Просмотр содержимого документа
«Урок "Деление с остатком"»
Урок "Деление с остатком". 2-й класс 651650
Тип урока: ОНЗ.
Цель: формирование представления о делении с остатком.
Задачи:
Рассмотреть деление с остатком и его графические модели.
Развивать навыки внетабличного умножения и деления.
Развивать умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, делать выводы, применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Совершенствовать общеучебные умения формулировать проблему урока и определять цель работы на уроке.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Интересна и важна Математика – страна, Потому что всем, кто хочет, Дарит знания она.
– Скажите, а математика просто дарит вам свои знания? (Нет! Мы всегда «открываем» новые знания сами).
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
1) Устный счёт
Записывают цепочку на черновик, считают устно.
– Лена загадала число, увеличила его в 4 раза, уменьшила на 25, разделила на 15, увеличила в10 раз, получила 50. Какое число задумала Лена? – Сколько получилось? (25) – У кого другой ответ? Проверяем. – Как ты решал? – Я составил цепочку и записал обратные операции (записывает на доске, объясняет.)
(Дети составляют «цепочку», решают, делают проверку, у них не получается.) Возникает проблемная ситуация. – Не получается. Не можем разделить, так как 17 на 5 не делится.
3. Постановка цели урока
– Почему не смогли воспользоваться известными способами? (Ответы детей). – Поставьте перед собой цель. – Нам нужно научиться решать примеры, когда делимое не кратно делителю.
4. «Открытие» нового знания
Практическая работа. Исследование возникшей ситуации. Работа в группах. Каждой группе даётся по17 конфет. – Я предлагаю вам разделить 17 конфет детям по 5 конфет каждому. Сколько детей получат по 5 конфет? На интерактивной доске появляется рисунок из 17 точек. Группы работают в течение 1 минуты, а затем предлагают свои версии. – Проверка работы. Варианты решения: – Раздаём по 5 конфет детям. Получается, что 3 человека получили конфеты и 2 конфеты остаётся. (1 группа) (По ходу рассказа я обвожу на доске по 5 точек, а дети обводят точки в учебнике на странице 93, часть 3, Л.Г. Петерсон.) – А мы все конфеты раздали, только четвёртый получил 2 конфеты. (2 группа) – А мы с вашей группой не согласны, потому что вы нарушили условие задачи. Нужно раздавать по 5 конфет, а не по 2. (3 группа) – Давайте проверим. Сделаем обратную операцию. Если по 5конфет возьмём 4 раза, то получится 20 конфет. А у нас 17 конфет. (4 группа) – Работаем с интерактивной доской. На доске рисунок, где 17 точек обведены по 5 точек в круги и 2 точки осталось. Такой же рисунок дети выполняют в учебнике – тетради. – Соотнесите рисунок на доске и в учебнике с конфетами на столе. – Какой можно сделать вывод? – 17 конфет разделили по 5 конфет, получилось 3 раза и 2 конфеты осталось.
На доске появляется запись:
17 : 5 = 3 и 2 осталось
– Вспомним название компонентов при делении: – Что означают числа: 17, 5, 3?
17 – делимое 5 – делитель 3 – частное
– А как назовём число 2? 2 назовём – остаток, потому что 2 конфеты осталось. – Кто догадался, какая тема урока? Тема урока «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ» – Посмотрите в учебник на странице 93, правильно ли мы определили тему урока? – В чём же смысл деления с остатком? – Разделить с остатком одно число на другое – это значит найти, сколько раз в делимом содержится делитель и сколько единиц после этого останется. – Составьте равенство по рисунку 17 = 5 * 3 + 2 Делимое =делитель * частное + остаток Делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток Работа по учебнику Л.Г.Петерсон, 2 класс, часть 3. – На странице 93 почитали название темы урока: «Деление с остатком». – Ребята, а всегда ли у вас под рукой есть предметы, которые можно использовать для деления? – А что можно ещё использовать при делении? Посмотрите в учебнике на странице 93, задание № 2 (числовой луч) – Объясните, как выполнено деление на числовом луче. – Деление 17 разделить по 5 моделируется на числовом луче. Комментирует ученик: «Чтобы разделить 17 по 5, надо откладывать на луче столько раз по 5, сколько «уместится» до 17. Получается 3 раза. Оставшиеся 2 единицы показывают, чему равен остаток.
– Работаем на числовом луче по учебнику.
17 : 5 17 = 5 * 3 + 2 (проверка)
5. Физминутка
6. Первичное закрепление с комментированием в громкой речи
Аналогичным образом выполняются следующие 3 примера на числовом луче на станице 93, № 2 (а, б, в) с подробным проговариванием смысла деления с остатком. Результаты записываются справа от лучей в виде равенств.
– Какие остатки могут получиться при делении на 3? (1 и 2), на 4, на 5? Сделай вывод.
ОСТАТОК ВСЕГДА МЕНЬШЕ ДЕЛИТЕЛЯ
Дети читают вывод на странице 93 и убеждаются в своей правоте.
Работа в парах. Задание № 4(а, Б)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Самостоятельная работа проводится по сборнику Л.Г.Петерсон 2 класс, 2 часть стр.93, задание № 4 вариант «В» и проверяется по эталону на интерактивной доске.
8. Итог урока
– В чём же смысл деления с остатком? – Разделить с остатком одно число на другое – это значит найти, сколько раз в делимом содержится делитель и сколько останется. Остаток всегда меньше делителя. 17 : 5 = 3 (ост. 2) Эта запись условная, её математический смысл означает истинность равенства 17 = 5 * 3 + 2 – Как вы думаете, всегда ли удобно решать примеры с помощью схемы или числового луча? (Нет.) Запишите ещё один пример 87 : 9 – В чём затрудняетесь? (Ответы детей) – Такие примеры мы будем учиться решать на следующем уроке. – У кого остались вопросы на конец урока? – Кто хорошо разобрался в теме? – Как вы думаете, что надо потренировать дома?
Домашнее задание: страница 94, №5, придумать и записать 3 примера на деление с остатком.