kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок повторение "Производная и ее применение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Повторение, закрепление темы "Производная". 

История происхождения понятия "Производная"

Решение задач по данной теме.

Данная работа состоит из нескольких этапов: повторение основных понятий, проверка формул, решение задач, подготовка к ЕГЭ.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок повторение "Производная и ее применение" »

Открытый урок по теме "Производная и ее применение"

Цели:

1. Повторить, систематизировать и закрепить знания по изучаемой теме.

2. Воспитывать такие качества личности как самостоятельность, внимательность, способствовать развитию творческих способностей путем составления самостоятельной работы.

3. Побуждать учащихся к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности.

У учащихся на рабочем месте: оценочные листы, карточки с заданиями, карточки с вопросами по теории.

Вся работа на этом занятии сопровождается индивидуальным оценочным листом.

Оценочный лист учащегося.

Фамилия________________________________________________

Имя____________________________________________________

Урок

Этапы

Задания

Кол-во баллов

I

I

II

III

IV

V

Теоретическая разминка

Правила дифференцирования

Формулы дифференцирования

Устная работа

Самостоятельная работа

Решение задач на применении производной

 


V II

Решение задач на применении производной (защита проектов)


 

Итоговое количество баллов

 

Оценка

 

Во всех этапах урока за каждый правильный ответ ученик зарабатывает по 1 баллу.

За проект 5 баллов

Критерии оценок:

“5” -с 40до 47 баллов;

“4” – с25 до 30 баллов;

“3” - с 10 до 25 баллов;

“2” -меньше 10 баллов.

За самостоятельную работу выставляется отдельная оценка.

Ход урока

Ɩ. Вводная беседа (2 мин.) Слайд 1

...Нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…

Н.И. Лобачевский

I. Активизация знаний учащихся. На одном из первых уроков изучения производной я вам задала вопрос:

Мы изучаем производную. А так ли это важно в жизни?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

А начнем мы с вашего домашнего задания.

Слайд 2 (Ньютон, Г. Лейбниц, Бернулли, Лагранж, Эйлер, Гаусс, Коши. )

- Слайд 5

II. «Исторические сведения» (Дети готовят краткое сообщение)

Производная – одно из фундаментальных понятий математики.

Оно возникло в 18 веке. Независимо друг от друга И.Ньютон и

Г. Лейбниц разработали теорию дифференциального исчисления.

Был этот мир глубокой тьмой окутан.

Да будет свет! И вот явился Ньютон.

А. Поуг.

Исаак Ньютон (1643-1727) один из создателей дифференциального исчисления.

Ньютон ввёл понятие производной, изучая законы механики, тем самым раскрыл её механический смысл.

Лейбниц пришёл к понятию производной, решая задачу проведения касательной к произвольной линии, объяснив этим ее геометрический смысл.

Но это не говорит о том, что до них эти вопросы не изучались. Задолго до этого Архимед не только решил задачу на построение касательной к такой сложной кривой, как спираль, применяя при этом предельные переходы, но и сумел найти максимум функции.

Большой вклад в изучение дифференциального исчисления внесли Лопиталь, Бернулли, Лагранж, Эйлер, Гаусс, Коши. Необходимо сказать, что ни Ньютон ни Лагранж не дали четкого определения производной. Впервые определение производной было сформулировано Коши, и именно это определение стало общепринятым и в настоящее время используется почти во всех курсах анализа.

Учитель: Дифференциальное исчисление- это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники

Чтобы убедится в этом давайте вначале вспомним основные понятия, связанные с производной

III. Вопросы теории:

  • Сформулируйте определение производной функции в точке.

  • Что означает – дифференцировать функцию?

  • В чем состоит геометрический смысл производной?

  • В чем состоит физический смысл производной?

  • Какие точки называются критическими?

  • Какие точки называются стационарными?

  • Как связано возрастание и убывание функции с производной этой функции?

  • Дать алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значений функции y=f(x), непрерывной на отрезке [a;b].

  • Показать правила дифференцирования.

  • Показать формулы дифференцирования.

После каждого правильного ответа помощник учителя вывешивает магнитами на доске плакаты с ответами

Плакаты.

1 плакатОпределение. Производной функции в точке Х0 называется число, к которому стремится разностное отношение f(X0) = = при Х, стремящемся к нулю.

2 плакатОпределение. Производная с геометрической точки зрения это угловой коэффициент касательной k = tgα= f(x0).

 Определение. Производная с физической точки зрения – это мгновенная скорость V(t)= x(t).

3плакатОпределение. Внутренние точки области определения функции, в которых ее производная равна нулю называют стационарными , а точки, в которых функция непрерывна, а производная не существует, называются критическими точками этой функции

4 плакат. Алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значений функции у= f(x), непрерывной на отрезке [a; b].

Найти f(x).

Найти критические точки, т.е. где f(x)=0 и f(x) не существует, и отобрать из них те, что лежат внутри отрезка [a; b].

Вычислить значения функции y=f(x) в критических точках и на концах отрезка, и выбрать из них наибольшее и наименьшее; они и будут соответственно наибольшим и наименьшим значениями функции y=f(x) на отрезке [a;b], которые обозначают так: max[a;b] y(x) и m in[a;b]y(x).



5 плакат. Правила дифференцирования:

(u + v)= u+v

(u v)= uv + uv

()=

(Cu)= Сu, где с-const.

6 плакат. Формулы дифференцирования

С’=0     5. (cos x)’=-Sin x

(xn)’=nxn-1     6. (t g x)’=

(’=     7. (ctg x)’= -

(sin x)’=cos x      8. h(x)=g(f(x))

h’(x)=g’(f(x)) f’(x).

.

IV. этапУстная работа. (3 мин.)

Задания отразить диапроектором на экран, после ответов учащихся демонстрировать ответы на экран. Учащиеся заработанное количество баллов выставляют в оценочные листы.

а) g(x)= 2x-3; b) g(x)=3x4-7x3+2x2+ ; в) g(x)=1/х+1

г) f(x)=(x-3)4 ; д) f(x)=(3-4x)3  e) f(x)= cos5x ж) у =4х4 з)у = х3 – х2

у

=

Х6

2

К)



Ответы: a) 2; b) 12x3-21x2+4x; в) -1/х2; г) 4(x-3)3; д) -12(3-4 x)2; е) -5sin5x; ж)16х3 ; з)3х2 -2х; и) 3х5

V. этапВыполнение упражнений на нахождение производной.(7 мин.)

(работа в парах)

Раздать карточки. Как закончат, обмениваются тетрадями. Включить проектор, показывая ответы на экране. Происходит быстрая проверка и комментарий заданий. Учащиеся заработанное количество баллов выставляют в оценочные листы.

Задание для работы в парах.

Найти значение производной при заданном значении аргумента.

Вариант 1. Вариант2.

1)f(x)=4x3+6x+3; x0=1 1) f(x)=x2- 4; x0=4

2)f(x)= 3х-sin2х; x0=0 2) f(x)=x sinx; x0=

3)f(x)=sin2x; x0= 3) f(x)= 18/х, х0 = 9

По 2 балла за каждый верно выполненный пример.

VI. Производная в математике. /Задачи показать диапроектором, а решение выполнить на доске и втетради/

Слайд 6 Задачи1 (о касательной)

Определить угол, который составляет с осью ох касательная к графику функции у=2х2 в точках с абсциссами х0=

Слайд 7

Задача2. Найти наименьшее и наибольшее значение функции у=2х3 + 3х2 – 12х на отрезке [-4;2].

Слайд 8

На рисунке изображён график  производной функции  и восемь точек на оси абсцисс: . В скольких из этих точек функция  убывает?











VƖƖ. Область применение производной в других областях.

А)Применение производной в физике очень обширно.

Механическое движение- это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Основной характеристикой механического движения служит скорость, которую зная , что

Где уравнением s = s (t) - закон движения тела

Значит, чтобы найти скорость в определенный момент времени, нужно

1.Найти производную s' = s '(t).

2. Подставить в полученную формулу заданное значение времени.

Давайте рассмотрим несколько примеров.

Задание 1 Автомобиль приближается к мосту со скоростью 72 км/ч. У моста висит дорожный знак "36км/ч". За 7 сек до въезда на мост, водитель нажал на тормозную педаль. С разрешаемой ли скоростью автомобиль въехал на мост, если тормозной путь определяется формулой s=20t-t²

Решение: Найдем производную S' (t) = 20 -02t, а так как нам нужно найти скорость за 7 сек до моста т.е скорость в момент времени 7 сек,

Находим S' (7) = 20- 2* 7=6. Зная, что v(t) =S' (t), т.е v(7) = S' (7) = 6м/с=21,6км/ч

Ответ: Да, т.к. скорость через 7 сек. будет равна 6м/с (21,6 км/ч).

Производная в электротехнике

В наших домах, на транспорте, на заводах - всюду работает электрический ток.

Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц.

Количественной характеристикой электрического тока является сила тока.

В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q (t). Сила тока I есть производная заряда q по времени.



Сила тока – это как видим предел изменения заряда к изменению времени, т.е производная. (Запишем)

Задание2
Заряд, протекающий через проводник , меняется по закону

Найти силу тока в момент времени t=5 cек.

Решение: I = q'(t). Найдем производную функции

q'(t) = 2cos(2t – 10). q'(5) = 2cos(2*5 – 10) = 2*cos0 = 2, т.е I = q'(5) = 2

Ответ:сила тока равна 2 А





VIII. Домашняя работа.(Раздать заранее заготовленные карточки с заданием)

Задание 1

На рисунке изображен график  — производной функции , определенной на интервале . Найдите промежутки убывания функции . В ответе укажите длину наибольшего из них.


Задание 2

На рисунке изображен график функции  и отмечены точки -2, -1, 1, 3. В какой из этих точек значение производной наибольшее? В ответе укажите эту точку.





Задание 3

Закон изменения температуры тела в зависимости от времени задаётся уравнением T = 0,2t2. С какой скоростью изменяется температура тела в момент времени 5с ?

Задание 4

Изменение силы тока в зависимости от времени задано уравнением

I = 2t2 – 5t. Найдите скорость изменения силы тока в момент времени 10 с.

IX. ИТОГ УРОКА.

Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.

(Подсчет очков)IX;

2.

Учитель:В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:

“Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей”.

Так сказал американский математик Морис Клайн.

Спасибо за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок повторение "Производная и ее применение"

Автор: Гнездилова Мария Михайловна

Дата: 19.08.2015

Номер свидетельства: 225938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок-игра "Производня. Применение призводной" (10-11 класс) "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-ighra-proizvodnia-primienieniie-prizvodnoi-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "105099"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402818230"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "« Геометрический и физический смысл производной. Применение производной» 10 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "gieomietrichieskii-i-fizichieskii-smysl-proizvodnoi-primienieniie-proizvodnoi-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102918"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402559278"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Производная функции. "
    ["seo_title"] => string(21) "proizvodnaia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "230014"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441955372"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок"Производная. Геометрический и механический смысл производной" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-proizvodnaia-gieomietrichieskii-i-miekhanichieskii-smysl-proizvodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "141032"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418050654"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "«Тамыр ??м ясалма с?зл?р»  («Однокорневые и производные слова») "
    ["seo_title"] => string(60) "tamyr-h-m-iasalma-suzl-r-odnokornievyie-i-proizvodnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "153162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420978617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства