Просмотр содержимого документа
«Урок повторение "Производная и ее применение" »
Открытый урок по теме "Производная и ее применение"
Цели:
1. Повторить, систематизировать и закрепить знания по изучаемой теме.
2. Воспитывать такие качества личности как самостоятельность, внимательность, способствовать развитию творческих способностей путем составления самостоятельной работы.
3. Побуждать учащихся к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности.
У учащихся на рабочем месте: оценочные листы, карточки с заданиями, карточки с вопросами по теории.
Вся работа на этом занятии сопровождается индивидуальным оценочным листом.
II. «Исторические сведения» (Дети готовят краткое сообщение)
Производная – одно из фундаментальных понятий математики.
Оно возникло в 18 веке. Независимо друг от друга И.Ньютон и
Г. Лейбниц разработали теорию дифференциального исчисления.
Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
А. Поуг.
Исаак Ньютон (1643-1727) один из создателей дифференциального исчисления.
Ньютон ввёл понятие производной, изучая законы механики, тем самым раскрыл её механический смысл.
Лейбниц пришёл к понятию производной, решая задачу проведения касательной к произвольной линии, объяснив этим ее геометрический смысл.
Но это не говорит о том, что до них эти вопросы не изучались. Задолго до этого Архимед не только решил задачу на построение касательной к такой сложной кривой, как спираль, применяя при этом предельные переходы, но и сумел найти максимум функции.
Большой вклад в изучение дифференциального исчисления внесли Лопиталь, Бернулли, Лагранж, Эйлер, Гаусс, Коши. Необходимо сказать, что ни Ньютон ни Лагранж не дали четкого определения производной. Впервые определение производной было сформулировано Коши, и именно это определение стало общепринятым и в настоящее время используется почти во всех курсах анализа.
Учитель:Дифференциальное исчисление- это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники
Чтобы убедится в этом давайте вначале вспомним основные понятия, связанные с производной
III. Вопросы теории:
Сформулируйте определение производной функции в точке.
Что означает – дифференцировать функцию?
В чем состоит геометрический смысл производной?
В чем состоит физический смысл производной?
Какие точки называются критическими?
Какие точки называются стационарными?
Как связано возрастание и убывание функции с производной этой функции?
Дать алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значений функции y=f(x), непрерывной на отрезке [a;b].
Показать правила дифференцирования.
Показать формулы дифференцирования.
После каждого правильного ответа помощник учителя вывешивает магнитами на доске плакаты с ответами
Плакаты.
1 плакат. Определение.Производной функции в точке Х0 называется число, к которому стремится разностное отношение f’(X0) = = при Х, стремящемся к нулю.
2 плакат. Определение. Производная с геометрической точки зрения это угловой коэффициент касательной k = tgα= f’(x0).
Определение. Производная с физической точки зрения – это мгновенная скорость V(t)= x’(t).
3плакат. Определение. Внутренние точки области определения функции, в которых ее производная равна нулю называют стационарными , а точки, в которых функция непрерывна, а производная не существует, называются критическими точками этой функции
4 плакат. Алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значений функции у= f(x), непрерывной на отрезке [a; b].
Найти f’(x).
Найти критические точки, т.е. где f’(x)=0 и f’(x) не существует, и отобрать из них те, что лежат внутри отрезка [a; b].
Вычислить значения функции y=f(x) в критических точках и на концах отрезка, и выбрать из них наибольшее и наименьшее; они и будут соответственно наибольшим и наименьшим значениями функции y=f(x) на отрезке [a;b], которые обозначают так: max[a;b] y(x) и m in[a;b]y(x).
5 плакат. Правила дифференцирования:
(u + v)’= u’+v’
(u v)’= u’v + uv’
()’=
(Cu)’= Сu’, где с-const.
6 плакат. Формулы дифференцирования
С’=0 5. (cos x)’=-Sin x
(xn)’=nxn-1 6. (t g x)’=
(’= 7. (ctg x)’= -
(sin x)’=cos x 8. h(x)=g(f(x))
h’(x)=g’(f(x)) f’(x).
.
IV. этап. Устная работа. (3 мин.)
Задания отразить диапроектором на экран, после ответов учащихся демонстрировать ответы на экран. Учащиеся заработанное количество баллов выставляют в оценочные листы.
а) g(x)= 2x-3; b) g(x)=3x4-7x3+2x2+ ; в) g(x)=1/х+1
Ответы: a) 2; b) 12x3-21x2+4x; в) -1/х2; г) 4(x-3)3; д) -12(3-4 x)2; е) -5sin5x; ж)16х3 ; з)3х2 -2х; и) 3х5
V. этап. Выполнение упражнений на нахождение производной.(7 мин.)
(работа в парах)
Раздать карточки. Как закончат, обмениваются тетрадями. Включить проектор, показывая ответы на экране. Происходит быстрая проверка и комментарий заданий. Учащиеся заработанное количество баллов выставляют в оценочные листы.
Задание для работы в парах.
Найти значение производной при заданном значении аргумента.
Вариант 1. Вариант2.
1)f(x)=4x3+6x+3; x0=1 1) f(x)=x2- 4; x0=4
2)f(x)= 3х-sin2х; x0=0 2) f(x)=x sinx; x0=
3)f(x)=sin2x; x0= 3) f(x)= 18/х, х0 = 9
По 2 балла за каждый верно выполненный пример.
VI. Производная в математике. /Задачи показать диапроектором, а решение выполнить на доске и втетради/
Слайд 6Задачи1 (о касательной)
Определить угол, который составляет с осью ох касательная к графику функции у=2х2 в точках с абсциссами х0=
Слайд 7
Задача2. Найти наименьшее и наибольшее значение функции у=2х3 + 3х2 – 12х на отрезке [-4;2].
Слайд 8
На рисунке изображён график производной функции и восемь точек на оси абсцисс: , , , , . В скольких из этих точек функция убывает?
VƖƖ. Область применение производной в других областях.
А)Применение производной в физике очень обширно.
Механическое движение- это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
Основной характеристикой механического движения служит скорость, которую зная , что
Где уравнением s = s (t) - закон движения тела
Значит, чтобы найти скорость в определенный момент времени, нужно
1.Найти производную s' = s '(t).
2. Подставить в полученную формулу заданное значение времени.
Давайте рассмотрим несколько примеров.
Задание 1 Автомобиль приближается к мосту со скоростью 72 км/ч. У моста висит дорожный знак "36км/ч". За 7 сек до въезда на мост, водитель нажал на тормозную педаль. С разрешаемой ли скоростью автомобиль въехал на мост, если тормозной путь определяется формулой s=20t-t²
Решение: Найдем производную S' (t) = 20 -02t, а так как нам нужно найти скорость за 7 сек до моста т.е скорость в момент времени 7 сек,
Находим S' (7) = 20- 2* 7=6. Зная, что v(t) =S' (t), т.е v(7) = S' (7) = 6м/с=21,6км/ч
Ответ: Да, т.к. скорость через 7 сек. будет равна 6м/с (21,6 км/ч).
Производная в электротехнике
В наших домах, на транспорте, на заводах - всюду работает электрический ток.
Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц.
Количественной характеристикой электрического тока является сила тока.
В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q (t). Сила тока I есть производная заряда q по времени.
Сила тока – это как видим предел изменения заряда к изменению времени, т.е производная. (Запишем)
Задание2 Заряд, протекающий через проводник , меняется по закону
VIII. Домашняя работа.(Раздать заранее заготовленные карточки с заданием)
Задание 1
На рисунке изображен график — производной функции , определенной на интервале . Найдите промежутки убывания функции . В ответе укажите длину наибольшего из них.
Задание 2
На рисунке изображен график функции и отмечены точки -2, -1, 1, 3. В какой из этих точек значение производной наибольшее? В ответе укажите эту точку.
Задание 3
Закон изменения температуры тела в зависимости от времени задаётся уравнением T = 0,2t2. С какой скоростью изменяется температура тела в момент времени 5с ?
Задание 4
Изменение силы тока в зависимости от времени задано уравнением
I = 2t2 – 5t. Найдите скорость изменения силы тока в момент времени 10 с.
IX. ИТОГ УРОКА.
Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.
(Подсчет очков)IX;
2.
Учитель:В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:
“Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз, Поэзия – пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума, Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, А математика способна достичь всех этих целей”.