Этап урока | Ход урока | Планируемые результаты | Оборудование |
Мотивация к учебной деятельности | - Французский философ Жан Жак Руссо сказал: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего умеете, если… - Продолжите мысль (учащиеся предлагают свои варианты). - Давайте посмотрим, что имел в виду Жан Жак Руссо: …будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» - Как вы понимаете слова Ж.Ж. Руссо? (надо всегда ставить перед собой цель и стремиться её достичь) - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями! | - самоопределение (Л) - смыслообразование (Л) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); | Жан Жак Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего умеете, если… …будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | - Для каждого числа 6, 4, 8, 3, 9, 5, 7, назовите число, которое дополнит его до 10. - Состав чисел 4, 5, 6 «Домики» - Числа 1, 4, 2, 7, 10 увеличьте на 10. - Найдите результат вместе с соседом по парте: 1 + 5, 4 + 2, 9 + 4, 7 + 2, 7 + 5, 5 + 3, 3 + 4. Если в каких-то случаях возникнет затруднение, подчеркните эту сумму. - Все ли результаты удалось найти? В каких случаях возникли затруднения? (9 + 4, 7 + 5.) - Почему возникли затруднения? (Такие суммы ещё не вычисляли.) | – анализ, синтез, сравнение (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л) | Числа 6, 4, 8, 3, 9, 5, 7 записать на доске. Карточки «Домики» Числа 1, 4, 2, 7, 10 записываются на доске. На каждой парте заготовлен листок с записью всех сумм. |
Выявление места и причины затруднения | - Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках математики? - Какие примеры на сложение вы умеете решать? ( + ≤ 10, 10 + ) - Почему эти приёмы не помогли вам при решении примеров? - Значит, какого способа сложения мы не знаем? | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – использование знаково-символических средств (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) | + ≤ 10 10 + + ˃ 10 |
Построение проекта выхода из затруднения | - Итак, какую цель вы перед собой поставите? (Найти способ сложения однозначных чисел, когда в сумме получается число больше 10, и научиться его применять.) - Значит, как будет звучать тема урока? (Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток) Работа в парах - Как же быть? (Будем решать примеры с помощью кружков и наборного полотна) - Сосчитайте, сколько карманов в верхнем ряду (10), а в нижнем (тоже 10). - Сколько всего карманов в этих двух рядах? (20.) - Давайте подумаем, как эти карманы и разноцветные кружки помогут нам вычислить сумму 7 + 5. - Кружки у нас двух разных цветов, и в сумме два слагаемых. (Ответы детей, из которых учитель выбирает тот, в котором предлагается положить в карманы верхнего ряда 7 синих кружков.) - Остались ли свободные карманы? (Да, 3 в верхнем ряду и 10 в нижнем). - Надо, чтобы все карманы верхнего ряда были заполнены. - Разложим красные кружки. Как мы это сделаем? (Сначала заполним свободный карман в верхнем ряду, в него поместим 3 кружка.) - Сколько стало кружков в верхнем ряду? (10.) - У нас есть ещё 2 красных кружка. Куда разместим их? (В нижний ряд.) - Сколько кружков в нижнем ряду? (2.) - Сколько всего кружков в карманах, если в верхнем ряду их 10, а в нижнем 2? (12.) | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). | Наборное полотно, 7 синих кружков и 5 красных - на каждой парте и на доске |
Реализация построенного проекта | Как же мы к 7 прибавили 5? (По частям: сначала к 7 добавили 3 — получили 10, затем к 10 прибавили оставшиеся 2 кружка, значит, всего 12 кружков. - Попробуем это записать на языке математики: 7 + 5. - Сколько прибавляем сначала? (Сначала прибавляем такое число, чтобы в сумме с первым слагаемым получить 10, в нашем случае — прибавляем 3.) - Что делаем дальше? (Второе слагаемое 5, вспоминаем, что 5 — это 3 и ещё 2. 3 уже прибавили, значит, к 10 надо прибавить ещё 2.) - Можно записать короче: | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); | На доске запись: 7 + 5 7 + 3 = 10 5 = 3 + 2 10 + 2 = 12 7 + 5 = 12 7 + 5 = 12 / \ 7 + 3 + 2 3 2 |
Первичное закрепление во внешней речи | - У нас осталась сумма 9 + 4. Попробуйте вычислить её с опорой на схему и записи в учебнике. - № 1 с.64 (1пример – фронтально; 2 и 3 – в парах) | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Выполните задание, данное в учебнике на с. 65 под красной чертой. Запишите в тетради выражения с новым вычислительным приёмом. - Проверьте себя. - Кто допустил ошибку? Почему? Исправьте. - Вычислите самостоятельно. - Проверьте себя. - Кто допустил ошибку? Почему? Исправьте. | – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); | 8 + 4 – 2 12 8 + 4 – 2 = 10 |
Включение в систему знаний и повторение | - В каких заданиях может потребоваться умение использовать приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток? (При решении текстовых задач, уравнений, вычислительных примеров, в действиях с именованными числами и т.д.). - С. 65 № 4 (работа в группах – по 1 строке) с проверкой у доски. - С. 65 № 5 – самостоятельно с проверкой у доски. - С. 64 № 3 – устно. - Измените условие задачи, чтобы в решении потребовалось умение использовать приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Запишите решение в тетрадь. Дополнительно (для тех, кто справился с заданием): с. 65 № 6, 7 (по выбору). | - оценивание значимости усваиваемого содержания (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – моделирование, преобразование модели (П); – использование знаково-символических средств (П); – установление причинно-следственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); | |
Рефлексия учебной деятельности | – Что нового вы узнали на уроке? – Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали? – Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию. – Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). | |