сМАТЕМАТИКА 5 КЛАСС.
Учитель –Миненкова Маргарита Лукинична
Тема урока: Проценты.
Цель урока:
- Закрепление понятия «процент»,
- Закрепление вычислительных навыков, а именно умножение и деление на 10, 100, 1000 и выполнение действий с десятичными дробями.
- Развитие интереса к математике, путем применения математических задач в решении жизненных ситуаций.
- Воспитание интернационализма.
ХОД УРОКА.
- Орг. момент. Проверка домашнего задания. – 7 минут.
- Устные упражнения: 25 : 100; 12 : 1000; 25х0,4; 165 : 10, 12,5х80; 2,4 х 5;
302 : 100; 18 х 0,5. (Примеры записать на доске, учащиеся записывают в тетради только ответы). Проверка. Оценки.
- Исторический экскурс. 3 минуты.
У древних римлян была не десятичная система счета, и двенадцатитеричная, т.е. считали по 12. поэтому они затруднялись делить на 10,100,1000 и т.д. чтобы облегчить свои вычисления они стали использовать проценты. Например, они брали с должника лихву (т.е. деньги сверх того, что было дано в долг), при этом они говорили: «На каждые 100 сестерциев ты заплатишь 16 сестерциев лихвы». Слова «на сто» звучали по латыни «про центум», то сотую часть и стали называть процентом.
- Закрепление материала. 25 минут.
Мы с вами живем в Ненецком автономном округе, который был образован 15 июля 1929 года, хотя первой точной датой, с которой начинается история Печорского края, считается 1095 год, тогда новгородцы совершили поход за данью в эти земли.
С разработкой здешних земель население Печорского края увеличивалось, приезжали люди разных национальностей. Вот сейчас в округе проживает 48100 человек 75 национальностей: русские, коми, ненцы, украинцы, белорусы, татары, азербайджанцы и многие другие.
Сейчас мы с вами решим несколько задач, связанных с этими данными.
1 задача. Как вы думаете, людей какой национальности больше в округе? (Ответы учащихся, правильный ответ - русских).
Русских проживает в округе 66%. Сколько человек данной национальности живет в округе, если всего нас 48100 человек?
Ученик у доски решает задачу, комментируя свои действия.
48100:100х66=31746 чел.
Ответ: Русских в округе живет 31746 человек.
2 задача. Жителями коренной национальности у нас считаются ненцы. Их сейчас в округе 5772 человека. Какой процент жители данной национальности составляют от общего числа проживающих в округе?
2-ой ученик у доски составляет сначала краткую запись задачи с помощью остальных учащихся и учителя, а затем решает её с комментариями к своим действиям. Остальные учащиеся следят за ходом решения и выполняют все действия в тетрадях.
48100чел. – 100%
5772чел. – ? (%)
48100 : 100 = 481 (чел.) – 1%
5772 : 481 = 12 (%).
Ответ: Ненцев в округе всего 12 %от общего числа живущих в округе людей.
3 задача. А теперь подумайте и ответьте, люди какой национальности по количеству проживающих в округе, стоят на третьем месте? (Ответы учащихся, правильный ответ – коми).
Коми в округе живет около 10%. Сколько же человек по национальности коми у нас в округе, если всего нас 48100 человек?
Учащиеся в парах решают задачу и после этого два ученика по выбору учителя одновременно записывают решение на доске. Проверка правильности решения.
48100:100х10=4810 (чел.)
Ответ: Коми в округе живет 4810 человек.
4 задача. А теперь давайте посчитаем, какое количество людей других национальностей живет в округе, если мы уже знаем, что русских - 66%, ненцев – 12%, коми – 10%. Какой процент от общего количества они составляют? (Решение задачи с комментариями учителя в тетрадях и на доске).
Краткая запись: Русские – 66%
Ненцы – 12%
Коми – 10%
Другие нац. - ? (12%) Вычисления проводятся устно.
12% от общего числа проживающих в округе мы с вами уже считали, это – 5772 человека.
- Повторение пройденного материала. (5 минут). Решение уравнений в группах. На столах листочки и фломастеры. На доске записаны заранее (в то время пока ученики решали 3-ю задачу) 6 уравнений. Каждая группа решает одно уравнение.
- Х + 1,74 = 12,3
- Х – 35,6 = 78,4
- 6,87 + Х = 12,56
- Х · 2,6 = 5,46
- У : 5,4 = 16,254
- 2,85 · Х = 17,67
На листе ватмана или альбомном листе таблица:
У - 5,69
А -6,2
Д - 10,56
Ж - 2,1
И - 4,5
Р - 114
В - 3,1
Б - 3,01
Решив уравнение в группе, один из решавших находит ответ в таблице и записывает на листочке соответствующую ему букву и идет к доске. Выстроившись, учащиеся должны составить слово «ДРУЖБА». То есть между всеми народами, живущими у нас в округе крепкая дружба, нет никаких ссор на национальной почве.
Домашнее задание: Придумать задачу на тему «Проценты» из реальной жизни и решить её, для этого сходить магазин, библиотеку и др. предприятии , поговорить с родителями.
Итог урока. Оценки за работу на уроке.