kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Расположение прямой и окружности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Взаимное расположение прямой и окружности» изучается  в 8 классе.

Основная задача учителя -  сформировать математические понятия: касательная к окружности, взаимное расположение прямой и окружности, добиться понимания и воспроизведения учащимися данных понятий через выполнение практической работы исследовательского характера.

В основу урока положена инновационная технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо),  разработанная преподавателями университета штата Северная Айова (США), которые являлись членами консорциума «За демократическое образование».
С 1997 года технологию РКМЧП применяют российские учителя.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий) «вызов – осмысление – рефлексия». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Расположение прямой и окружности »

Урок геометрии в 8 классе.

Взаимное расположение прямой и окружности

Дидактическая цель: формирование новых знаний.

Цели урока:

1) Обучающие:

сформировать математические понятия: касательная к окружности, взаимное расположение прямой и окружности, добиться понимания и воспроизведения учащимися данных понятий через выполнение практической работы исследовательского характера.

2) Здоровьесберегающие:

создание благоприятного психологического климата на уроке;

3) Развивающие:

развивать у учащихся познавательный интерес, умение объяснять, обобщать полученные результаты, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

4) Воспитательные:

воспитание средствами математики культуры личности.

Формы обучения:

по содержанию – беседа, практическая работа;

по организации деятельности – индивидуальная, фронтальная.


План урока

Блоки

Этапы урока

1 блок

Организационный момент.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

2 блок

Постановка цели.

3 блок

Ознакомление с новым материалом.

Практическая работа исследовательского характера.

4 блок

Закрепление нового материала через решение задач

5 блок

Рефлексия.

6 блок

Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания


Оборудование:

компьютер, экран, проектор; раздаточный материал.

Образовательные ресурсы:

1. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений; / Г.В.Дорофеев, М., Просвещение, 2009 г.

2. Маркова В.И. Особенности преподавания геометрии в условиях реализации государственного образовательного стандарта: методические рекомендации, Киров, 2010 г.

3. Атанасян Л.С. Учебник “Геометрия 7-9”.


Ход урока

1. Организационный момент.



Приветствие учеников.


Сообщает тему урока.


Записывают в тетради число и тему урока.



2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Выясняет, какие ассоциации возникают со словом “окружность”. Задает вопросы для повторения определений окружности, её радиуса, диаметра и хорды.

Отвечают на вопрос учителя.

3. Постановка цели урока

Обобщает цели, сформулированные учащимися, ставит цели урока

Формулируют цели урока.

4. Подготовка к изучению нового материала

Проводит игру “Верю-не верю ”.

Отвечают в тетрадях на вопросы, записанные в таблице

5. Ознакомление с новым материалом.

Организует учащихся к выступлению с новыми сведениями об окружности



Организует практическую работу.


Выступление учащегося, остальные проверяют свои ответы в тетрадях


Выполняют практическую работу, делают вывод.

6. Физкультминутка

Показывает упражнения

Выполняют упражнения

7. Первичное осмысление, закрепление через решение задач

Организует устную работу



Работа с учебником: с. 168 № 633


Обращает особое внимание на второй случай.

Устно решают задачи и комментируют решение.


Выполняют решение задач, комментируют.

Записывают в тетрадях название прямой во втором случае.

8. Рефлексия.

Объяснить, что такое синквейн

Сочиняют синквейн

9. Подведение итогов.




Постановка домашнего задания

Чему научились на уроке? Какую закономерность установили? В каком случае прямая и окружность пересекаются, касаются, не пересекаются?

1) Учащимся предлагается проанализировать кластер, составленный в начале урока, доработать его с учетом полученных знаний.

2) учебник: № 631

3) заполнить таблицу (на карточках).

Подводят итоги.




Записывают домашнее задание в дневник.


1. Организационный момент.

Учитель сообщает тему урока.


2. Актуализация знаний.

1) Выясняет, какие ассоциации возникают со словом “окружность”.

2) Повторить определение окружности, её радиуса, диаметра и хорды. Слайды 2, 3.

3) Чему равен диаметр окружности, если радиус равен 2,4 см?

Чему равен радиус, если диаметр равен 6,8 см?

3. Подготовка к изучению нового материала .

Игра “Верю-не верю ”. (Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

 

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

 

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

 

5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?

 

6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?

 

7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?

 

8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?

 

9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида?

 


4. Целеполагание.

После выполнения задания вопрос: Какова, ребята, по вашему мнению, будет цель нашего урока?

(ответы ребят, формулировка цели)

Учащиеся ставят свои цели на урок, учитель обобщает их и ставит цели урока.


5. Ознакомление с новым материалом.

1) Сообщение уч-ся

“Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л.

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.

Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его.

(По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова “Занимательная математика”).


2). Вопрос: Что нового вы узнали? Сравните с ответами “верю-не верю” в начале урока.


3) Выполнение практической работы исследовательского характера.

Цель. Установить свойство взаимного расположения прямой и окружности.

Оборудование: окружность, нарисованная на листе бумаги и палочка в качестве прямой, линейка.

Задание.

1. На рисунке (на листе бумаги) установить взаимное расположение окружности и прямой.

2. Измерьте радиус r окружности и расстояние от центра окружности до прямой d.

3. Результаты исследования запишите в таблицу.

Рисунок

Взаимное расположение

Число общих точек

Радиус окружности r

Расстояние от центра окружности до прямой d

Сравните r и d



















4. Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности в зависимости от соотношения r и d.

Вывод: Если расстояние от центра окружности до прямой равно радиусу, прямая касается окружности и имеет одну общую т очку с окружностью. Если расстояние от центра окружности до прямой больше радиуса, окружность и прямая не имеют общих точек. Если расстояние от центра окружности до прямой меньше радиуса, прямая пересекает окружность и имеет с ней две общих точки.


Остановимся на втором случае. Прямая будет называться – касательной. Если на станке затачивать ножи, коньки, то можно увидеть искры, которые летят по касательной (слайд 9), а если машина резко тормозит, то из-под колёс летят камни тоже по касательной (слайд 10), При равномерном движении тела по окружности вектор ускорения всё время перпендикулярен вектору скорости, который направлен по касательной к окружности (слайд 11).


6. Физкультминутка.

1.Горизонтальные движения глаз: направо - налево.

2.Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3.Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

4.Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

5.Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

6.Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".


7. Первичное осмысление, закрепление через решение задач.

1) Определить взаимное расположении прямой и окружности, если:

1. R=15cм, d=11см

2. R=6см, d=5,2см

3. R=3,2дм, d=4,7дм

4. R=7 см, d=0,5дм

5. R=4 см, d=40мм

d-расстояние от центра окружности до прямой, R- радиус окружности.

Ответы: 1. прямая – секущая

  1. прямая – секущая

3. общих точек нет

4. прямая – секущая

5. прямая - касательная

2) Задания учебника: № 633


8. Рефлексия написание синквейна Расположение

прямой к окружности

пересекает, касается и не пересекает

различное количество общих точек

расстояние

Многое сегодня вы узнали об окружности. Но знаете ли вы, что из окружностей можно создавать интересные рисунки и даже картины. Послушаем.

9. Подведение итогов. Чему научились на уроке?

Какую закономерность установили?

Каково взаимное расположение прямой и окружности?

В каком случае прямая и окружность пересекаются, касаются, не пересекаются?

Постановка домашнего задания:

1) проанализировать кластер, составленный в начале урока, доработать его с учетом полученных знаний;

2) учебник: № 631

3) заполнить таблицу (на карточках).

Радиус окружности

4 см

6,2 см

3,5 см

1,8 см



Расстояние от центра окружности до прямой

7 см

5,12 см

3,5 см


9,3 см

8,25 м

Вывод о взаимном расположении окружности и прямой




Прямая

пересекает окружность

Прямая

касается окружности

Прямая

не пересекает окружность

P.S. Написание синквейна


СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

СИНКВЕЙН: обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех.


ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок Расположение прямой и окружности

Автор: Абдрахманова Надия Куанышевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к  окружности. "
    ["seo_title"] => string(75) "vzaimnoie-raspolozhieniie-priamoi-i-okruzhnosti-kasatiel-naia-k-okruzhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "246668"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446438665"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности"
    ["seo_title"] => string(58) "okruzhnost-vzaimnoie-raspolozhieniie-priamoi-i-okruzhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "215157"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432582727"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Взаимное расположение прямой и окружности. геометрия "
    ["seo_title"] => string(61) "vzaimnoie-raspolozhieniie-priamoi-i-okruzhnosti-ghieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "208873"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430930218"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку   "Взаимное расположение прямой и окружности" "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-k-uroku-vzaimnoie-raspolozhieniie-priamoi-i-okruzhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "109824"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405083991"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок "Взаимное расположение прямой и окружности""
    ["seo_title"] => string(47) "urokvzaimnoieraspolozhieniiepriamoiiokruzhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "304861"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457804940"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства