%
200%
Дробь
?
?
б) Замените знаки вопроса (работа с рисунком).
75%%
0,5%
1%
5%
10%
20%
25%
50%
?
?
?
?
?
?
100%
2400
2. Работа с сигнальными карточками. (Карточки размером 20×14 см с одной стороны – красного цвета, с другой – зелёного цвета. При положительном ответе учащиеся поднимают карточки зелёной стороной к учителю, при отрицательном ответе – красной.)
Выберите правильный ответ (1-2).
Найдите 20% от 55.
А. 20. Б. 15. В. 11.
Найдите число, если 1% его равен 85.
А. 8,5. Б. 8500. В. 0,85.
Один ученик – это 4% всего класса. Сколько в классе учеников?
Решение. 4% = Значит, в классе 25 человек.
В классе 30 учеников; 21 человек учится без троек. Сколько процентов, учащихся класса учится без троек?
Решение. (класса) – учится без троек.
Ученик записал два числа. Нашел 1% от каждого. Полученные числа оказались равны. Может ли такое быть?
Ответ: да, если записаны равные числа.
Вопрос. Что будет, если в условии указанно, что числа не равны?
[Тогда 1% от первого числа и 1% от другого числа также не равны, так как если числа не равны, то и их сотые части не равны.]
Вспоминаем алгоритмы решения основных типов задач на проценты.
Чтобы найти % от числа , надо умножить на 0,01% :
Если % числа равно , то
Чтобы найти процентное отношение чисел и , надо отношение этих чисел умножить на 100%:
Проверка домашнего задания.
В Городской думе заседало 60 депутатов – представителей двух партий. После выборов число депутатов от первой партии увеличилось на 12%, а от второй партии уменьшилось на 20%. Сколько депутатов от каждой партии оказалось в Городской думе, если всего выбрано 56 депутатов?
Решение.
Было
Стало
1 партия
(чел.)
(чел.)
Всего : 56 чел.
2 партия
(чел.)
(чел.)
Пусть человек было в Городской думе от первой партии: тогда человек было от второй партии. После выборов от первой партии стало человек, а от второй партии человек. Так как всего было выбрано 56 человек, то составим уравнение:
- от второй партии.
Ответ: 28 человек от первой партии и 28 человек – от второй.
Сбербанк начисляет ежегодно 2% от суммы вклада. Вкладчик внес 500 рублей. Какой станет сумма черед два года?
Решение.
Способ 1. 1) 500 × 1,02 = 510(р.) – величина вклада к концу первого года хранения.
2) 510 × 1,02 = 520,2(р.) – величина вклада к концу второго года хранения.
Ответ: 520р. 20к.
Способ 2. Величину вклада можно вычислить по формуле , где – первоначальная величина вклада, – срок хранения, – величина вклада через лет, – число процентов, начисляемых ежегодно. Имеем:
– величина вклада через два года.
Ответ: 520р. 20к.
3. Отработка вычислительных навыков
(Работа в группах. После решения, представитель от каждой группы показывает решение на доске)
Первая группа
Задача. Путь торможения по сухому асфальту при скорости движения автомобиля 60 км/ч составляет примерно 0,039% его скорости, а по обледенелой дороге путь торможения увеличивается в 4 раза. Каков путь торможения по обледенелой дороге при скорости 60 км/ч?
(Вспоминаем, что путь торможения – это путь, пройденный автомобилем от начала торможения до его полной остановки).
Решение: 1) 60 × 0,00039 = 0,0234(км) = 23,4(м)- путь торможения по сухому асфальту;
2) 23,4 × 4 = 93,6(м)-путь торможения по обледенелой дороге
Ответ: 93,6 метров.
Вторая группа
Задача. Археологи по отдельным костям скелета могут определить рост человека. Длина малой берцовой кости составляет 22% роста человека, а локтевой кости составляет 16% роста человека.
а) При раскопках археологи нашли малую берцовую кость длиной 39,3 см. Какой рост был у человека?
б) Как доказать, что локтевая кость длиной 20,3 см не могла принадлежать тому же человеку? (Результат округлить до единиц)
Решение: а) 39,3 : 0,22 ≈ 179(см)-рост человека, с длиной малой берцовой кости 39,3 см
б) 20,3 : 0,16 ≈ 127(см)-рост человека, с длиной локтевой кости 20,3 см
× 100% ≈ 11% (роста)-получили противоречие условию, что локтевая кость составляет 16% роста человека
179 × 0,16 = 29(см)-длина локтевой кости человека, при росте 179 см
Ответ: а) 179 см, б) не может.
Третья группа
Задача. На выборах в президенты школы были выдвинуты три кандидатуры. Иван получил 120 голосов, Мария – 50 голосов, Екатерина – 30 голосов. Какой процент голосов получил Иван?
Решение: 1) 120 + 50 + 30 = 200(чел.)-приняло участие в голосование,
2) ×100% = 60%(голосов)-получил Иван
Ответ: 60%.
4.Проверочная работа
(Работа в группах. После выполнения учащиеся должны получить предложение «Процент – сотая часть числа»)
Таблица 1
Ответ
а
с
л
и
ч
Задание
1.Найти 40% от 65
16,25
40
32,5
260
26
2.Найти число, если 1% его равен 56
5,6
0,56
560
5600
56
3.Найти число, 17% которого равны 510
86,7
3000
5100
2500
300
4.Найти процентное отношение 137 и 100
1,37
13,7
137
1370
13700
5.Число 5000 уменьшили на 50%. Какое число получилось?
2500
5050
4750
250
25
Таблица 2
Ответ
т
а
с
ь
ч
Задание
1.Найти 30% от 45
30
1,5
15
135
13,5
2.Найти число, если 1% его равен 54
5,4
5400
0,54
540
54
3.Найти число, 15% которого равны 325
42,25
2700
2500
43,25
250
4.Найти процентное отношение 6 и 100
6
60
600
0,06
0,6
5.Число 5000 увеличили на 50%. Какое число получилось?
750
5500
5250
7500
7000
Таблица 3
Ответ
о
п
р
т
е
н
ц
Задание
1.Найти 25% от 56
22,04
14
20
25
8
7
10
2.Найти число, если 1% его равен 75
0,75
7,5
7500
750
0,075
75000
75
3.Найти число, 34% которого равны 170
500
57,8
5,78
510
50
5000
5
4.Найти процентное отношение 1 и 10
1000
100
0,1
0,01
0,001
1
10
5.Число 5500 увеличили на 20%. Какое число получилось?
660
66000
1100
11000
6600
110
6000
6.7 суток равны 25% дней месяца. Какой это месяц?
январь
март
декабрь
апрель
август
февраль
май
7.Найти 350% от числа 200
7
70
7000
700
6750
75
7500
Таблица 4
Ответ
я
о
т
с
а
Задание
1.Найти 20% от 55
20
27,5
15
11
1,1
2.Найти число, если 1% его равен 85
8,5
8500
0,85
850
85
3.Найти число, 11% которого равны 275
30,25
31,25
2500
2700
250
4.Найти процентное отношение 7 и 10
7
700
0,7
0,07
70
5.Число 5500 уменьшили на 20%. Какое число получилось?
4400
440
1100
110
44000
5.Подведение итогов урока
Умение решать задачи на проценты позволяет рационально решать задачи повседневной жизни.
6.Рефлексия
7.Задание на дом
Задача. Ребро куба увеличили на 20%. На сколько процентов увеличилась площадь полной поверхности куба? (Ребро куба первоначально равно а)