kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Решение задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК МАТЕМАТИКИ

«… если вы хотите научиться плавать,

то смело входите в воду, а если хотите

научится решать задачи, то решайте их…»

Д. Пойа

Урок  математики

Тема: «Решение задач»

6 класс

(используемая технология: коллективный  способ  обучения)

Пояснительная записка

 

 

 

       Научить решать задачи - одно из главных направлений деятельности учителя, так как каждый из нас сталкивался с проблемой решения задач в своей жизни. С чего начать? Как научить увидеть главное в задаче? Как заинтересовать ребёнка? Как организовать учебный процесс так, чтобы ученик получал удовлетворение от  решения задач.   Работу нужно начинать задолго до 5 класса. Но как учителя-предметники мы  встречаемся с пятиклассникам и  с первых уроков делаем первые шаги в этот  трудный  и порой нелюбимый раздел математики «Решение текстовых задач». Обговаривая важность и необходимость этой темы, предлагаю завести тетрадь- копилку «Хочешь научиться решать задачи? Решай их!»

      Уже в 6 классе организую работу творческой лаборатории по закреплению некоторых задач на любую тему, предложенную детьми. Выбрана тема «Я и моя семья»,  разработанная совместно с учащимися. Основные этапы  этой работы:

-                     индивидуальная работа, предусматривающая помощь родителей, старших братьев и сестёр по составлению рассказа о своей семье  с фотографиями, рисунками и обязательно с задачами и их решениями;

-                     уроки, на которых ребята делятся опытом своей работы, предлагая решить составленные  ими задачи;

-                     обобщающий урок учитель проводит по теме «Я и моя школьная семья».

 

 

Применяемые технологии:

Коллективный способ обучения (КСО) – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар.

 

Принципы КСО:

              -завершённости или ориентации на высшие конечные результаты;

              -непрерывной или безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;

               -сотрудничества и   взаимопомощи между обучаемыми;

              -разнообразия тем и заданий (разделения труда);

- обучения по способностям индивида;

-педагогизация деятельности каждого участника.

 

 

 

Основные преимущества коллективного способа обучения.

Развивается самостоятельность учащихся, формируются их коммуникативные умения, в результате регулярно повторяющихся упражнений  совершенствуются навыки логического мышления и понимания,  в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего  опыта и знаний, участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная, каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе,  формируется адекватная самооценка личности своих способностей, достоинств и ограничений, обсуждение одной информации с несколькими партнёрами обеспечивает более прочное усвоение.

 

 

Дидактическая цель: способствовать усилению практической направленности обучения, а также прочному неформальному усвоению изученного материала.

Цель учебного занятия: создать условия для творческой   работы учащихся при усвоении изученных типов задач,  учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка, вовлекая их  в коллективную  учебную деятельность, развивая логическое мышление и воспитывая чувство уважения к труду; знакомить с  историей школы через учительские судьбы.

 

Задачи:

 -повышение мотивации учебной деятельности за счёт  нестандартных форм урока;

 -возможность рассмотреть применение типов решаемых задач в разных жизненных ситуациях;

 -организация целенаправленной работы с мыслительными операциями такими, как обобщение, анализ, сравнение, классификация.

 

 Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, план-карточки урока, калькуляторы, индивидуальный лист, кодоскоп.

 

 

          Организация урока.

В начале урока  учитель знакомит с содержанием  предстоящего занятия, предлагает план-карточки урока и индивидуальные листы. Учитывая желания ребят, учитель разделяет их на группы по 2,3,4 человека, обязательно, задав вопрос ученикам «Все ли довольны моим решением?». «Желаете ли вы работать индивидуально?» (Группы создают из ребят с разными учебными возможностями, учитывая их отношение друг к другу).

Работа в группе предусматривает:

   -разделение обязанностей, учитывая желание ребёнка и его возможности;

   -решение выбранной задачи;

   -составление краткого логического рассказа об учителе;

   -анализ и обобщение проделанной работы;

    -рефлексия урока.

В содержание урока входит индивидуальная работа на отдельных листах, где учащиеся по мере личной необходимости или требованию учителя выполняют определённую работу или проводят анализ собственных ошибок.

Некоторые моменты урока сопровождаются музыкой.

Контроль учителем проводится по ходу урока и по проверке  индивидуальных листов и планкарты- урока.

       

 












 

 


 

 


















































 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Решение задач" »

УРОК МАТЕМАТИКИ

«… если вы хотите научиться плавать,

то смело входите в воду, а если хотите

научится решать задачи, то решайте их…»

Д. Пойа

Урок  математики

Тема: «Решение задач»

6 класс

(используемая технология: коллективный  способ  обучения)

Пояснительная записка

 

 

 

       Научить решать задачи - одно из главных направлений деятельности учителя, так как каждый из нас сталкивался с проблемой решения задач в своей жизни. С чего начать? Как научить увидеть главное в задаче? Как заинтересовать ребёнка? Как организовать учебный процесс так, чтобы ученик получал удовлетворение от  решения задач.   Работу нужно начинать задолго до 5 класса. Но как учителя-предметники мы  встречаемся с пятиклассникам и  с первых уроков делаем первые шаги в этот  трудный  и порой нелюбимый раздел математики «Решение текстовых задач». Обговаривая важность и необходимость этой темы, предлагаю завести тетрадь- копилку «Хочешь научиться решать задачи? Решай их!»

      Уже в 6 классе организую работу творческой лаборатории по закреплению некоторых задач на любую тему, предложенную детьми. Выбрана тема «Я и моя семья»,  разработанная совместно с учащимися. Основные этапы  этой работы:

-                     индивидуальная работа, предусматривающая помощь родителей, старших братьев и сестёр по составлению рассказа о своей семье  с фотографиями, рисунками и обязательно с задачами и их решениями;

-                     уроки, на которых ребята делятся опытом своей работы, предлагая решить составленные  ими задачи;

-                     обобщающий урок учитель проводит по теме «Я и моя школьная семья».

 

 

Применяемые технологии:

Коллективный способ обучения (КСО) – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар.

 

Принципы КСО:

              -завершённости или ориентации на высшие конечные результаты;

              -непрерывной или безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;

               -сотрудничества и   взаимопомощи между обучаемыми;

              -разнообразия тем и заданий (разделения труда);

- обучения по способностям индивида;

-педагогизация деятельности каждого участника.

 

 

 

Основные преимущества коллективного способа обучения.

Развивается самостоятельность учащихся, формируются их коммуникативные умения, в результате регулярно повторяющихся упражнений  совершенствуются навыки логического мышления и понимания,  в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего  опыта и знаний, участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная, каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе,  формируется адекватная самооценка личности своих способностей, достоинств и ограничений, обсуждение одной информации с несколькими партнёрами обеспечивает более прочное усвоение.

 

 

Дидактическая цель: способствовать усилению практической направленности обучения, а также прочному неформальному усвоению изученного материала.

Цель учебного занятия: создать условия для творческой   работы учащихся при усвоении изученных типов задач,  учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка, вовлекая их  в коллективную  учебную деятельность, развивая логическое мышление и воспитывая чувство уважения к труду; знакомить с  историей школы через учительские судьбы.

 

Задачи:

 -повышение мотивации учебной деятельности за счёт  нестандартных форм урока;

 -возможность рассмотреть применение типов решаемых задач в разных жизненных ситуациях;

 -организация целенаправленной работы с мыслительными операциями такими, как обобщение, анализ, сравнение, классификация.

 

 Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, план-карточки урока, калькуляторы, индивидуальный лист, кодоскоп.

 

 

          Организация урока.

В начале урока  учитель знакомит с содержанием  предстоящего занятия, предлагает план-карточки урока и индивидуальные листы. Учитывая желания ребят, учитель разделяет их на группы по 2,3,4 человека, обязательно, задав вопрос ученикам «Все ли довольны моим решением?». «Желаете ли вы работать индивидуально?» (Группы создают из ребят с разными учебными возможностями, учитывая их отношение друг к другу).

Работа в группе предусматривает:

   -разделение обязанностей, учитывая желание ребёнка и его возможности;

   -решение выбранной задачи;

   -составление краткого логического рассказа об учителе;

   -анализ и обобщение проделанной работы;

    -рефлексия урока.

В содержание урока входит индивидуальная работа на отдельных листах, где учащиеся по мере личной необходимости или требованию учителя выполняют определённую работу или проводят анализ собственных ошибок.

Некоторые моменты урока сопровождаются музыкой.

Контроль учителем проводится по ходу урока и по проверке  индивидуальных листов и планкарты- урока.

       

Этапы урока

1. Целеполагание (на фоне музыки «Погода в доме»).

Учитель: содержательные рассказы о своей семье с интересными задачами вы представили нам на предыдущих уроках, а сейчас я хочу, чтобы,

проделав определённую совместную работу, мы узнали что-то новое о нашей школьной семье, об её истории, о ваших учителях, которые каждый день с улыбкой встречают вас на уроке, на интересном мероприятии, учат вас познавать новое, общению друг с другом, и, каждый год провожая своих учеников под звуки прощального последнего звонка, они перелистывают ещё одну страницу своей биографии. А история школы дополняется новыми победами и открытиями. Вы самостоятельно выбрали план-карту урока, я предложила вам в помощь индивидуальный лист. Познакомившись с ними, учитывая предыдущие уроки, определите цель сегодняшнего занятия (из выступления учащихсяся учитель делает обобщение, доводит до сведения учащихся цель учебного занятия). 

2. Контроль за полученными ранее знаниями.

Цель: обобщить теоретический материал, помогающий решать задачи, предложенные на уроке.

Контроль проводится в игровой форме. Заранее подготовлен ученик ,обладающий высокими учебными возможностями, который   обращается к одноклассникам со словами: «Почему я такой невезучий? Я заготовил интересные вопросы на передачу «Что? Где? Когда?» и на отдельных карточках написал ответы. Карточки все перепутались, и я  не могу соединить вопросы с правильными ответами. Помогите!». (На доске вынесены вопросы и ответы, надо правильно соединить их стрелочками).

         300



Сколько % составляет 20 от 80?



            

           15х







      

       25%

                                              

Найдите всё число, если 30% его составляет 90




Упростите:

3 х 5


           36







Найдите 30% от 120




          2



Решите уравнение:

2х + 3 = 7

Ученик вступает в диалог с одноклассниками, требует пояснений, опирающихся на теорию, и подводит итог.

Вывод: если необходимо, учитель дополняет и просит указать номера заданий, с которыми были трудности на индивидуальном листе.

3. Индивидуальная работа.

Цель: учить решать задачи типа: сколько % составляет одно число от другого.

Учитель: наша учительская жизнь практически подчинена школьной жизни и её ученикам. Каждый из ваших учителей уже имеет большой педагогический стаж. В коллективе у нас 22 учителя, а наш общий педагогический стаж – 440 лет.

Ваша задача подсчитать, какой % составляет стаж учителя от общего стажа и заполнить таблицу на индивидуальном листе.

Итог: учитель с целью самопроверки показывает правильные ответы, записанные на обратной стороне доски.

4. Самостоятельная работа в группах.

Цель: учить решать задачи на %, на «части» и др.

Учитель: распределив обязанности при работе, учитывая желание ребят, решите предложенную вам задачу, проанализируйте работу, сделайте необходимые пометки о трудностях, встречающихся вам на индивидуальных листах. Помните: главный ваш помощник – учитель.

Итог: ребята подводят итог работы внутри группы, сделав самопроверку по готовым результатам, предложенным учителем.

5. Физкультпауза (движения повторяют за учащимся под музыку).

6. Рассказ о школе, учителях, составленный на основе решённых задач.

Цель: учить логически , лаконично и содержательно излагать выполненное задание.

Учитель: хотелось бы услышать страницы биографии наших учителей. Каждая группа рассказывает о своём учителе, а я постараюсь с помощью фотографий и видеозаписей показать историю учителей, а значит, и школы.

Каждой группе даётся 1-2 минуты (во время рассказов учащихся, пользующихся планом-картой, а может, и своими дополнениями, учитель через кодоскоп, видеомагнитофон показывает интересные фотографии, съёмки школьного дендрария и др.).

Учитель: кроме подготовки к урокам, проверки тетрадей, много времени у учителя уходит на внеклассную работу. А хотите узнать, какие места нашей Родины показали  учителя своим воспитанникам. Об этом вы узнаете, решив задачу, заключённую в таблицу №2 на индивидуальном листе. Включите свою сообразительность, логику мышления, расшифруйте таблицу и ответьте на мой вопрос. Можете работать индивидуально, в парах и в группах (на выбор).

             Итог: учитель несколько  слов говорит о значимости профессии учителя.

               7 .Подведение итогов.

               Учитель: заканчивая урок, я хотела бы послушать ваши ответы на вопросы по нашему

              уроку, написанные в  плане – карточке. Выберите понравившийся вам вопрос и  выска-

              жите свое мнение. Далее учитель  обобщает  выступление учащихся  и  высказывает 

              свое мнение, выставляя оценки и собирая  для  проверки  и анализа  планы – карты и

              индивидуальные листы.

               8.Домашнее задание:

                  Цель: учить обобщать полученные  знания и применять их  при  составлении собственных  заданий, учитывая  свои  учебные  возможности. Учитель : составьте  задачу, опираясь  на  биографию  любимого  учителя, друга ,соседа и т. д.                                                                                                                                                   

План – карты  и  образец  индивидуального  листа.

Группа «Патриот»

Направляющий:____________________________________________________ (отвечающий за решение задач)

Вычисляющий:_____________________________________________________ (отвечающий за вычисление)

Логически мыслящий:_______________________________________________ (отвечающий за логическое изложение задачи)

Ушли в историю такие слова, как пионер, пионерская честь, пионерское слово, красный галстук. Ребята  активно участвовали в  тимуровском  движении,  выступали  с  концертной  программой  на  производственных  участках .А ведь об этом времени могут много интересного рассказать ваши родители, бабушки и дедушки. И кто же руководил долгие годы в нашей школе пионерской организацией? Это  Любовь Васильевна Кузнецова.

Ваша задача – определить, сколько лет Любовь Васильевна работала старшей вожатой, сколько лет учителем русского языка и литературы и сколько лет директором школы. Общий стаж её вы знаете, а делится он в соответствии с проработанными годами в отношении 2:3:1.

Решение:


Проанализируйте решение данной задачи (ошибки, причины, что удалось хорошо, над чем предстоит работать), сделайте необходимые вам записи в индивидуальном листе.  

Подведение итогов  урока.

Выбери вопрос, на который ты бы хотел ответить, подводя итог урока.

Что тебя удивило ?

- Что удалось тебе и всем нам на этом уроке?

- Какое задание тебе понравилось больше всего выполнять?

- Всё ли м успели, исходя из цели урока?

- Судьба каких учителей заинтересовала тебя больше всего? Почему?  

- Где тебе понравилось работать, в группе или индивидуально?

Группа «КИД»

Направляющий:____________________________________________________ (отвечающий за решение задач)

Вычисляющий:_____________________________________________________ (отвечающий за вычисление)

Логически мыслящий:_______________________________________________ (отвечающий за логическое изложение задачи)

«КИД» - клуб интернациональной дружбы. Слышали ли вы о таком клубе? А когда-то многие ребята в нашей школе жили интересной жизнью этой организации под руководством молодой, энергичной учительницы Карюкиной Эммы Андреевны. Кроме разнообразных мероприятий самым увлекательным считалась переписка с детьми других союзных республик (Германии, Молдавии, Югославии и т.д.).

Давайте подсчитаем, сколько ребят посещало этот клуб в 1983 году, если известно, что трое переписывались с ребятами из Германии, что составило 20% от всего количества детей.

Решение:


Проанализируйте решение данной задачи (ошибки, причины, что удалось хорошо, над чем предстоит работать), сделайте необходимые вам записи в индивидуальном листе.  

Выбери вопрос, на который ты бы хотел ответить, подводя итог урока.

- Что тебя удивило?                                                                               

- Что удалось тебе и всем нам на этом уроке?

- Какие задания понравилось больше всего выполнять?

- Всё ли успели, исходя из цели урока?

- Судьба каких учителей заинтересовала тебя больше всего? Почему?  

- Где тебе понравилось работать (в группе или индивидуально)?

Группа «Выпускник»

Направляющий:____________________________________________________ (отвечающий за решение задач)

Вычисляющий:_____________________________________________________ (отвечающий за вычисление)

Логически мыслящий:_______________________________________________ (отвечающий за логическое изложение задачи)

Проработав в  Покровской школе 30 лет, Любовь Михайловна Чернышова выпустила самое большое количество выпускников.

Если это число умножить на два, а полученный результат утроить и прибавить 25, то получится 61. Сколько классов выпустила из стен нашей школы классный руководитель Чернышова Любовь Михайловна?

Решение:


Проанализируйте решение данной задачи (ошибки, причины, что удалось хорошо, над чем предстоит работать), сделайте необходимые вам записи в индивидуальном листе.  

Выбери вопрос, на который ты бы хотел ответить, подводя итог урока.

- Что тебя удивило?

- Что удалось тебе и всем нам на этом уроке?

- Какие задания понравилось больше всего выполнять?

- Всё ли успели, исходя из цели урока?

- Судьба каких учителей заинтересовала тебя больше всего? Почему?  

- Где тебе понравилось работать (в группе или индивидуально)?

Группа «Ветеран»

Направляющий:____________________________________________________ (отвечающий за решение задач)

Вычисляющий:_____________________________________________________ (отвечающий за вычисление)

Логически мыслящий:_______________________________________________ (отвечающий за логическое изложение задачи)

Мои года – моё богатство. Поистине справедливые слова, с которыми можно обратиться к учителю географии Марии Тимофеевне Клешниной. Она богата не только своим педагогическим стажем (40 лет), но и душой, добрым отношением к людям.

Много лет она проработала заместителем директора  школы, а если точно, то 65% от своего общего стажа. Сколько же лет Мария Тимофеевна возглавляла учебно-воспитательную работу в школе?

Решение:


Проанализируйте решение данной задачи (ошибки, причины, что удалось хорошо, над чем предстоит работать), сделайте необходимые вам записи в индивидуальном листе.  

Выбери вопрос, на который ты бы хотел ответить, подводя итог урока.

- Что тебя удивило?

- Что удалось тебе и всем нам на этом уроке?

- Какие задания понравилось больше всего выполнять?

- Всё ли успели, исходя из цели урока?

- Судьба каких учителей заинтересовала тебя больше всего? Почему?  

- Где тебе понравилось работать (в группе или индивидуально)?

Группа «Эколог»

Направляющий:____________________________________________________ (отвечающий за решение задач)

Вычисляющий:_____________________________________________________ (отвечающий за вычисление)

Логически мыслящий:_______________________________________________ (отвечающий за логическое изложение задачи)

Душа радуется… Так говорят люди, когда общаются с природой. Наш школьный дом и здание колхозной конторы окружены дендрариями, которые были заложены учителем биологии Томиной Лидией Петровной. Первый был заложен в 1973 году и занимал площадь около 0,52 га. А вот второй, около нашей школы, был заложен уже в 1987 году, на котором произрастает деревьев и кустарников около 42 видов.

На этом прекрасном уголке природы растёт (среди других растений) чубушник, желтушник, пузыреплодник. Причём чубушника на 11 больше, чем желтушника, а пузыреплодника на 6 больше, чем желтушника. Всего их 44 кустарника. Сколько желтушника, чубушника и пузыреплодника растёт на нашем дендрарии?

Решение:


Проанализируйте решение данной задачи (ошибки, причины, что удалось хорошо, над чем предстоит работать), сделайте необходимые вам записи в индивидуальном листе.  

Выбери вопрос, на который ты бы хотел ответить, подводя итог урока.

- Что тебя удивило?

- Что удалось тебе и всем нам на этом уроке?

- Какие задания понравилось больше всего выполнять?

- Всё ли успели, исходя из цели урока?

- Судьба каких учителей заинтересовала тебя больше всего? Почему?  

- Где тебе понравилось работать (в группе или индивидуально)?

«Кто смолоду думает и делает сам, тот становится  потом надёжнее,

крепче, умнее…»

                                

                               Индивидуальный лист

Ф.И.О. учителя

Стаж работы

Сколько % составляет от общего стажа

Правильный ответ

Кузнецова Л.В.

32



Томина Л.П.

34



Чернышова Л.М.

30



Клешнина М.Т.

40



Карюкина Э.А.

25



Рыжих О.И.

25



Общий педагогический стаж школы – 440 лет.

Города СНГ

% стажа учителя от общего стажа

Ф.И.О. учителя, посетившего город

Краснодон

7,7


Тольятти

7 и 5,7


Золотое кольцо

6,8 и 5,2


Кишинёв



Горный Алтай

5,2


Урок математики характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся.

Задачи самообразования, самоконтроля и самооценки своего труда требуют развития индивидуальных форм организации учебной деятельности.

Берутся на вооружение и групповые формы работы учащихся на уроках. Правильно организовать работу учащихся в группах - серьезная oметодическая проблема. Недопустимо, чтобы активными в неоднородных группах были только более сильные учащиеся, чтобы они навязывали другим членам группы свои мнения, решения проблем, давали списывать готовые решения задач и т. п. Непродуманная групповая работа может нанести большой вред обучению и воспитанию. Хорошо, если сильные направляют работу более слабых учащихся данной группы, помогают им продвигаться вперед, следят за успехами других.

В зависимости от поставленной цели группы могут формироваться весьма различными способами.

Типы уроков. В современной дидактической и методической литературе чаще всего применяется классификация по основной дидактической цели урока.

Пусть основная дидактическая цель урока - это ознакомление учащихся с новым материалом. В соответствии с этой целью центральным этапом урока является ознакомление с новым материалом. Остальные этапы могут либо отсутствовать, либо быть менее значимыми по сравнению с основным.

Если основная дидактическая цель урока - закрепление изученного материала, то урок естественно отнести к виду уроков по закреплению знаний и т. д. Идя таким путем, мы получим четыре основных типа уроков математики:

1. Урок по ознакомлению с новым материалом.

2. Урок по закреплению изученного.

3. Урок проверки знаний, умений и навыков.

4. Урок по систематизации и обобщению изученного материала. Заметим сразу, что рассматриваемая классификация исключает уроки комбинированного типа.

Возможны разновидности указанных выше основных типов уроков. Например, урок по закреплению знаний делится на два подтипа: урок тренировочного характера и урок творческого применения знаний. Такое подразделение связано с репродуктивным и продуктивным уровнями применения знаний. Но это не означает, что урок тренировочного характера не содержит продуктивных методов, а на уроке творческого применения знаний исключаются репродуктивные методы.

При обучении математике закрепление знаний проходит в основном через решение задач, поэтому уроки закрепления знаний называют уроками по решению задач.

В практике обучения довольно часто выделяют и говорят как о самостоятельных видах об урокахлекциях, уроках самостоятельной работы учащихся, уроках общественного смотра знаний и др.

Рассматривая эти уроки с точки зрения их основной дидактической цели, мы видим, что все они являются лишь разновидностями одного из четырех указанных выше основных типов. Урок-лекция - это урок по ознакомлению с новым материалом, а урок общественного смотра знаний - урок проверки знаний, умений и навыков и т. д. Рассмотренная классификация уроков по их основной дидактической цели не лишена недостатков. Например, названия основных типов уроков в этой классификации ничего не говорят .ни о внутренней организации учебного процесса, ни о способах проведения урока, Вот почему для характеристики уроков используются различные классификации и даже их совокупности.

На практике, кроме выше рассмотренной, получила распространение еще классификация уроков по способам их проведения.

Здесь выделяются, например, урок повторения, урок-беседа, урок - контрольная работа, комбинированный урок и т. д.

Чаще всего, характеризуя какой-либо конкретный урок, исходят из двух классификаций - по основной его дидактической цели и по способам проведения. Например, в самом названии "урок-лекция" усматривается и его основная цель, и способ его проведения.

Бесспорно, что ни одна из классификаций не может всесторонне и исчерпывающе охарактеризовать урок.

Назад к оглавлению | К следующей главе

     ыбор оптимальных методов обучения - одна из трудных методических задач. В педагогической литературе имеются рекомендации по выбору оптимальных методов обучения. Вот одна из таких рекомендаций:

"Выбор метода не будет оптимальным, если избранный метод не удовлетворяет хотя бы одному из условий, от которых он зависит:

1) цель урока (обучающая, воспитывающая и развивающая);

2) особенности содержания изучаемого материала (сложность, новизна, характер);

3) особенности учащихся класса (уровень развития мышления. уровень знаний, умений, сформированность навыков учебного труда уровень воспитанности учащихся и др.);

4) оснащенность кабинета дидактическими материалами, техническими средствами обучения;

5) эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса и т. д.);

6) индивидуальные особенности учителя (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, его отношения с классом)".

Учебный процесс предполагает органическое единство средств методов и приемов работы с организационными формами обучения Каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.

Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом общие (работа со всем классом), групповые (звено, брига да и т. д.) и индивидуальные формы ее. Указанные выше формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях.

В современных условиях обучения достаточно четко ставится вопрос о применении таких организационных форм работы на уроке которые обеспечивали бы эффективное приобретение не только знаний, умений и навыков, но и ценного опыта нравственных и коллективистских отношений.

Огромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы которые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие личности.

О структуре урока. Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы придем к понятию "структура урока". В дидактике исследуется понятие "общая дидактическая структура", сущность и компоненты которой усматриваются из схемы: 

держанию. Однако существуют общие черты в преподавательской и учебной деятельности на уроках. Процесс обучения распадается на ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задачи, обобщение и подведение итогов и др. Дидактическая задача на уроке является основанием для выделения следующих типов учебных занятий:

Комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы – объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и др.

Урок сообщение новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала;

Урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности, преимущественно упражнениям;

Обобщающий урок, на котором систематизируется изученный материал по определенным темам и разделам;

Число компонентов общей структуры неизменно - их всегда три. Будем говорить теперь о стр







1.2 Формы организации урока

Обучение осуществляется в определенных организационных формах, под которыми подразумевается урок, экскурсия, практические и лабораторные занятия, лекция, семинар, производственная и педагогическая практика, домашняя работа и др.

Сегодня в школе преобладает фронтальная форма учебной работы. Она рассчитана на учащихся с равным уровнем подготовки и позволяет всем работать в одном темпе. При такой форме работы учитель излагает учебный материал всем ученикам в одинаковом объеме и все учащиеся решают одинаковые задачи, упражнения. Она предоставляет возможность включить весь класс в активную познавательную деятельность и дает учителю выигрыш во времени.

При такой форме работы в пассивном состоянии чаще всего оказываются ученики с низким учебными возможностями. Сильным же ученикам нужны упражнения творческого, вариативного характера. Работа над такими упражнениями способствует их развитию и усвоению знаний на более высоком уровне.

Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель или заменяющий его наставник обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственнный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные возможности.

Групповое обучение предполагает работу учителя с группой учащихся. Преимущество прежде всего во времени, т.е. в производительности обучения, один учитель за одно и тоже время обучает не одного, а группу учащихся. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь создают при этом благоприятную эмоциональную атмосферу. Они оказывают заметное влияние и на развитие интереса к знаниям, и на продуктивность процесса познания.

Поэтому не случайно групповой форме учебной работы придавалось и придается большое значение. С ее помощью можно решить многие возникшие проблемы обучения. [15,5]

Самостоятельная работа учащихся - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которого учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

В дидактической и методической литературе можно встретить многочисленные классификации типов и видов самостоятельной работы учащихся по различным основаниям и критериям. Одни исследователи классифицируют самостоятельные работы учащихся по дидактической цели их применения: познавательные, практические, обобщающие; другие – по типам решаемых задач: познавательные, творческие, исследовательские и другие; по характеру коммуникативное взаимодействие учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные; по месту их выполнения: классные, домашние; по методам научного познания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику.

Однако какого бы типа и вида самостоятельную работу учащихся не организовывал учитель, важно, чтобы он учитывал и глубоко понимал специфику вида деятельности самих учащихся.

«Самостоятельная деятельность учащегося, в какой бы форме она не выступала, всегда имеет единое основание в процессе обучение – индивидуальное познание. Она базируется на трех видах деятельности ученика: 1)деятельность по усвоению понятий, теорий, закономерностей или применению готовой информации в знакомых ситуациях обучения(при решении типовых познавательных задач); 2) деятельность, целью которой является определение возможных модификаций действия усвоенных закономерностей в измененных условиях ситуаций – обучения; 3) деятельности, направленной на самостоятельное открытие закономерностей (решение творческих задач).

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.

Большое значение она имеет для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Указывая на необходимость домашней работы, Н.Я. Крупская писала: « уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками.

Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Домашняя работа характеризуется двумя признаками – наличием учебного задания, определяемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.[14,300]

Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.

Высокая эффективность урока достигается тогда, когда в ходе его оптимально сочетаются все формы учебной работы. В этом случае важно, чтобы каждая минута рабочего времени каждого ученика была сопряжена с активной деятельностью и направлена на овладение приемами самостоятельной работы.

 

1.3 Требования к современному уроку

Современные требования к уроку состоят в следующем:

1. Урок предусматривает реализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения. Воздействует на все стороны формирования ученика: пополняет запас знаний, развивает умственные силы и способности, формирует мировоззрение, нравственные, эстетические, волевые черты личности, отношение к труду.

2. Урок по форме проведения имеет строгую систему построения: определенное начало, постановку целей и задач урока, объяснение, закрепление или повторение, учебное домашнее задание. Части урока должны быть взаимосвязаны, следовать одна за другой.

3.Урок соответствует принципам обучения: он оказывает воспитывающее влияние, является научным, доступным, способствует прочному и осознанному усвоению материала, формированию умений и навыков.

4.Содержание урока соответствует учебной программе и является звеном в системе других уроков. Всегда нужно думать о том, какое содержание изучено ранее и что будут изучать школьники после данного урока. И не только помнить и знать, но и создавать в учебной деятельности тенденции к предварительному знакомству с некоторыми идеями, которые будут изучаться в дальнейшем.

5. При подготовке и проведении урока учитывается современные психолого – педагогические и методические подходы к обучению и воспитанию.

Учитель учитывает также конкретную ситуацию в школе: оборудование, технические средства, местные социальные и природные условия и др.

Успешность подготовки и проведения урока определяется пониманием основ построения учебного процесса в условиях классно-урочн







































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Решение задач"

Автор: Верёвкина Галина Егоровна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока Решение задач с помощью систем уравнений второй степени"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_rieshieniie_zadach_s_pomoshch_iu_sistiem_uravnienii_vtoroi_stiep"
    ["file_id"] => string(6) "362049"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479930487"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока: «Решение задач двумя способами. Закрепление». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-dvumia-sposobami-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "128991"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415621177"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Решение задач по теме «Фотоэффект»" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-po-tiemie-fotoeffiekt"
    ["file_id"] => string(6) "183801"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425931604"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока  «Решение задач на нахождение процентов от числа. Курить – здоровью вредить». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-na-nakhozhdieniie-protsientov-ot-chisla-kurit-zdorov-iu-vriedit"
    ["file_id"] => string(6) "217105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433237610"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Тема урока: Решение задач с помощью составления уравнения 3 класс"
    ["seo_title"] => string(68) "tiemaurokarieshieniiezadachspomoshchiusostavlieniiauravnieniia3klass"
    ["file_id"] => string(6) "298549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456339021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства