kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Расположение прямой и окружности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Взаимное расположение прямой и окружности» изучается  в 8 классе.

Основная задача учителя -  сформировать математические понятия: касательная к окружности, взаимное расположение прямой и окружности, добиться понимания и воспроизведения учащимися данных понятий через выполнение практической работы исследовательского характера.

В основу урока положена инновационная технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо),  разработанная преподавателями университета штата Северная Айова (США), которые являлись членами консорциума «За демократическое образование».
С 1997 года технологию РКМЧП применяют российские учителя.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий) «вызов – осмысление – рефлексия». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Расположение прямой и окружности »

Урок геометрии в 8 классе.

Взаимное расположение прямой и окружности

Дидактическая цель: формирование новых знаний.

Цели урока:

1) Обучающие:

сформировать математические понятия: касательная к окружности, взаимное расположение прямой и окружности, добиться понимания и воспроизведения учащимися данных понятий через выполнение практической работы исследовательского характера.

2) Здоровьесберегающие:

создание благоприятного психологического климата на уроке;

3) Развивающие:

развивать у учащихся познавательный интерес, умение объяснять, обобщать полученные результаты, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

4) Воспитательные:

воспитание средствами математики культуры личности.

Формы обучения:

по содержанию – беседа, практическая работа;

по организации деятельности – индивидуальная, фронтальная.


План урока

Блоки

Этапы урока

1 блок

Организационный момент.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

2 блок

Постановка цели.

3 блок

Ознакомление с новым материалом.

Практическая работа исследовательского характера.

4 блок

Закрепление нового материала через решение задач

5 блок

Рефлексия.

6 блок

Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания


Оборудование:

компьютер, экран, проектор; раздаточный материал.

Образовательные ресурсы:

1. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений; / Г.В.Дорофеев, М., Просвещение, 2009 г.

2. Маркова В.И. Особенности преподавания геометрии в условиях реализации государственного образовательного стандарта: методические рекомендации, Киров, 2010 г.

3. Атанасян Л.С. Учебник “Геометрия 7-9”.


Ход урока

1. Организационный момент.



Приветствие учеников.


Сообщает тему урока.


Записывают в тетради число и тему урока.



2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Выясняет, какие ассоциации возникают со словом “окружность”. Задает вопросы для повторения определений окружности, её радиуса, диаметра и хорды.

Отвечают на вопрос учителя.

3. Постановка цели урока

Обобщает цели, сформулированные учащимися, ставит цели урока

Формулируют цели урока.

4. Подготовка к изучению нового материала

Проводит игру “Верю-не верю ”.

Отвечают в тетрадях на вопросы, записанные в таблице

5. Ознакомление с новым материалом.

Организует учащихся к выступлению с новыми сведениями об окружности



Организует практическую работу.


Выступление учащегося, остальные проверяют свои ответы в тетрадях


Выполняют практическую работу, делают вывод.

6. Физкультминутка

Показывает упражнения

Выполняют упражнения

7. Первичное осмысление, закрепление через решение задач

Организует устную работу



Работа с учебником: с. 168 № 633


Обращает особое внимание на второй случай.

Устно решают задачи и комментируют решение.


Выполняют решение задач, комментируют.

Записывают в тетрадях название прямой во втором случае.

8. Рефлексия.

Объяснить, что такое синквейн

Сочиняют синквейн

9. Подведение итогов.




Постановка домашнего задания

Чему научились на уроке? Какую закономерность установили? В каком случае прямая и окружность пересекаются, касаются, не пересекаются?

1) Учащимся предлагается проанализировать кластер, составленный в начале урока, доработать его с учетом полученных знаний.

2) учебник: № 631

3) заполнить таблицу (на карточках).

Подводят итоги.




Записывают домашнее задание в дневник.


1. Организационный момент.

Учитель сообщает тему урока.


2. Актуализация знаний.

1) Выясняет, какие ассоциации возникают со словом “окружность”.

2) Повторить определение окружности, её радиуса, диаметра и хорды. Слайды 2, 3.

3) Чему равен диаметр окружности, если радиус равен 2,4 см?

Чему равен радиус, если диаметр равен 6,8 см?

3. Подготовка к изучению нового материала .

Игра “Верю-не верю ”. (Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

 

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

 

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

 

5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?

 

6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?

 

7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?

 

8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?

 

9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида?

 


4. Целеполагание.

После выполнения задания вопрос: Какова, ребята, по вашему мнению, будет цель нашего урока?

(ответы ребят, формулировка цели)

Учащиеся ставят свои цели на урок, учитель обобщает их и ставит цели урока.


5. Ознакомление с новым материалом.

1) Сообщение уч-ся

“Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л.

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.

Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его.

(По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова “Занимательная математика”).


2). Вопрос: Что нового вы узнали? Сравните с ответами “верю-не верю” в начале урока.


3) Выполнение практической работы исследовательского характера.

Цель. Установить свойство взаимного расположения прямой и окружности.

Оборудование: окружность, нарисованная на листе бумаги и палочка в качестве прямой, линейка.

Задание.

1. На рисунке (на листе бумаги) установить взаимное расположение окружности и прямой.

2. Измерьте радиус r окружности и расстояние от центра окружности до прямой d.

3. Результаты исследования запишите в таблицу.

Рисунок

Взаимное расположение

Число общих точек

Радиус окружности r

Расстояние от центра окружности до прямой d

Сравните r и d



















4. Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности в зависимости от соотношения r и d.

Вывод: Если расстояние от центра окружности до прямой равно радиусу, прямая касается окружности и имеет одну общую т очку с окружностью. Если расстояние от центра окружности до прямой больше радиуса, окружность и прямая не имеют общих точек. Если расстояние от центра окружности до прямой меньше радиуса, прямая пересекает окружность и имеет с ней две общих точки.


Остановимся на втором случае. Прямая будет называться – касательной. Если на станке затачивать ножи, коньки, то можно увидеть искры, которые летят по касательной (слайд 9), а если машина резко тормозит, то из-под колёс летят камни тоже по касательной (слайд 10), При равномерном движении тела по окружности вектор ускорения всё время перпендикулярен вектору скорости, который направлен по касательной к окружности (слайд 11).


6. Физкультминутка.

1.Горизонтальные движения глаз: направо - налево.

2.Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3.Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

4.Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

5.Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

6.Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".


7. Первичное осмысление, закрепление через решение задач.

1) Определить взаимное расположении прямой и окружности, если:

1. R=15cм, d=11см

2. R=6см, d=5,2см

3. R=3,2дм, d=4,7дм

4. R=7 см, d=0,5дм

5. R=4 см, d=40мм

d-расстояние от центра окружности до прямой, R- радиус окружности.

Ответы: 1. прямая – секущая

  1. прямая – секущая

3. общих точек нет

4. прямая – секущая

5. прямая - касательная

2) Задания учебника: № 633


8. Рефлексия написание синквейна Расположение

прямой к окружности

пересекает, касается и не пересекает

различное количество общих точек

расстояние

Многое сегодня вы узнали об окружности. Но знаете ли вы, что из окружностей можно создавать интересные рисунки и даже картины. Послушаем.

9. Подведение итогов. Чему научились на уроке?

Какую закономерность установили?

Каково взаимное расположение прямой и окружности?

В каком случае прямая и окружность пересекаются, касаются, не пересекаются?

Постановка домашнего задания:

1) проанализировать кластер, составленный в начале урока, доработать его с учетом полученных знаний;

2) учебник: № 631

3) заполнить таблицу (на карточках).

Радиус окружности

4 см

6,2 см

3,5 см

1,8 см



Расстояние от центра окружности до прямой

7 см

5,12 см

3,5 см


9,3 см

8,25 м

Вывод о взаимном расположении окружности и прямой




Прямая

пересекает окружность

Прямая

касается окружности

Прямая

не пересекает окружность

P.S. Написание синквейна


СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

СИНКВЕЙН: обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех.


ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок Расположение прямой и окружности

Автор: Абдрахманова Надия Куанышевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к  окружности. "
    ["seo_title"] => string(75) "vzaimnoie-raspolozhieniie-priamoi-i-okruzhnosti-kasatiel-naia-k-okruzhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "246668"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446438665"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности"
    ["seo_title"] => string(58) "okruzhnost-vzaimnoie-raspolozhieniie-priamoi-i-okruzhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "215157"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432582727"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Взаимное расположение прямой и окружности. геометрия "
    ["seo_title"] => string(61) "vzaimnoie-raspolozhieniie-priamoi-i-okruzhnosti-ghieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "208873"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430930218"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку   "Взаимное расположение прямой и окружности" "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-k-uroku-vzaimnoie-raspolozhieniie-priamoi-i-okruzhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "109824"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405083991"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок "Взаимное расположение прямой и окружности""
    ["seo_title"] => string(47) "urokvzaimnoieraspolozhieniiepriamoiiokruzhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "304861"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457804940"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1240 руб.
2070 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства