|   1) Постановка проблемы, введение нового понятия.  -А как это разделить на доли? Что такое доля?  На доске:           Беру яблоко и говорю:  -С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?      -Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.    -Правильно я поступила?    -Получились доли?  -Почему?  -А как правильно разрезать?          -Какой вывод можно сделать?      На доске:         -Как второе яблоко правильно разрезать на доли?  Держу в руках две половинки и спрашиваю:  -На сколько равных долей разрезано яблоко?  -А если я возьму одну из двух долей?       - Как назовем долю?   - Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?     Какая доля получилась   - Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.        На доске дети видят следующую запись: ¼          - Что эта запись обозначает?    - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .    - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.   - Как вы думаете, что обозначает число под чертой?     - А число над чертой?   - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли  На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»   - Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.   - А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.   На доске: «Одна какая»  2) Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.  -А теперь вы разделите одну полоску на две доли.    - Как сделаем?        - Сколько таких долей во всей полоске?       - Какие они между собой?  - Заштрихуйте часть.    - Как назовем долю?     - Кто сможет написать название второй части?  - Что обозначает эта запись?      
     - Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.     - Как это сделать?          - Какие доли между собой?   - Заштрихуйте одну четвертую долю.  - Напишите на этой части её обозначение.     - Что обозначает эта запись?                  - Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?              - Какие доли между собой?  - Как назвать одну долю?  - Как записать её название математически?  - Что обозначает эта запись?                  - Заштрихуйте долю и запишите её название.       |            -Доля-это часть.   
      
      
     -Разрезать.          -Нет.  -Нет. Части не равные.      -Части должны быть равные.      -Доля-это равная часть.          -Сначала разрезать пополам          -На две доли.      Одна доля из двух.  Вторая.      На четыре.          Четвертая  (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)      (Мнения детей.)                          (Мнения детей.)          (Мнения детей.)                                                                                                      Перегнем полоску пополам.  Две      Равные      Одна вторая  ½      Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть      Сложить пополам, а затем еще раз пополам.  Равные      ¼      Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть  Ответы детей.  Проверка практическим способом.  Равные.  Одна восьмая  ⅛   Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)       |